Отец солдата, Маэстро и офицеры: памятники фильмам о Великой войне
В 2014 году два культовых советских фильма о Великой Отечественной войне празднуют юбилей: «Отец солдата» вышел на экраны 50 лет, а «В бой идут одни старики» — 40 лет назад. Еще один из великой тройки фильмов — «Офицеры», тоже перешагнул 40-летний рубеж. Кроме всенародной любви эти картины объединяет еще одно обстоятельство: героям фильмов поставлены памятники
От автора
Признаюсь: я случайно наткнулась на упоминание об одном из таких памятников, в дискуссии на своей страничке в Facebook. Стала искать целенаправленно и нашла еще два. И знаете что? Мне жаль, что их так мало – памятников. Замечательных фильмов о войне куда больше.
Что объединяет эти фильмы, что заставляет нас пересматривать их снова и снова? Убеждена, что самое главное – в невероятной доброте, человечности и таланте создателей. Никакой пропаганды. Никакого нравоучения. По сути, никакого особенного «экшена». А слезы капают…
«Отец солдата», 1964 год
Автор сценария этого замечательного фильма Сулико Жгенти во время Великой Отечественной войны добровольцем ушел на фронт, служил в морских десантных частях, был тяжело ранен. Прототип главного героя фильма «Отец солдата» служил вместе с Сулико Жгенти. И его звали Георгий Махарашвили. Таким он и остался в фильме.
«Ночной поход, тащишь пулемет, а он помогает, подхватывает», – вспоминал сценарист. Даже такой эпизод в фильме, когда Махарашвили берет землю и говорит, что «пора пахать, сеять», был на войне. «Весна, проснулся и вижу – берет наш старик штык и ковыряет им землю, а после сажает зерно», – рассказывал Сулико Жгенти.
Памятник Георгию Махарашвили – Отцу солдата, стоит в его родной деревне, в Кахетии. Только лицо у него – лицо Серго Закариадзе.
Простой кахетинский виноградарь, мудрый старик, отлитый в меди, возвратился навсегда на родную землю. Плащ и шлем погибшего сына держит он в руках. У ног 15-метрового великана стоят четыре бастиона — по количеству лет войны, по обеим сторонам — Стена Памяти и Стена Вечности, на которых высечены имена всех кахетинцев, погибших в годы Великой Отечественной войны, а в центре — Вечный огонь.
Внизу на барельефе выбили имена всех жителей сел района, которые не вернулись с войны. В списке почти половина из них носит фамилию Махарашвили.
Памятник Георгию Махарашвили – Отцу солдата
Факты о фильме
В основу сценария легла реальная история. Сценарист Сулико Жгенти, который в 16 лет ушел на фронт добровольцем, воевал в морских десантных частях, был ранен и награжден четырьмя медалями. Получив весточку о том, что сын находится в госпитале, отец отправился навестить Сулико, но не застал его в лазарете. Эта реальная история и легла в основу сценария фильма.
Серго Закариадзе был единственным претендентом на роль. Он так относился к съемкам: в костюме Махарашвили актре спал, чтобы раньше всех отправиться на съемки. Военные баталии снимались далеко от гостиницы, где жили актеры. Но уже в шесть утра он сидел на первом сиденье возле шофера в автобусе и ждал остальных участников съемочной группы.
По признанию Резо Чхеидзе, лучшей рецензией на фильм «Отец солдата» стало письмо, которое режиссер получил из Севастополя. В нем рассказывался конкретный случай, когда молодой человек пришел в милицию, чтобы признаться в совершении кражи. Когда у него спросили, почему он пошел на этот шаг, тот ответил: «Я только что посмотрел фильм «Отец солдата» и решил, что буду честно жить на белом свете».
«В бой идут одни старики», 1974 год
Автору сценария, режиссеру и исполнителю главной роли Маэстро – Леониду Быкову всю жизнь мечталось если не летать, то снять фильм о боевых летчиках времен Великой Отечественной. И вот эта мечта сбылась – он преодолел невероятное количество трудностей, но снял «В бой идут одни старики». И таково невероятное очарование этого фильма, что его не только смотрят и пересматривают уже 40 лет, но и ставят памятники.
Первый из низ поставлен в Киеве, недалеко от аллеи Славы. Маэстро присел на крыло самолета, только что вернувшись из боя. У него лицо Леонида Быкова, гимнастерка с орденами и рядом – крыло самолета с прославленными нотами. Памятник посвящен не только фильму и его создателю, но всем военным летчикам.
