Онлайн-журнал о шоу-бизнесе России, новости звезд, кино и телевидения

Мой «Властелин»

0

Больше десяти лет назад Питеру Джексону удалось создать мир Средиземья Джона Рональда Руэла Толкина.

Писатель работал над книгой «Властелин колец» одиннадцать лет, Джексон над трилогией — около семи.

«Властелин Колец» — первая и пока последняя экранизация романа, снятая с участием живых актеров. Вообще-то Толкин был не против кинематографа, но, как часто случается с великими книгами, большинство продюсеров и режиссеров решили, что это просто невозможно экранизировать. Да и сам Толкин, бывало, прочитав тот или иной сценарий, запрещал претворять его в жизнь.

Разговоры о возможном переносе Средиземья на экран начались в конце 1950-х. Десять лет спустя Толкин продал права на экранизацию компании United Artists. Еще через десять лет продюсер Сол Заенц перекупил договор, заплатив потомкам писателя $15 млн.

В разное время за съемки романа хотели взяться Стэнли Кубрик, Джон Бурмен, даже музыканты группы The Beatles! Но абсолютно всех отпугивал масштаб и, конечно, мера ответственности перед миллионами поклонников произведения.

В 1978 году вышел полно­метражный мультфильм режиссера-экспериментатора Ральфа Бакши. Анимационный «Властелин» объединил две первые части романа — «Братство Кольца» и «Две крепости», — на большее элементарно не хватило финансирования. Резонанс, вызванный мульт­фильмом, был не таким уж большим, но  фанаты у него все-таки появились, и в их числе 17-летний Питер Джексон.

В середине 1990-х в Голливуде снова возникла мысль снять «Властелина Колец» — на этот раз «как следует». И Джексон вцепился в эту идею, как голодная собака в кость, — в общем, другие претенденты на режиссерское кресло даже не рассматривались. Чтобы доказать, что справится, Джексон снял на личные средства мини-фильм, в котором роли исполняли игрушечные солдатики. Он предъявил студии Miramax собственноручно сделанные макеты и целые тома листков с точной раскадровкой каждого эпизода.

Однако прежде чем получить зеленый свет (и практически неограниченные возможности бюджета), трилогия перешла в более мощную кинокомпанию New Line Cinema, так как Miramax решила, что такую эпопею не потянет.

Джексон сразу же заверил толкинистов, что будет придерживаться первоисточника и не собирается снимать яркую сказочку для детишек. Он связался с художниками, которые когда-то оформляли издания «Властелина», — Аланом Ли и Джоном Хоувом. Кстати, сейчас они работают и над новой эпопеей «Хоббит», первый фильм которой — «Нежданное путешествие» — уже вышел на экраны.

Съемки было решено проводить в Новой Зеландии: природа и климат там соответствовали представлению Питера Джексона о Средиземье. Таким образом в экономику страны перетекло порядка $200 млн. Правительство даже учредило должность министра по делам «Властелина Колец», в чьи обязанности входило максимально облегчить работу киношников. Даже сейчас те съемки продолжают приносить Новой Зеландии прибыль: почти сотню бывших съемочных локаций, рассеянных по всему острову, активно посещают туристы.

Пока специально привезенные овцы регулировали высоту травы в долине, где предстояло поселиться хоббитам, а бригада рабочих рыла 37 хоббитских нор, Питер Джексон набирал команду актеров. Одним из первых в трилогию пришел Кристофер Ли (Саруман) — у него были особые привилегии. Он, единственный из всех артистов, не просто общался с автором романа, но и дружил с ним. Толкин не раз говорил, что если фильм по «Властелину» будет когда-нибудь снят, Ли непременно должен сыграть в нем роль… Гэндальфа. Но Джексон, лишь только познакомился с Ли, тут же решил, что тот сыграет Сарумана.

Надо сказать, роль злого мага пришлась актеру по вкусу: Ли привык играть отрицательных персонажей (в его фильмографии было и Чудовище Франкенштейна, и граф Дракула).

На роль Гэндальфа режиссер приглашал Энтони Хопкинса, но тот отказался. Отверг предложение и Шон Коннери, который вообще «не понял, что здесь играть». Так в проекте появился Йен Маккеллен.

Маккеллен, к большому изумлению Джексона, романа не читал и особого пиетета перед своим героем соответственно не испытывал. Зато он веселил всю съемочную группу анекдотами и шутками. Например, в одной из массовых сцен вместо положенного «Смерть Саруману!» завопил неожиданно: «Смерть «Звездным войнам»!»

