Онлайн-журнал о шоу-бизнесе России, новости звезд, кино и телевидения

Код Апокалипсиса: фильмы-катастрофы, которые вы не забудете никогда

0

На экраны выходит картина «Метро» — первый отечественный фильм-катастрофа, снятый с размахом голливудских блокбастеров.

На экраны выходит картина «Метро» (не путать с «Метро 2033», книжным бестселлером Дмитрия Глуховского) — первый отечественный фильм-катастрофа, снятый с размахом голливудских блокбастеров. Воды Москвы-реки наполняют туннель столичной подземки, грозя гибелью не только отдельно взятому поезду, но и половине города… Вжимаемся в спинки кресел и вспоминаем лучшие фильмы аналогичного жанра, которые в свое время заставили нас понервничать.

«Экипаж», 1979 год

Режиссер: Александр Митта

Первый и последний советский фильм-катастрофа, созданный в то короткое время, когда наш кинематограф увлекся подражанием голливудским канонам. И если «Москва слезам не верит», получившая «Оскар» пару лет спустя, полностью соответствовала лучшим образцам американской мелодрамы, то «Экипаж» был создан по образу и подобию «Аэропорта» (1970) Джорджа Ситона.

В американском фильме на борту взрывалась бомба, и разгерметизированный самолет никак не мог приземлиться. В нашем варианте серьезные повреждения самолет получает, спасая «чужих» пассажиров во время землетрясения. При этом первая часть «Экипажа» — это бытовая мелодрама из жизни команды воздушного судна.

В журнале «Киносценарии» произведение Юлия Дунского и Валерия Фрида опубликовали под названием «Особые обстоятельства» (изначально был еще вариант — «Запас прочности»). Но благодаря Митте картина вышла как «Экипаж». Бюджет фильма был крайне мал: госчиновники считали, что снимается кино низкого, ширпотребного жанра. Съемочной группе очень помог «Аэрофлот»: съемки в Шереметьево обошлись недорого.

А вот взрывающийся нефтеперерабатывающий завод на самом деле — маленькая, сделанная умельцами, моделька.

«Экипаж» стал рекордсменом советского проката в 1980 году: его посмотрели 70 млн зрителей, и если бы этот фильм вышел в Голливуде, он непременно был бы записан в ряд истинных блокбастеров.

«День независимости», 1996 год

Режиссер: Роланд Эммерих

«День независимости» вывел на авансцену сразу двух серьезных игроков: Уилла Смита, ставшего одним из самых кассовых актеров Голливуда, и режиссера Роланда Эммериха, которому так понравилось разрушать мир, что он впоследствии делал это неоднократно (в фильмах «Послезавтра» и «2012»). Спустя 17 лет «День» смотрится несколько смешно, но не стоит забывать, что для своего времени это была настоящая бомба. Эммерих переплавил трэш-фильмы 1950-х и классические фильмы-катастрофы 1970-х в грандиозный блокбастер о захвате Земли. Как хорошие стратеги, пришельцы начали с больших городов: первыми в расход идут Нью-Йорк, Лондон, Париж и Москва. В числе горстки людей, выступивших против захватчиков, — странный ученый (Джефф Голдблум), чернокожий летчик (Уилл Смит) и молодой американский президент (Билл Пуллман). Почему одни американцы? Задета их национальная гордость: инопланетяне выбрали датой вторжения великий праздник — День независимости.

При этом интересно, что режиссер «Дня» Роланд Эммерих совсем не американец, а немец, перебравшийся в Голливуд лишь к тридцати годам. Идея фильма на сто процентов принадлежит ему — снять «кино про пришельцев, разрушающих Землю» он задумал во время съемок «Звездных врат». Сценарий был написан за рекордные четыре недели, и студия пришла в такой восторг, что сразу же дала зеленый свет на производство. Cнимали «День независимости» необычайно быстро для блокбастера такого масштаба: с момента запуска и до финального удара «хлопушки» прошло всего 72 дня. К середине 1990-х цифровые спецэффекты еще не достигли совершенства, да и бюджет у Эммериха (порядка $75 млн) был весьма ограниченным. Поэтому съемки напоминали скорее игру взрослых мальчиков с миниатюрными моделями. В первую очередь, кстати, была снята сцена разрушения Белого дома, выстроен­ного в огромном павильоне в масштабе 1:12. Как вспоминают очевидцы, американскую святая святых режиссер уничтожил с большим наслаждением.

