Как снимали фильм «Реальная любовь»
Премьер-министр Великобритании, писатель-детективщик, стареющая рок-звезда, порноактер и мальчишка-школьник – все они нашли свои половинки в романтической комедии Ричарда Кертиса. Все это случилось накануне Рождества – в самое подходящее время для любви.
До 2003 года Кертиса знали как гениального сценариста. Он написал почти все британские комедии и мелодрамы от «Ноттинг Хилла» и «Мистера Бина» до «Дневника Бриджит Джонс». «Реальная любовь» – триумфальный дебют Кертиса в режиссуре. Даже в самом закоренелом цинике этот фильм способен разбудить романтика. Как говорит один из персонажей: пока не идут титры, еще не все потеряно!
Самая дорогая – Клаудиа Шиффер
«Реальная любовь» – это десять романтических комедий в одной. Кертис придумал их во время вынужденного отпуска на Бали, где он поправлялся после операции на спине. Врачи советовали ему как можно чаще гулять, и во время каждой из прогулок он сочинял что-нибудь новое. Его подруга Эмма, которая правила все сценарии Кертиса, выбрала из них самые лучшие.
Среди сюжетов, оставшихся за бортом, оказалась история двух влюбленных школьниц, рассказ о фанате, повстречавшем рок-звезду в метро, и даже кое-что из личного опыта режиссера. Когда-то Кертис
встречался с Хелен Филдинг, будущим автором «Дневника Бриджит Джонс». И на одном свидании девушка… заснула, упав лицом в тарелку. К сожалению, и этой замечательной историей пришлось пожертвовать.
И пролог, и эпилог снимались в аэропорту Хитроу. В галерее лиц, которые проносятся перед нами, нет ни одного профессионального актера. Целую неделю оператор с помощником режиссера дежурили в зале ожидания, вылавливая подходящих по фактуре людей. И все с удовольствием соглашались посотрудничать.
Что же до профессиональных лицедеев, Кертис практически со всеми британскими актерами-звездами, задействованными в работе, крепко дружил. Поэтому многие соглашались играть в «Реальной любви» за минимальный гонорар. Исключение составила только Клаудиа Шиффер, получившая за минутное появление в кадре аж двести тысяч фунтов! Интересно, что изначально вместо нее на экране должна была мелькнуть Мадонна. Но режиссер решил, что для девушки-мечты (а именно она по сюжету и требовалась) Мадж все-таки уже старовата.
Пурпурное нижнее белье
Колин Ферт сыграл писателя Джейми, который, пережив измену любимой женщины, впадает в творческий и эмоциональный ступор. Чтобы побыть в одиночестве (а на Рождество это почти невозможно), он едет на юг Франции, где в съемном доме у озера ему прислуживает застенчивая португалка Аурелия. Она не говорит по-английски, он не знает ни слова по-португальски, что не мешает им влюбиться друг в друга. И за неделю до Рождества писатель летит в Лисабон, чтобы сделать предложение.
Любопытно, что актриса Лусия Мониз, сыгравшая Аурелию, представляла Португалию на «Евровидении» в 1996 году, заняв там шестое место. А роль получила совершенно случайно. Ее подруга, агент по кастингу, послала фотографию Лусии в Лондон, даже не уведомив саму Мониз.
Зато образ отца Аурелии воплотил на экране известный в Португалии режиссер Элдер Коста, которого Кертис все время принимал за обычного статиста.
Французский отпуск Колина Ферта снимали в пригороде Марселя (в аэропорту, если очень приглядеться, можно заметить легендарную актрису Жанну Моро). Ну а поскольку бюджет «Реальной любви» был все-таки ограничен, Португалию (родину Аурелии) снимали… там же, во Франции. Колин Ферт вспоминал: «Довольно необычное ощущение. Снимаем сцену, в которой я собираюсь делать предложение. Три часа утра, заспанный Марсель. И я иду с толпой португальцев, болтающих на совершенно непонятном языке».
В одной из ключевых сцен герои должны барахтаться в озере, спасая улетевшую рукопись Джейми. Сложность состояла в том, что озеро это было меньше полуметра глубиной и актерам пришлось «тонуть» на корточках. Но главный вопрос: в белье какого цвета Аурелия должна нырять в воду? Для его решения потребовалось сорокапятиминутое форс-мажорное совещание съемочной группы. В итоге Кертис решил: пусть исподнее будет светло-пурпурным.
Секрет танца Хью Гранта
Еще один сюжет из «Реальной любви» – история британского премьер- министра (Хью Грант), влюбившегося в свою горничную. Любопытно, что роль премьера изначально предназначалась куда более пожилому актеру – Энтони Хопкинсу или Майклу Гэмбону (профессор Дамблдор в «Гарри Поттере»). Но Хью Грант сам позвонил режиссеру: слухи о том, что Кертис снимает что-то замечательное, дошли до него и актер обиделся, что его не пригласили.
Герою Хью Гранта принадлежат самые ударные реплики в фильме («Как вы, господин премьер-министр?» – «Как всегда… Всемогущ».). Но особенно всем запомнилась эмоциональная речь премьера в адрес президента США про маленькую, но гордую страну Шекспира, Шона Коннери и правую ногу Дэвида Бекхэма. Интересно, что настоящий премьер-министр Великобритании Тони Блэр как-то заявил по поводу дипломатических отношений с Америкой: «Конечно, все ждут от меня той речи, которую сказал Хью Грант в известном фильме. Но проблема в том, что в реальной жизни неизбежно наступит следующий день, месяц, год и за свои слова придется отвечать».
