Онлайн-журнал о шоу-бизнесе России, новости звезд, кино и телевидения

«Крестному отцу» — 45! Интересные факты о легендарном фильме

0

«В зале зажегся свет, и я почувствовал, что настал самый важный момент в
моей жизни…» Это воспоминания продюсера Алберта Радди о премьере
«Крестного отца», состоявшейся в марте 1972 года. Все, что вам нужно
знать о фильме, — от апельсинов до сицилийских трубочек канноли — в
нашей рубрике.

А
Апельсины
Фанаты «Крестного отца» знают: если в кадре появились апельсины, значит, кто-то из героев в ближайшее время умрет. Но авторы считают, что это все из разряда мифов, — апельсины так часто появлялись на экране, потому что они киногеничны, и к тому же они символ Сицилии, откуда родом клан Корлеоне.

Первая версия нам кажется ближе к истине, тем более что даже дон Вито, умирая, ест апельсиновые дольки. Эта сцена была импровизацией самого Брандо, и, говорят, выглядело все так натурально и жутко, что актеры, присутствовавшие при этом, перепугались.

Б
Брандо
Самая проблемная звезда «Крестного отца» — великий и невыносимый Марлон Брандо. Марио Пьюзо писал свой роман, держа образ Брандо в голове, и, когда зашла речь об экранизации, послал знаменитому актеру письмо. «Я тут написал одну книжку, и вы единственный, кто способен сыграть главную роль с должной силой и иронией, потому что мой роман, по сути, иронический комментарий к американскому социуму». Однако студия была, мягко говоря, не в восторге от этого кандидата: Брандо был известен своими капризами и неуживчивостью. По легенде, президент студии Paramount Стэнли Р. Джаффе даже заявил: «Пока я тут главный, Брандо не снимется ни в одной нашей картине!»

Студия лоббировала на эту роль Лоуренса Оливье или Берта Ланкастера, изъявлял желание сыграть Корлеоне и Орсон Уэллс. Коппола был фанатом Орсона Уэллса, но все же в главной роли он видел только Брандо. Тогда продюсеры поставили несколько условий: если Коппола так уж хочет его снимать, пусть Брандо сделает нормальные актерские пробы в гриме (проб Брандо не делал уже лет двадцать — он был слишком большой звездой для этого) и откажется от гонорара (заработает на процентах с прибыли, ничего с ним не случится). Коппола прекрасно понимал, что ему, начинающему режиссеру, никогда не уговорить Брандо на такие условия. И он пошел на хитрость: заявился к Марлону домой с любительской камерой, рассказал о том, что начинает снимать «Крестного отца» и хотел бы, чтобы актер взял себе роль Вито Корлеоне. Если Марлону интересно, не мог бы он примерить на себя образ — прямо здесь, прямо сейчас. «Да без проблем», — услышал в ответ режиссер.

Своего Вито Брандо создал за считаные минуты из подручных средств: вывернул наизнанку домашнее кимоно, зализал назад волосы с помощью крема для обуви, запихал за щеки куски ваты («Потому что Вито, по моему мнению, должен выглядеть как бульдог»). Голос он тоже изменил, взяв за образец голос реального мафиози Фрэнка Костелло (Брандо следил за судебными слушаниями по делу Костелло, которые передавали по телевизору). Коппола заснял эти «пробы», показал их студии, и продюсеры были поражены: Брандо в образе дона Корлеоне был неузнаваем. Они согласились его снимать и даже отказались от второго условия — Брандо получил свой стандартный гонорар.

Бюджет
Изначально бюджет «Крестного отца» должен был составлять $2,5 млн — Коппола увеличил его до $6 млн. Самой дорогой сценой стала сцена убийства Сонни Корлеоне. Она стоила $100 тыс. — немыслимые деньги в то время. Для сравнения: гонорар Аль Пачино за весь фильм составил $35 тыс.

Г
Голова
Отрубленная голова лошади, которую по приказу Корлеоне подкинули в постель несговорчивому главе киностудии, была самой настоящей. Втайне от всех Коппола договорился с фабрикой по производству собачьего корма. Показав фотографию жеребца, который должен быть «обезглавлен», он сказал: «Когда увидите кого-то похожего, позвоните мне». В назначенный день на площадку доставили лошадиную голову в коробке с сухим льдом: вместо пластикового муляжа Коппола незаметно подбросил ее в кровать, перед тем как актер Джон Марли лег в нее. Так что крик ужаса был абсолютно естественным.

Д

Драка

В сцене драки Сонни Корлеоне и Карло Рицци актеры сцепились по-настоящему: Джеймс Каан (Сонни) сломал два ребра и переносицу Джанни Руссо. Говорят, как и в фильме, они друг друга не выносили.