На роль Арагорна Джексон поначалу рассматривал двух актеров: Дэниела Дей-Льюиса и Расселла Кроу. Дей-Льюис не особенно заинтересовался, а Кроу не отпустили долгосрочные контракты в Голливуде. Тогда режиссер пригласил Стюарда Таунсенда. Парень прошел полуторамесячную подготовку, научился держаться в седле и неплохо владеть мечом… но уже в начале съемок Джексон понял, что для Арагорна 26-летний Стю слишком молод. И его место занял 41-летний Вигго Мортенсен. Между прочим, на решение, сниматься ему в трилогии или нет, повлиял 11-летний сын Генри (позже он сыграет в фильме эпизодическую роль). Понимание того, что Мортенсен и есть Арагорн, возникло во время проб. Вигго вспоминал, что в какой-то момент Джексон начал обращаться к нему по имени героя. К тому же актер оказался прирожденным бойцом! Мортенсен наотрез отказался использовать бутафорское оружие — для него изготовили меч из стали, который он повсюду таскал с собой. Кроме того, Вигго вызвался сам выполнять все опасные трюки, что потом вылилось в многочисленные микротравмы и ушибы. А его любовь к лошадям стала легендой. После окончания съемок Мортенсен выкупил у студии двух коней. На одном из них ездил в фильме сам, на другом — Лив Тайлер (Арвен). Миранда Отто, игравшая влюбленную в Арагорна принцессу Эовин, вздыхала: «Я прекрасно понимаю свою героиню! Разве можно не влюбиться в такого муж­чину?!»

На роль красавицы-эльфийки Арвен пробовалась Ума Турман. Но, забеременев, она отказалась сниматься. Так Арвен сыграла Лив Тайлер. При большом дефиците женщин на площадке актрисе всегда уделялось повышенное внимание, которое ее немного смущало. Поэтому когда в проект пришла Миранда Отто, Лив встретила ее с радостью: «Ну наконец-то в этом фильме появилась еще одна женщина!»

Музыкант Дэвид Боуи предлагал себя на роль полуэльфа Элронда, но Питер Джексон предпочел ему Хьюго Уивинга. А вот Орландо Блума, который пробовался на Фарамира, режиссер «перетащил» на роль эльфа Леголаса. Вчерашний выпускник театральной школы, Блум очень старался. За два месяца он научился мастерски стрелять из лука.

Наконец, актерский состав трилогии невозможно представить без исполнителя роли Голлума — Энди Серкиса. Игра актера с помощью многочисленных датчиков переносилась на компьютер, где потом накладывался образ рисованного существа. Режиссеру показали почти тысячу эскизов, пока он не решил, как именно должен выглядеть этот жалкий злодей. Насчет же Серкиса сомнений у Джексона не было. Когда Энди появился на съемочной площадке и произнес с придыханием: «Моя прелесть», режиссер пришел в невероятный восторг. По словам Серкиса, он сымитировал… кошку, срыгивающую комок шерсти.

Серкис вместе со своим героем и ловил рыбу в ледяной воде, и потом сам же рвал ее зубами (правда, актеру для этого случая подготовили рыбу из карамели). С собой он постоянно носил бутылочку «сока Голлума» (горячая вода с медом, лимоном и имбирем), чтобы прочищать горло. И еще не закончились съемки, а Питер Джексон заявил, что будет лоббировать кандидатуру актера в оскаровских номинациях. Но, увы, как бы шикарно ни сыграл Энди, поскольку его лица в кадре нет, значит, и номинация ему не положена.

Премьера фильма «Властелин Колец: Братство Кольца», состоявшаяся в Веллингтоне, собрала огромную толпу: на улицу вышел каждый четвертый житель города. Новая Зеландия обрела новое национальное достояние, а мировой кинематограф — один из самых масштабных шедевров.

Только цифры

    15    — эскизов кольца было сделано

    17    — премий «Оскар» получила трилогия

    30    — актеров учили вымышленные языки

    50    — костюмеров помогали главному художнику по костюмам Нгиле Диксон

    250    — лошадей снимались в самых масштабных сценах

    559    — человек заявлено в финальных титрах финальной части

    1460    — столько яиц готовилось на завтрак для съемочной группы каждое утро

    10 тыс.    — голов орков вышло из бутафорских мастерских

    19 тыс.    — костюмов было сшито

    20 тыс.    — статистов участовали в съемках самой массовой сцены

    48 тыс.    — единиц оружия и доспехов было изготовлено для съемок

    $290 млн      — бюджет всех картин

    $3 млрд        — собрала трилогия в прокате

Загрузка...