А в Харькове недавно поставлен памятник еще одному герою любимого фильма – механику Макарычу. Поставлен он на территории университета Воздушных сил, и деньги на создание памятника собирали выпускники факультета авиационных инженеров. Правда, средств на бронзу не хватило, и поэтому Макарыча отлили из бетона. Как рассказывал скульптор Олег Шевчук – автор памятника: «Я изобразил кадр из фильма, на Макарыче — так называемая, техничка, надетая на форму, на голове — фуражка Быкова, в кармане — собственная пилотка…».
Памятник «В бой идут одни старики» Леонид Быков
Факты о фильме
Прототип Маэстро, летчик Виталий Попков, летал на одном из двух самолетов, купленных на деньги джаза Утесова и подаренных полку, которым командовал сын Сталина – Василий Сталин. «Леонид Осипович со своими музыкантами приезжал к нам на аэродром, и мы вместе играли и вместе пели» — рассказывал Виталий Попков.
Поскольку Быков не любил, когда его дублировали, он все трюки старался делать сам. И за время съемок вполне прилично освоил управление самолетами. Правда, в воздух он их не поднимал, но зато самостоятельно запускал двигатель и рулил по аэродрому.
На широкий экран фильм вышел 12 августа 1974 года. И уже к концу года собрал на своих сеансах 44 миллиона 300 тысяч зрителей (4-е место), что явилось большой неожиданностью: к тому времени фильмы о Великой Отечественной войне такой «кассы» практически не собирали.
«Офицеры», 1971 год
Целые поколения выросли, многие ушли. Почти не осталось уже тех, кто проливал кровь за нас в Великой Отечественной. Люди мыслят по-другому, по-другому относятся к тому, что было, к войне, к жизни в целом. И все же этот фильм остается без преувеличения – культовым.
В России 23 февраля обязательно показывают этот фильм. А потом еще раз – на День Победы. И знаете, эта человеческая история, растянутая на несколько поколений, не надоедает.
Мы как родных знаем Алексея Трофимова, Любашу и красавца Ивана Варавву. Теперь мы можем прийти и поклониться офицерам, запечатленным в камне. В Москве на Фрунзенской набережной встречаются постаревшие генералы Иван и Алексей, на скамейке их ждет Любаша, а к деду и бабушке спешит маленький Ваня, суворовец и будущий офицер.
Открывал памятник Министр обороны России Сергей Шойгу, который сказал так: «Наше поколение благодарно Василию Лановому, Георгию Юматову, Алине Покровской за те образы, которые они передали нам из тех давних поколений, от героев былых времен».
Памятник «Офицеры»
Факты о фильме
На бессловесную, но важную роль Ванечки, внука Трофимовых, в нескольких эпизодах требовался очень юный артист — годовалый ребенок. В Доме малютки нашли 11-месячного малыша Володю Селиванова, мальчика с судьбой, позаимствованной как будто из романа Дюма. Отец поставил вопрос ребром: или я, или ребенок, и она выбрала мужа. Это не помогло — молодая «семья» вскоре распалась. Впрочем, мать все равно не спешила за сыном в детдом, но вмешался случай. Она попала на сеанс «Офицеров» и узнала сына в юном актере. Лишь тогда сердце непутевой родительницы дрогнуло, и после полутора лет в детском доме Володя обрел настоящую семью.
Во время съемок чуть не погибла исполнительница роли Любаши Алина Покровская: ее понес конь во время съемок сцен с басмачами. Через несколько дней едва не погиб второй режиссер Владимир Златоустовский. И третьим, кто едва избежал гибели, стал оператор картины Михаил Кириллов. Чтобы снять рельсы под мчащимся поездом, ему пришлось привязать себя под вагоном. Но от тряски веревка развязалась и оператор рухнул на рельсы. От гибели его спасло лишь то, что поезд в тот момент замедлил ход.
Никто не подозревал, что «Офицеры» будут так популярны. Премьера фильма состоялась в межсезонье, в конце июля. Но на просмотре оказалась супруга тогдашнего министра обороны Андрея Антоновича Гречко. Она была потрясена увиденным — в Любе Трофимовой она узнала себя. Она немедленно поделилась впечатлениями с мужем, он запросил копию фильма и отправился смотреть ее на дачу к главному кинокритику страны, Леониду Ильичу Брежневу. «Офицеры» привели Генерального секретаря и его окружение в восторг, и в сентябре, когда в столицу подтянулся отпускной народ, состоялась повторная премьера. Она прошла при аншлаге.