"Крестный отец", кадр из фильма

В сцене драки Сонни Корлеоне и Карло Рицци актеры сцепились по-настоящему: Джеймс Каан сломал два ребра и переносицу Джанни Руссо. Фото: Global Look Press


З
Звезды
С самого начала «Крестный отец» был крайне амбициозным проектом, поэтому на главные и второстепенные роли пробовалось множество звезд. Особенно на роль Майкла Корлеоне: назывались имена Уоррена Битти, Дастина Хоффмана, Джека Николсона, Роберта Де Ниро, Роберта Редфорда.

К
Канноли
«Оставь пистолет. Захвати канноли» — эта фраза из «Крестного отца» стала одной из самых цитируемых, хотя была чистой импровизацией актера Ричарда Кастеллано. В более ранней сцене его герой, Питер Клеменца, собирается на криминальные разборки, а его жена напоминает: «Не забудь о канноли». Сладкий десерт, который мафиозному авторитету нужно непременно купить, очень популярен на Сицилии до сих пор: это трубочки с мягким сыром рикотта.

Кот
Кот на руках Вито Корлеоне по­явился случайно. Этот обычный уличный кот постоянно бродил по коридорам студии. Копполу осенило: когда снималась одна из сцен, он просто схватил кота в охапку и сунул в руки Марлону Брандо. Знаменитого актера любили дети и животные — этот кот не стал исключением. Он моментально растянулся на руках у Брандо и стал урчать так громко, что голоса актеров пришлось потом переписывать заново.

М
Мафия
Это слово не произносится в кадре ни разу. Говорят, что фильм курировала мафия, сам Коппола это отрицает. Однако, по его словам, к нему приходили «представители» Лиги гражданских прав итало-американцев (организация, основанная главой преступного синдиката Нью-Йорка Джозефом Коломбо) и «настоятельно просили» убрать из картины слово «мафия» как оскорбляющий и вводящий в заблуждение стереотип.

Правда, мафия все же «имела доступ» к съемкам. Гангстер Джанни Руссо сыграл роль Карло Рицци (он сам записал свои пробы, лично отнес их продюсеру и чуть не избил Марлона Брандо, когда тот усомнился в его актерском таланте). Имел отношение к мафии и Ленни Монтана (Лука Брази). Когда Коппола поинтересовался у него, умеет ли он заряжать пистолет, Ленни спросил: «Ты шутишь, что ли?»

О
«Оскар»
Первый «Крестный отец» получил три «Оскара» из одиннадцати заявленных номинаций: «Лучший фильм», «Лучшая мужская роль», «Лучший адаптированный сценарий». Многие знают, что Марлон Брандо отказался от награды, послав вместо себя на церемонию индианку и заявив, что он таким образом протестует против угнетения коренного населения (Брандо вообще любил протестовать). Однако мало кто слышал о том, что номинированный на «Оскар» Аль Пачино (Майкл Корлеоне) демонстративно проигнорировал церемонию: он счел оскорблением, что его роль посчитали второстепенной, хотя она была в два раза больше роли Марлона Брандо!



Роберт Де Ниро (справа)в роли молодого Вито Корлеоне и Бруно Керби (молодой Пит Клеменца) во второй части картины


П
Пачино
«Никто не хотел меня на роль Майкла Корлеоне. Кроме Копполы», — рассказывал позже Аль Пачино. Коппола увидел начинающего актера на сцене в бродвейской пьесе и решил, что нашел своего героя. Но продюсеры боялись брать никому не известного парня. Однако Коппола умел отстаивать своих актеров. После «Крестного отца» Пачино стал звездой: его номинировали на «Оскар», и его гонорар вырос в десятки раз. Дайана Китон позже говорила, что если бы ее попросили одним словом описать, что лучшее было в «Крестном отце», то она сказала бы: «Аль. Во всех трех частях — Аль».

«Подрумянивать»
В сценарии, в сцене, в которой Клеменца готовит, Коппола сделал пометку: «Подрумянивает колбаски». Марио Пьюзо, увидев это, перечеркнул строчку и написал: «Жарит. Жарит колбаски. Гангстеры ничего не подрумянивают».

Р
Реплики
Марлон Брандо отказался заучивать свою роль — для него писали записки-подсказки с репликами и клеили повсюду, куда можно было приклеить: на лампы, на обои, даже на спины других актеров. Многие считали, что Брандо не учит свой текст из-за лени и звездной болезни, но это не так: у Марлона была своя система вживания в роль, он был уверен, что зубрежка роли мешает импровизации.

