Онлайн-журнал о шоу-бизнесе России, новости звезд, кино и телевидения

«Основной инстинкт»: секс и истоки зла

0

Голландский режиссер Пол Верховен сказал однажды: «Люди боятся видеть на экране секс – как если бы он был чем-то аморальным». После успеха «Робота-полицейского» и фантастического триллера «Вспомнить все» он решил снять «Основной инстинкт» — первый американский фильм, в котором, по словам режиссера, будет «все и без купюр».

Люди более моральны, чем они думают, и гораздо более аморальны, чем могут себе вообразить — Зигмунд Фрейд

Сексуальная революция в Голливуде началась именно с «Основного инстинкта». До Верховена секс и насилие крупным планом считались атрибутами фильмов категории B — приличные люди такое кино если и смотрят, то только после полуночи, уложив спать детей и хорошенько заперев двери спальни. Но «Основной инстинкт» прошел во всех кинотеатрах США, став в 1990-е годы одним из самых прибыльных фильмов. Это впечатляет, ведь Верховен снял ленту в те годы, когда весь мир панически боялся СПИДа, а любой секс вне брака считался занятием рискованным.

Верховен как-то признался: «Ни одно сексуальное приключение из моих фильмов не придумано. Оно пережито или мною, или кем-то из моих друзей». Правда, история умалчивает, встречался ли он в действительности с лесбиянкой и психопаткой, которая настолько ненавидит мужчин, что убивает их ножом для колки льда…

По словам режиссера, идея «Основного инстинкта» принадлежит целиком и полностью ему – это своеобразная адаптация его голландского фильма «Четвертый мужчина». В этой ленте писатель-бисексуал попадает в объятья роковой женщины, настоящей «черной вдовы», которая уморила уже трех своих мужей и подыскивает кандидатуру четвертого.

Однако по официальной версии сценарий «Основного инстинкта» написал Джо Эстерхаз еще в 1980-е. Дело было так… Эстерхаз заперся в своей квартире на десять дней и под музыку группы The Rolling Stones расписал сюжет про детектива, который ищет убийцу рок-звезды — и находит его (то есть ее) в… своей постели.

Прообразом детектива стал помешанный на адреналине и наркотиках коп, которого Эстерхаз знал со времен своей работы в уголовной хронике одной из газет. Кстати, в оригинальном сценарии герой был чуть ли не вдвое моложе Майкла Дугласа. Это не единственное расхождение с фильмом: в сценарии полицейский был бисексуалом. За сценарий студия выложила рекордную сумму — $3 млн. Никто не сомневался, что фильм станет сенсацией. Оставалось самое главное — найти настолько бесстрашных актеров и режиссера, которые бы показали на экране все. С кандидатурой режиссера определились быстро: когда отказался Милош Форман, это место моментально занял Пол Верховен. С актерами было гораздо сложнее.

Роль полицейского Ника Куррана предлагали Харрисону Форду, Кевину Костнеру, Роберту Де Ниро, Шону Пенну, Тому Хэнксу, Чарли Шину, Сильвестру Сталлоне, Джеку Николсону, Брюсу Уиллису, Аль Пачино, Николасу Кейджу, Дэннису Куэйду, Джеффу Бриджесу и Джону Траволте. Но всех без исключения актеров смущала перспектива полностью обнажаться в кадре и играть сексуальные сцены без дублеров. Самым смелым оказался Майкл Дуглас, который тем не менее оговорил для себя особые условия. Он убедил сделать своего персонажа гетеросексуальным и более мужественным, а также получил разрешение самые откровенные сцены играть в презервативе.

Поиски актрисы затянулись на гораздо больший срок. Сценарий посылали пяти десяткам звезд – включая, например, Джейми Ли Кертис, Дайану Китон, Ким Бейсингер, Бриджит Фонду, Джоди Фостер, Мелани Гриффит, Анжелику Хьюстон, Джулию Робертс, Мадонну… Наконец Верховен вспомнил про малоизвестную в то время актрису Шарон Стоун, которая сыграла в снятом им блокбастере «Вспомнить все» роль жены персонажа Арнольда Шварценеггера. По мнению Верховена, она выглядела идеальной «грешницей, которая притворяется святошей». Сама же Стоун, получив предложение поучаствовать в кастинге, сомневалась, что ее возьмут: «Все знали, что в «Основном инстинкте» сыграет звезда. А я в то время если и была звездой, то, наверное, только «Полицейской академии 4».

За роль в фильме Шарон предложили совсем небольшую сумму – $500 тыс. (для сравнения – у Дугласа был гонорар в $14 млн). И, в отличие от своего партнера, Стоун не имела возможности выдвигать продюсерам встречные условия. Но Шарон согласилась на все: она была актрисой, что называется, без комплексов. Да и что ей терять? В 1991-м ей исполнялось уже 33 года, карьера явно не задалась, и, по признанию актрисы, если бы не «Основной инстинкт», она бы ушла учиться на адвоката.