Несмотря на то что Землю по версии Эммериха спасают летчики, ни один самолет в действительности не поднимался в воздух. Летающие тарелки, которые на экране выглядят величиной с город, были всего 20 м в диаметре, а некоторые детали для съемок покупались в обычных магазинах игрушек.

«День независимости» собрал в кинотеатрах более $800 млн, став самым прибыльным фильмом 1996 года. И между прочим, Роланд Эммерих не исключает возможности продолжения — тем более что главная звезда, Уилл Смит, совсем не против.

«Столкновение с бездной», 1998 год

Режиссер: Мими Ледер

Последние два года все хвалят Кэтрин Бигелоу как единственную женщину-режиссера с твердой мужской рукой. При этом не стоит забывать, что за полтора десятка лет до нее еще одна «железная леди», Мими Ледер, сняла один из лучших в истории фильмов-катастроф.

После «Дня независимости» продюсеры нащупали золотую жилу. В 1998 году состоялась премьера сразу двух картин о масштабном разрушении Земли. «Армагеддон» Майкла Бэя был более дорогим и бестолковым. В нем заняли уйму звезд, а за кадром завывал фронтмен группы Aerosmith Стивен Тайлер (семейный подряд поддержала его дочка Лив в кадре). Но «Столкновение», несмотря на все преимущества соперника, выглядело гораздо умнее, интеллигентнее, талантливее и… на порядок правдоподобнее.

И снова инициативная группа американцев (среди которых опять президент США) пытается предотвратить глобальную катастрофу: неизвестная ранее комета вот-вот столкнется с Землей и произойдет непоправимое. Изменить траекторию кометы пытается сначала российско-американский космический корабль «Мессия», а потом обычные баллистические ракеты. Столкновение неизбежно: Земля устоит, но погибнет большинство людей. Во всем мире начинается паника и борьба за место в укрытии, в котором спасется лишь миллион человек.

Техническими консультантами Мими Ледер были сотрудники НАСА, и, например, корабль «Мессия» создали как точную копию настоящего космического шаттла. Но больше всего в фильме запоминается, конечно, огромная, вызванная цунами волна, смывающая начисто Нью-Йорк, Вашингтон, Филадельфию и Атланту.

«Послезавтра», 2004 год

Режиссер: Роланд Эммерих

Глобальное потепление, о котором так долго говорили ученые, принесло свои результаты. Массовое таяние ледников привело к тому, что температура Мирового океана не повысилась, а снизилась до критической, и человечество вот-вот вымрет, как когда-то динозавры. Впрочем, надежда все еще есть…

Неистощимая фантазия Роланда Эммериха подсказала ему идею на съемках фильма «Патриот»: из-за капризов природы съемочная группа простаивала, режиссеру до смерти надоело зависеть от прогнозов синоптиков, и он в тот момент желал лишь одного — возможности контролировать погоду. Чуть позже Роланду попалась на глаза научно-популярная книжка «Грядет супершторм», в которой объяснялось, что в принципе «глобальное замерзание» возможно — правда, в гораздо более отдаленном будущем. Как и Мими Ледер, режиссер даже пригласил для консультации специалистов НАСА, но они сочли материал слишком смешным и неправдоподобным. Более того, всем сотрудникам было предписано никоим образом не участвовать в съемках фильма, какие бы деньги им за то не предлагались. Приглашенные в качестве консультантов ученые также посчитали, что подобный сценарий развития событий в реальной жизни был бы совершенно невозможен. Но Эммериха, впрочем, это ничуть не смутило: он собирался снимать не документальный фильм, а большой голливудский блокбастер. Особенно его привлекали сцены разрушений: снегопады в Дели, тайфун в Австралии, торнадо в Лос-Анджелесе, уничтожающее знаменитую надпись «HOLLYWOOD». Были, правда, кое-какие сомнения по поводу Нью-Йорка: после 11 сентября 2001 года американцы относятся к этому городу с особым пиететом. Но на предварительном показе как раз ньюйоркцы не высказали никаких претензий: наоборот, восприняли океан, заполняющий Манхэттен, с большим воодушевлением.

