Телеканал ТНТ4 с 25 марта покажет сериал «Закон каменных джунглей» с участием Александра Петрова и Юлии Хлыниной.
«Республика ШКИД» (1966).
В Советском Союзе трудных подростков показывали с идеологически правильной стороны, то есть в контексте их исправления. Авторы книги «Республика ШКИД» — сами воспитанники Школы социально-трудового воспитания имени Достоевского, в которую попадали беспризорники с улиц или тюрем. В её замкнутых стенах подростки пытаются построить свою собственную систему правопорядка в противовес правилам воспитателей, которых они презрительно называют халдеями. Они моделируют разные политические режимы, доходят даже до революций и переворотов, но, в конце концов, ключевые персонажи находят своё место в парадигме коммунизма и после выпуска становятся комсомольцами и активистами.
«Пацаны» (1983).
Через пару лет в стране начнётся так называемая «перестройка», но в изображении трудных подростков на экране уже начинают происходить перемены. Действие фильма «Пацаны» происходит в коллективном летнем спортивно-трудовом лагере, но при этом сюжет сосредоточен на личной драме каждого героя. Поднимается идея, что импульс перевоспитания должно давать ребёнку не общество, не идеология, а в первую очередь семья. В центре внимания авторов оказываются отношения воспитанников с начальником лагеря, который пытается стать моральным ориентиром и любящим отцом для ребят, которые были лишены этого в своих родных семьях.
«Кто, если не мы» (1998).
Наступили 90-е, и кино стало рассказывать о влиянии этого непростого для страны времени на детей и взрослых. Фокус сюжета смещается на более вдумчивое изучение психологии людей под влиянием социальных потрясений. Двум пацанам надоело попрошайничать, и они решили по-быстрому ограбить магазин. В результате один из них угодил в тюрьму, другой — в интернат. Тут в их жизни появляется единственный взрослый, которому небезразлична их судьба. Но на этот раз в роли ментора не воспитатель и не образец для подражания. Это бывший следователь, которого уволили из органов за излишнюю прямоту и резкий характер. Теперь он такой же одинокий, пьющий и разбитый, как и дети-беспризорники.
«Сёстры» (2001).
Культовая и единственная режиссёрская работа Сергея Бодрова-младшего. В основном героями историй о трудных подростках становились парни, и это, конечно же, определённый стереотип. Девочкам могло достаться не меньше сложностей, и им уж точно приходилось прикладывать не меньше усилий, чтобы за себя постоять. «Сёстры» — очень редкий женский, вернее даже девичий взгляд, на тему развала института семьи в 90-е. Сводным сёстрам приходится нести ответственность за проблемы недавно вернувшегося из тюрьмы главы семейства, отца для одной и отчима для другой. Сперва девочки недолюбливают друг друга, но, пройдя через все испытания, они сближаются сами и дают на это шанс своим родителям.
«Сволочи» (2006) и «Деточки» (2012).
Далее в российском кино вновь стала популярна тема перевоспитания, как в советском прошлом, но далеко не такая добрая и оптимистичная. Последние два фильма подборки объединены в один абзац по своей идейной схожести. В них катализатором исправления становится не идеология, не семья, а некая общая цель. Но героям, как правило, приходится приносить себя в жертву этой цели. Такое своеобразное превращение сюжета «Неуловимых мстителей» из захватывающего приключения в эмоциональную трагедию. В фильме «Сволочи» беспризорников отправляют на самоубийственную миссию в фашистский тыл во время Второй мировой войны. Герои «Деточек», — детдомовцы, жёстко и хладнокровно мстят нечистым на руку чиновникам, коррумпированным полицейским, наркодилерам своего родного города. С их методами не совсем согласны органы правопорядка, однако для улиц они становятся героями.
Весь накопленный опыт кинематографа о трудных подростках находит отражение в «ЗКД». Его герои чувствуют своё одиночество в обществе, у них есть свои собственные цели и понятия, на жесткость они решаются только под давлением обстоятельств извне. К чему это приведёт современных ребят — смотри с 25 марта на телеканале ТНТ4 по 2 серии в день.