После пяти месяцев шлифовки сценария и изменения названия (в первоначальной версии фильм должен был называться «Любовь убивает»), начались съемки в Сан-Франциско. Но на студии произошла утечка информации — и детали сюжета стали достоянием общественности. Больше всего были возмущены представители сексуальных меньшинств: по их мнению, образ писательницы Кэтрин, лесбиянки, которая ненавидит мужчин, может негативно повлиять на отношение к сексуальным меньшинствам в целом. Поэтому каждый день к месту съемок стекались небольшие группы демонстрантов и мешали работе, требуя изменить сценарий. Раздраженный Верховен дал интервью об «ограниченности» некоторых «особых» групп населения — и это еще больше разозлило публику. Съемочную группу охраняли 200 полицейских, но нападки на «Основной инстинкт» продолжались даже во время премьеры. Рядом с кинотеатрами дежурили те самые протестанты с транспарантами «Это сделала Кэтрин!», пытаясь таким образом уничтожить главную интригу фильма.

Правда, «Основной инстинкт» был интересен не только из-за интриги вокруг личности убийцы, но и благодаря своим сексуальным сценам. Верховен, большой мастер по этому вопросу (в Голландии, помимо «Четвертого человека», у него вышел очень откровенный фильм «Турецкие наслаждения»), уделял эротическим эпизодам первоочередное внимание. По его словам, взаимоотношения Ника и Кэтрин похожи на «горизонтальный танец Фреда Астера и Джинджер Роджерс» — только без одежды. Одну только ключевую сексуальную сцену снимали целую неделю! И если Дуглас немного стеснялся, то Стоун чувствовала себя на съемочной площадке вполне раскованно. «Помню, меня тогда больше волновало, не слишком ли большая у меня в кадре задница, — признавалась позже актриса. — И еще хотелось капучино. Только потом я поняла, что после некоторых сцен в «Основном инстинкте» зрители знают меня лучше личного гинеколога».

До сих пор не утихают споры о «той самой сцене», в которой Кэтрин на допросе в полицейском участке перекладывает ногу на ногу — и оказывается, что на ней нет нижнего белья (кстати, это эпизод из биографии режиссера – подобным образом Верховена соблазнила подружка во время учебы в университете). По официальной версии Пол попросил Шарон снять белье, заявив, что оно слишком бликует. Актриса повиновалась. А о том, что камера заглянула ей прямо по юбку, узнала уже на пресс-показе, когда было поздно что-либо менять. Небольшой моральной компенсацией для Шарон стала пощечина, которой та наградила режиссера.

Верховену все-таки не позволили показать в кадре эрегированный пенис – иначе фильм посчитали бы порнографическим. Режиссеру «утешился» демонстрацией мужского достоинства… у трупа. Вообще же «Основной инстинкт» пришлось перемонтировать 14 раз, чтобы его разрешили к показу в кинотеатрах. И до сих пор ходит легенда про абсолютно полную, режиссерскую, версию, которую Пол держит в личном сейфе, опасаясь грандиозного скандала.

В конечном итоге провокация Пола Верховена вполне удалась. По мнению режиссера, он снимал фильм об истоках зла. «Оно присутствует в нашей жизни, зло прячется за углом, — уверял Верховен. — Люди все время чего-то боятся — СПИДа, потерять работу, насильника в подворотне. Как в фильмах Хичкока: убийца подкарауливает свою жертву и ждет, пока та придет на кухню, нальет себе кофе и расслабится. Точно так же и в моем фильме убийца поджидает жертву… только не на кухне, а в спальне».

В 2006-м на экраны вышел сиквел «Основного инстинкта», но он разделил участь других продолжений фильмов Верховена, снятых не им самим. «Основной инстинкт 2» провалился в прокате и был обруган критиками, как это произошло со вторыми «Роботом-полицейским»  и «Звездным десантом». Шарон Стоун, по сути, так и осталась звездой одного фильма, а, точнее, одной-единственной сцены — той самой, за которую она влепила режиссеру пощечину. Кстати, в отличие от Верховена она не наделяет «Основной инстинкт» какими-то философскими идеями, считая его всего-навсего хорошим кассовым триллером, «как раз на два ведерка попкорна». А секс… В фильме он, по мнению Стоун, «плод фантазии режиссера — известного мачо». Актриса так пояснила свои слова: «Вы когда-нибудь занимались подобным сексом? Вы были знакомы с кем-то, кто использовал подобные, анатомически невозможные, позы? Вы знаете женщин, которые получали оргазм за две минуты? Если да, пришлите их ко мне домой — я возьму пару уроков».

Загрузка...