Препарируя Звягинцева
Штирлиц как никогда был близок к победе. «Левиафан» Андрея Звягинцева вошел в шорт-лист «Оскара» — и у нас, впервые за много лет, появился реальный шанс получить эту награду. Потому что именно этот режиссер (да простит нас Никита Сергеевич) – главная статья российского киноэкспорта на сегодняшний день. «Возвращение» получило венецианского «Золотого льва», «Изгнание» участвовало в конкурсе каннского фестиваля, «Елену» смотрели в 45 странах мира. Что же делает фильмы Звягинцева такими особенными?
Трагическая потеря
«Что имеем – не храним, потерявши – плачем» — эта русская поговорка особенно близка режиссеру. Почти все его фильмы заканчиваются не просто на трагической ноте, а потерей любимого человека. В «Возвращении» погибает отец, в «Изгнании» умирает жена и еще не родившийся ребенок героя, в «Елене» жена убивает мужа (пусть не слишком любимого, но все же).
Слезинка младенца
См.выше. Хотя дети в фильмах Звягинцева, как правило, остаются живы (не считая младенца в «Изгнании»), они страдают больше всего. Печальное совпадение: за два месяца до премьеры «Возвращения» утонул исполнитель одной из главных ролей, 16-летний Володя Гарин.
Андрей Тарковский
Тень самого знаменитого русского кинорежиссера так или иначе присутствует во всех фильмах Звягинцева: похожа и неспешная манера съемки, и внимание к деталям, и сюжеты, которые больше напоминают притчи. Неудивительно, что на Западе Звягинцева воспринимают как наследника по прямой: да он и сам не раз говорил, что его любимый фильм – это «Андрей Рублев».
Долгие паузы
Герои этого режиссера умеют красиво держать долгие паузы, и при этом зритель не начинает зевать. К особенностям стиля режиссера относятся также крупные планы. Если бы не полудетективные сюжеты (см.ниже), фильмы Звягинцева можно было бы назвать ожившими фотографиями.
Детектив
Успех фильмов Андрея Звягинцева объясняется довольно просто: с одной стороны, они – для интеллигентного, думающего зрителя, который любит философию и классическую литературу, с другой – это, по сути своей, детективы. В «Возвращении» был почти хичкоковский саспенс: фильм открывается кадрами затонувшей лодки, но кто именно утонул, мы узнаем в самом финале. Герой «Изгнания» пытается понять, изменила ему жена и его ли ребенка она носит под сердцем (и в итоге угадывает неправильно). «Елена» вообще построена на убийстве. «Левиафан», кстати, не является исключением: герой пытается противостоять вору в законе, играя, по сути, на его поле.
Бог и Другой
Как у любого русского человека, отношения Звягинцева с Богом – личные, а потому сложные. Он, Бог, присутствует в каждом его фильме, иногда явно, иногда намеками. В «Возвращении» неизвестно откуда появившийся Отец, наставляющий своих сыновей – очевидная метафора Всевышнего. В «Изгнании» герой считает Бога своим соперником (по ошибке путая его с живым человеком). «Елена» — фильм об утрате веры и о персональном апокалипсисе. Название «Левиафан» говорит само за себя – это, по Ветхому Завету, морское чудовище, в обличье которого является сам Сатана.