Знаменитая сцена танца премьер-министра в своем кабинете (когда он думает, что его никто не видит) также вышла случайно. Хью просто перепутал место расположения камеры и повернулся к ней пятой точкой. «Так вот как я выгляжу на самом деле? – грустно заметил он, увидев «испорченный» кадр. – Значит, я даром трачу ваше время и деньги!» И тут же предложил снять эпизод с лихим танцем в стиле восьмидесятых спиной (чтобы не сказать задом) к оператору, пообещав Кертису, что он танцует на экране первый и последний раз в жизни.
Страшная борода
Похотливого и двуличного президента Америки сыграл Билли Боб Торнтон. С ним связана пара прекрасных историй, похожих, скорее, на анекдот. Кертис поинтересовался у актера, в каком отеле тот остановился. Билли сказал название и добавил: «Ну, вы, наверное, знаете, в Лондоне не так много отелей, в которых я бы мог проживать». – «А в чем дело?» – «У меня небольшая фобия. Меня пугает антиквариат».
Заметим, что дело происходило на съемочной площадке, имитирующей кабинет премьера на Даунинг-стрит, где, как известно, полно старинных вещей. «Но сейчас вас ничего не напрягает?» – заволновался Кертис. «В этой комнате нет. Но в соседней есть несколько достаточно жутких предметов». – «Возможно, у вас есть еще фобии, о которых мне следует знать?» – «Ну, одна небольшая. Она связана с Бенджамином Дизраэли». – «Британским премьер-министром XIX века? – совсем уж растерялся Кертис. – Вы его боитесь?!» – «Нет, ну что вы! Кто же боится Дизраэли? Проблема в его… бакенбардах и бороде».
Оказалось, помимо всего прочего, Билли Боба Торнтона пугает избыточная растительность на мужском лице. А поскольку в кадре он поднимался по лестнице, окруженной портретами всех британских премьер-министров, изображение Дизраэли ему тоже встретилось. «В этот момент Билли побледнел, – вспоминает Кертис – но он абсолютный профессионал – и сдержался, хотя очевидно, это был один из самых кошмарных моментов в его жизни».
Кабинет на Даунинг-стрит снимали, разумеется, в павильоне. Но Ричарду Кертису вместе с художником-декоратором разрешили посетить настоящий кабинет премьер-министра с двухчасовой экскурсией. Интерьер позже воссоздавали по памяти, так как делать фотографии и рисунки запретили категорически.
Ангел мистер Бин
Мартину Маккатчен, сыгравшую горничную премьер-министра Натали («Я бы работала и с вашим соперником, но ему бы подавала печенья без шоколада»), режиссер нашел в театре. Мартина блистала в Вест-Энде в роли цветочницы Элизы Дулиттл («Моя прекрасная леди») – сценическая привычка браниться ей очень пригодилась. («Привет, Дэвид. То есть сэр. Черт, не верится, что я так сказала. Черт, еще и выругалась. Дважды. Простите, сэр»).
Близкая подруга Хью Гранта Эмма Томпсон в картине преобразилась в его младшую сестренку, хотя на самом деле актриса на полтора года старше Гранта. Хью пристроил в фильм и племянника! Томас Сангстер по его протекции появился на экране в другой новелле, сыграв приемного сына героя Лайама Нисона. Школа, в которую юноша по сценарию ходил и где на рождественском концерте был разоблачен влюбленный премьер-министр Англии, действительно существует, более того – именно в ней учился когда-то юный Пирс Броснан.
Но не все артисты попадали в картину благодаря родственным связям. К примеру, для новеллы про влюбленных друг в друга офисных сотрудников Ричард Кертис на протяжении нескольких месяцев безуспешно разыскивал актрису, похожую на Лору Линни. Совершенно измотанный директор по кастингу однажды устало высказал режиссеру: «Почему бы тогда не взять на фильм саму Лору?» Ричард так и сделал.
Сюжетные линии связывает воедино не только Рождество. По замыслу режиссера сквозным персонажем «Реальной любви» должен был стать ангел Руфус в исполнении мистера Бина – Роуэна Аткинсона (на эту роль также пробовался Саймон Пегг). Но режиссерская версия фильма длилась три с половиной часа – примерно треть пленки пришлось оставить на монтажном столе. В результате ангел остался всего лишь в двух сценах: в универмаге Selfridges, на рождественской распродаже (где герой Алана Рикмана покупает ожерелье любовнице) и в финале – в аэропорту.
Сюжетные линии связывает также и музыка, точнее – одна-единственная песня. «Christmas Is All Around», хит, который исполняет стареющая звезда Билли Мэк (гениальный Билл Найи), есть не что иное, как переделанная старая песня «Love Is All Around», написанная еще в шестидесятых и перепетая поп-группой Wet Wet Wet для главной британской мелодрамы всех времен – «Четыре свадьбы и одни похороны». Как несложно догадаться, сценарий к «Свадьбам» написал тоже Ричард Кертис: по его мнению, было бы забавно снова напомнить зрителю о песне, которую они когда-то уже слышали.
«Реальную любовь» показали в полусотне стран – от Эстонии до Бахрейна (правда, в пуританской Азии вырезали сюжет про двух влюбленных порноактеров). В Чехии этот фильм вышел под названием «Небесная любовь», в Португалии – «Любовь случается». Но абсолютно везде картина стала хитом – потому что язык любви, как и язык Рождества, универсален.