На этот раз Эммерих уже не играл с игрушечными моделями, а создавал спецэффекты на компьютере — у него был штат из тысячи художников. И хотя «Послезавтра» не вполне оправдало ожидания продюсеров, он окупил свой бюджет, собрав почти $550 млн при $125 млн вложенных, и запомнился зрителям как пример идеального голливудского аттракциона, отлично идущего под попкорн.

«2012», 2009 год

Режиссер: Роланд Эммерих

И снова Эммерих, который, конечно, не мог пройти мимо такой актуальной темы, как грядущий (на тот момент) апокалипсис, «предсказанный» индейцами майя. По его версии все должно было произойти следующим образом: вспышка на Солнце разогревает ядро Земли, и в результате повышенных температур грядут глобальные катаклизмы по всему миру. Из-за мощнейших землетрясений изменятся очертания материков. Самым крупным из них станет Африка, а вместо Азии возникнет новый Мировой океан. Для спасения цивилизации и лучших ее представителей строятся специальные ковчеги, билет на который стоит миллиард евро.

Но поскольку глобальная катастрофа равняет всех (это мы помним еще по «Титанику»), в конце концов на борт ковчегов попадут и обычные люди…

Частично Эммерих позаимствовал идею из книги «Отпечатки пальцев богов» английского журналиста Грэма Хэнкока. И по словам режиссера, он взялся бы за съемки, даже если бы в сюжете не фигурировала цифра 2012. «На самом деле я снимал фильм о библейском потопе. Всегда хотел сделать о нем кино, но не знал, за что зацепиться», — говорил Роланд.

Работая над картиной, Эммерих тщательно и с любовью отобрал те исторические места на планете, которые ему еще не удавалось разрушить. Ими стали, например, Ватикан и статуя Христа Спасителя в Рио-де-Жанейро.

При грандиозном бюджете в $200 млн картина собрала в четыре раза больше. Зрители остались в восторге и совершенно не обращали внимания ни на уничтожающие рецензии критиков, ни на ставшие уже привычными упреки НАСА, обвинявших режиссера и его новое творение в антинаучной ереси.

«Метро», 2013

Режиссер: Антон Мегердичев

Пока Голливуд раздумывает об экранизации «Метро 2033» (студия MGM уже купила права на сценарий), кинокомпания «ПРОФИТ» и режиссер Антон Мегердичев сняли фильм-катастрофу в лучших традициях жанрового кино, где действие разворачивается в подземке. В ходе массовой застройки столицы в перекрытии одного из туннелей, проходящих под Москвой-рекой, возникает трещина, которая увеличивается до катастрофических размеров. Тем временем в личной жизни Андрея Гарина (Сергей Пус­кепалис), врача обычной московской больницы, из-за измен жены (Светлана Ходченкова) тоже возникла трещина. Он садится в обреченный метропоезд, который столкнется с гигантским потоком речной воды. И это только начало: грандиозное затопление грозит всему городу.

«Метро» — тоже экранизация, в его основе лежит одноименный роман Дмитрия Сафонова. Причем автор был точен даже в определении места действия: в романе основные события происходят между станциями «Тушинская» и «Щукинская». В кинокартине же все случается в центре города на вымышленной станции метро. 

Впрочем, снимать подобный фильм в московском метрополитене — идея сама по себе утопическая: это могло бы привести к реальной катастрофе, только транспортной. Поэтому съемочная группа отправилась в Самару, где главную роль играла станция с говорящим названием «Московская». Цвет столичных и самарских поездов немного отличается, но их с легкостью подретушировали на компьютере.

Для съемок выстроили 117-метровый туннель в натуральную величину, куда поместили четыре настоящих метровагона. Кроме этого, были построены макеты вагонов и туннеля масштабом 1:3, которые разбили и затопили полностью. На съемках израсходовали две тонны воды, а пассажиров, бегущих в панике, изобразила массовка из 800 человек. Однако после просмотра вы вряд ли начнете бояться ездить в метро, ведь, как и любой из вышеперечисленных фильмов, этот оставляет надежду. Если катастрофа неминуема, при определенной степени везения и смекалки даже самый обычный человек может спастись. Особенно если это хороший человек — а других героями в подобных фильмах и не делают.

Загрузка...