Онлайн-журнал о шоу-бизнесе России, новости звезд, кино и телевидения

Микаэл Таривердиев и кино: 5 музыкальных шедевров

0

15 августа 1931 года родился Микаэл Таривердиев – гениальный советский композитор, написавший музыку к ста тридцати двум фильмам. Многие его песни оказались по-настоящему бессмертными и по-настоящему народными. В день рождения Музыканта с большой буквы мы решили вспомнить пять его киношедевров.

«Мгновения» (к/ф «Семнадцать мгновений весны», 1973 г.)


Микаэл Леонович написал все песни и музыкальные темы к этому легендарному фильму. Однако с «Мгновениями» связана особая история. Дело в том, что режиссер Татьяна Лиознова никак не могла определиться, кто же будет исполнять главную песню фильма. Записывать ее приглашали самых именитых певцов – Валерия Ободзинского, Муслима Магомаева и даже Валентину Толкунову. Однако, Лиознова браковала всех: «исполнение не совпадает с образом Штирлица». Фильм был снят, и даже сформированы титры. А режиссер все не могла найти достойного исполнителя. Когда же наконец Татьяне Михайловне предложили кандидатуру Иосифа Кобзона, она и вовсе заявила: «Чтоб в фильме и близко Кобзона не было!». Певец очень обиделся. Однако ситуация разрешилась, когда оказалось, что режиссер имеет в виду – она требовала именно для этой песни сменить манеру пения. Кобзон согласился. И – вошел в историю. А вот в титры его имя поставить уже не успели. Интересно, что при прослушивании «Мгновений» Кобзона действительно трудно узнать – он поет каким-то «иным» голосом.


«На Тихорецкую состав отправится» (к/ф «Ирония судьбы или С легким паром», 1975 г.)


Успех культового советского фильма во многом обеспечил талант Микаэла Леоновича – все песни для картины написал он. Однако не многие знают, что причиной пригласить в фильм Таривердиева стала одна из самых «народных» песен «На Тихорецкую». Эта песня, единственная, была написана не для фильма, а раньше. Вышло так, что на стихи Михаила Львовского музыку написали сразу двое – Геннадий Гладков и Микаэл Таривердиев. Варианты стали одинаково популярны, но гладковский – в Питере, а таривердиевский – в Москве. Его-то и захотел взять в свой фильм Рязанов. А заодно попросил композитора написать еще пару песен (изначально Рязанов планировал пригласить в фильм разных композиторов). Но вышло иначе. Вместо двух песен Таривердиев написал дюжину, и все они так понравились Рязанову, что больше в картину он никого приглашать не стал. Замечательно, что история незатейливой песенки, исполненной в фильме Аллой Пугачевой, не закончилась и на этом. Позже ее перепели Татьяна Доронина и Владимир Высоцкий.


«Маленький принц» (к/ф «Пассажир с «Экватора», 1968 г.)


Одна из самых сказочных песен советского кино была написана для детского фильма. Интересно, что авантюрный детский экшн, в котором пионеры обезвреживают иностранного шпиона, в обилии советского детского кино потерялся. А вот песня, оторвавшись от него, вскоре стала популярнейшим хитом. С «Маленьким принцем» связана история творческого дуэта Микаэла Таривердиева и певицы Елены Камбуровой. В фильме песню исполнила именно она, и впоследствии «Маленький принц» считался ее визитной карточкой.

Окрыленные успехом, Камбурова с Таривердиевым готовили творческие планы, пока их не рассорил случай. Дело в том, что изначально Камбурову рассматривали, как основную вокалистку в готовящийся к съемкам фильм «Ирония судьбы или С легким паром». Но не сложилось. Обидевшись, певица разорвала отношения с композитором навсегда.

Но… и это не остановило полет сквозь время «Маленького принца». К сегодняшнему дню песня считается рекордсменом по количеству перепевов. В разное время ее пели Эдуард Хиль, Алиса Фрейндлих, Виктор Вуячич, Галина Беседина и Сергей Тараненко, Валерия, Татьяна Буланова и даже Глюкоза.


«Любовь – это то…» (к/ф «Король-олень», 1969 г.)

Незатейливая песенка про любовь, исполненная в этой философской сказке для взрослых в стиле дель-арте Аллой Пугачевой и Юрием Яковлевым (Анджела и Король), стала одной из любимых у советского зрителя.

А для будущей Примадонны – дебютом в кино, за что она навсегда осталась благодарна Микаэлю Леоновичу.

«Почему он выбрал для этого фильма меня? – позже вспоминала Примадонна. — Он называл меня ребенком… Я была такой худенькой тростиночкой и достаточно чистым существом… И он почувствовал это во мне».

Кроме того, есть мнение, что в песнях для этого фильма отразилась личная история любви Таривердиева, оказавшаяся трагичной. В 60-е годы он был сильно влюблен в актрису Людмилу Максакову. Как-то раз они ехали на машине ночью по Ленинградскому проспекту. Максакова была за рулем и насмерть сбила человека. Таривердиев взял вину на себя и был осужден на два года. А его возлюбленная уехала с заседания суда с друзьями.

По воспоминаниям близких, этот случай во многом заставил композитора переоценить свои взгляды на любовь…


«Люблю» (к/ф «Адам женится на Еве», 1981 г.)

И снова песня, пережившая фильм. «Люблю, люблю, но реже говорю об этом»… Песня, которую без труда узнает каждый, рожденный в СССР. Однако, не все вспомнят, что впервые она прозвучала в телевизионном фильме с молоденькой Еленой Цыплаковой в главной роли. И зря. Ведь все композиции для этого фильма мало того, что написал Таривердиев, мало того, что на сонеты Шекспира о любви. По сути, фильм является бенефисом маэстро, ведь все песни в нем он исполнил сам, аккомпанируя себе на белом рояле.

Загрузка...