Онлайн-журнал о шоу-бизнесе России, новости звезд, кино и телевидения

Препарируя Звягинцева

0

Штирлиц как никогда был близок к победе. «Левиафан» Андрея Звягинцева вошел в шорт-лист «Оскара» — и у нас, впервые за много лет, появился реальный шанс получить эту награду. Потому что именно этот режиссер (да простит нас Никита Сергеевич) – главная статья российского киноэкспорта на сегодняшний день. «Возвращение» получило венецианского «Золотого льва», «Изгнание» участвовало в конкурсе каннского фестиваля, «Елену» смотрели в 45 странах мира. Что же делает фильмы Звягинцева такими особенными?

Трагическая потеря


«Что имеем – не храним, потерявши – плачем» — эта русская поговорка особенно близка режиссеру. Почти все его фильмы заканчиваются не просто на трагической ноте, а потерей любимого человека. В «Возвращении» погибает отец,  в «Изгнании» умирает жена и еще не родившийся ребенок героя, в «Елене» жена убивает мужа (пусть не слишком любимого, но все же).

Слезинка младенца

См.выше. Хотя дети в фильмах Звягинцева, как правило, остаются живы (не считая младенца в «Изгнании»), они страдают больше всего. Печальное совпадение: за два месяца до премьеры «Возвращения» утонул исполнитель одной из главных ролей, 16-летний Володя Гарин.

Возвращение
Кадр из фильма "Возвращение"

Андрей Тарковский


Тень самого знаменитого русского кинорежиссера так или иначе присутствует во всех фильмах Звягинцева: похожа и неспешная манера съемки, и внимание к деталям, и сюжеты, которые больше напоминают притчи. Неудивительно, что на Западе Звягинцева воспринимают как наследника по прямой: да он и сам не раз говорил, что его любимый фильм – это «Андрей Рублев».

Долгие паузы

Герои этого режиссера умеют красиво держать долгие паузы,  и при этом зритель не начинает зевать. К особенностям стиля режиссера относятся также крупные планы. Если бы не полудетективные сюжеты (см.ниже), фильмы Звягинцева можно было бы назвать ожившими фотографиями.

Изгнание
Кадр из фильма "Изгнание"

Детектив


Успех фильмов Андрея Звягинцева объясняется довольно просто: с одной стороны, они – для интеллигентного, думающего зрителя, который любит философию и классическую литературу, с другой – это, по сути своей, детективы. В «Возвращении» был почти хичкоковский саспенс: фильм открывается кадрами затонувшей лодки, но кто именно утонул, мы узнаем в самом финале. Герой «Изгнания» пытается понять, изменила ему жена и его ли ребенка она носит под сердцем (и в итоге угадывает неправильно). «Елена» вообще построена на убийстве. «Левиафан», кстати, не является исключением: герой пытается противостоять вору в законе, играя, по сути, на его поле.

Бог и Другой

Как у любого русского человека, отношения Звягинцева с Богом – личные, а потому сложные. Он, Бог, присутствует в каждом его фильме, иногда явно, иногда намеками. В «Возвращении» неизвестно откуда появившийся  Отец, наставляющий своих сыновей – очевидная метафора Всевышнего. В «Изгнании» герой считает Бога своим соперником (по ошибке путая его с живым человеком). «Елена» — фильм об утрате веры и о персональном апокалипсисе. Название «Левиафан» говорит само за себя – это, по Ветхому Завету, морское чудовище, в обличье которого является сам Сатана. 

Елена
Кадр из фильма "Елена"

Загрузка...