С
София
Любимая дочь режиссера, София Коппола, снималась во всех трех частях «Крестного отца». В первый раз, совсем крошкой, во время сцены крещения она «изображала» новорожденного… мальчика. В третьей части, уже 19-летняя, играла роль дочери Майкла Корлеоне (после того как от этой роли отказалась Вайнона Райдер).

"Крестный отец", кадр из фильма

Сцена крещения сына Конни и Карло. На руках у Дайаны Китон — малышка София Коппола. Справа — Аль Пачино. Кадр из фильма.

Сицилия
Клан Корлеоне родом из Сицилии, и часть фильма снимали там (несмотря на протесты продюсеров, считающих, что это слишком дорого). Но Сицилия 1970-х была уже очень непохожа на Сицилию конца 1940-х — чтобы найти аутентичные места, Коппола забирался в самые глухие деревеньки. Два главных места съемок — это городки Савока и Форца д’Агро. Они и сейчас являются местами паломничества туристов, хотя там нет ничего, кроме пары кофеен и провинциального музея истории мафии, который, по сути, разводит фанатов «Крестного отца» на деньги.

Семья
В саге о клане Корлеоне поучаствовал почти весь клан Копполы. Сестра режиссера, Талия Шайр, получила роль Конни Корлеоне, отец помогал писать музыку, Софии и двум сыновьям Фрэнсиса достались небольшие роли. Кроме того, Коппола регулярно устраивал семейные застолья с участием всех актеров, «чтобы они понимали, что такое семья».

Соус
Фирменный соус для спагетти, рецепт которого Клеменца дарит Майклу Корлеоне:

— 500 г свиных колбасок сальсичча,
— 1 банка томатов в собственном соку,
— 1 чайная ложка томатной пасты,
— 2-4 зубчика чеснока,
— 1 средняя луковица,
— оливковое масло,
— 150 мл красного сухого вина,
— соль, сахар, черный перец, орегано.

Поджарить на оливковом масле нарезанный кубиками лук и нарезанный крупно чеснок. Добавить фарш из колбасок. Поджаривать 5-7 минут на небольшом огне, пока мясо не подрумянится (простите, не поджарится!) до красивого золотистого цвета. Добавить помидоры, размяв их вилкой, томатную пасту, острый перец и орегано. Довести до кипения и готовить, изредка помешивая, на среднем огне так, чтобы немного побулькивало, 15-20 минут. В большой кастрюле довести до кипения воду и отварить спагетти. Влить вино и готовить еще 5 минут, добавив сахар и соль. Готовить — с уважением.


Т
Темнота
Оператор Гордон Уиллис получил прозвище Князь Тьмы, потому что большая часть фильма снята в полумраке (особенно сложно разглядеть лицо дона Корлеоне). Уиллис говорил, что выбрал такую манеру съемки по двум причинам: во-первых, у Марлона Брандо был очень тяжелый, не­естественный грим, который он не хотел демонстрировать, а во-вторых, полумрак символизирует теневую сторону мафии — по контрасту с яркими бытовыми сценами.

Ф
Фрэнсис Форд Коппола
Прежде чем взять Фрэнсиса Форда Копполу, продюсеры предлагали снять этот фильм дюжине известных ­режиссеров. Элиа Казан, Артур Пенн, Серджио Леоне… И все они один за другим отказывались: слишком ответственная задача — «Крестный отец» должен был вытащить студию Paramount из долговой ямы. Копполу, по его словам, взяли по двум причинам. Во-первых, он был молод и мало кому известен (а следовательно, не очень амбициозен и не потребует больших затрат). Во-вторых, он был итальянцем — а это значит, что фильм должны принять его соотечественники. Но Коппола оказался таким же амбициозным и строптивым, как и Марлон Брандо. Его несколько раз хотели уволить за превышение бюджета, отказ выполнять указание продюсеров и за ту «разговорную тягомотину», которая у него получалась. Но за него вступился Марлон Брандо. «Если уйдет Коппола, я уйду вместе с ним», — заявил он в разгар съемок.

Фрэнсис Форд Коппола с дочерью Софией

Фрэнсис Форд Коппола снял в «Крестном отце» практически всю свою семью. С дочерью Софией. Фото: Global Look Press

Фанаты
В числе тех, кто считал и считает «Крестного отца» лучшим фильмом всех времен, Стэнли Кубрик, Джейсон Стэтхем и экс-президент Соединенных Штатов Америки Барак Обама.

Я
«Я сделаю ему предложение, от которого он не сможет отказаться»
— вторая по популярности киноцитата в истории. Первая — «Если честно, моя дорогая, мне наплевать», из «Унесенных ветром».

Загрузка...