Онлайн-журнал о шоу-бизнесе России, новости звезд, кино и телевидения

Как снимали любимые новогодние фильмы

0

Есть фильмы, которые создают новогоднее настроение не хуже, чем мандарины, оливье и шампанское. Но чтобы они получились такими, какие есть, Георгию Милляру, например, пришлось нырять в прорубь в Заполярье, Инне Чуриковой грызть лук вместо яблок, а Урганту и Светлакову бегать по сугробам в пижамах.

Сломанный нос — расплата за роль нечисти

«Вечера на хуторе близ Диканьки» снимали, как это часто случается в кино, не зимой, а весной. И чтобы снег на дивных зимних пейзажах, описываемых Гоголем, не растаял, съемочная группа отправилась за полярный круг, на Кольский полуостров. Там пришлось померзнуть всем, особенно «черту» — знаменитому Георгию Милляру. Сначала ему сшили меховой костюм, чтобы он не простудился. Но Милляр, для которого дело было важнее комфорта, попросил другой — пусть тонкий и холодный, зато не стесняющий движений. Он жаловался, что снежинки впиваются в тело через тонкую ткань, как иголки. Все ему сочувствовали. Но что было делать? Хотя режиссер фильма Александр Роу и не любил съемки в павильоне, сцену, где Вакула окунает черта в прорубь, все-таки собирался снять на киностудии: пожалел Милляра, которому в то время уже было под шестьдесят. Но тот храбро сказал, что полезет в настоящую прорубь! Актер выдержал два дубля — после каждого его закутывали в тулуп и поили водкой. Другой бы после таких испытаний ходил злым как черт, но Милляр веселился как ребенок. Когда это мешало работе, Роу грозил: «Прекрати, а то маме пожалуюсь!» И съемочная группа смеялась уже над словами режиссера: все знали, что Георгий Францевич жил с мамой и ее слушался. Шутки у Милляра были «соленые». Например, исполнителя роли Панаса он звал Поносом, а себя за любовь к подобным

переделкам — Стариком Похабычем. Однако, надевая костюм черта, он всякий раз повторял: «Господи, прости меня за это хулиганство!»

Людмила Хитяева, игравшая Солоху, ничего подобного не говорила — и, возможно, напрасно. Когда съемки фильма почти закончились, с ней произошел несчастный случай, который она считает наказанием за роль ведьмы. Людмила каталась с сыном на лыжах, съезжая с горы, врезалась в дерево — и сломала нос! Лицо превратилось в один ужасный синяк. К съемкам она смогла вернуться лишь через два месяца, когда о «лыжекатастрофе» напоминала лишь маленькая горбинка. Увидев ее, Роу даже обрадовался: «В сцене, когда Солоха летит на помеле, мы будем снимать тебя в профиль!» Но если горбинка пошла роли на пользу, то молодость и стройность Хитяевой была только помехой. Чтобы Людмила выглядела женщиной внушительных форм, ей подкладывали «толстинки», надевали несколько нижних юбок и просили вжать подбородок в шею — так он казался двойным.

Кадр из фильма "Вечера  на хуторе близ Диканьки"

Надевая костюм черта, Георгий Милляр всякий раз повторял: «Господи, прости меня за это хулиганство!». С Людмилой Хитяевой, кадр из фильма «Вечера на хуторе близ Диканьки». Фото: Russian Look

А от тезки Хитяевой, учащейся актерской студии при Киевском украинском драматическом театре имени Ивана Франко Людмилы Мызниковой, требовались как раз красота и юность, ведь она играла кокетку Оксану, ради которой кузнец Вакула, оседлав черта, отправился в Петербург за царскими черевичками. Роу увидел 19-летнюю Люду, проходя по коридору Киностудии имени Довженко, и тут же закричал: «Вот наша Оксана!» Когда ее утвердили, девушка была счастлива, но и переживала, потому что предстояло надолго уехать из Киева. Она очень тосковала по родителям, поэтому, когда ей нужно было плакать в церкви, вспоминала маму — и слезы лились моментально.

Инна Чурикова и ее горе луковое

Через три года после «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Александр Роу снял еще один новогодний шедевр — киносказку «Морозко». И тоже на Кольском полуострове. Морозко в нем сыграл Александр Хвыля, казак Чуб из «Вечеров…», а роль главной нечисти по традиции досталась Георгию Милляру. Свою первую Бабу-ягу он сыграл у Роу еще в 1939 году

в «Василисе Прекрасной» и 25 лет спустя захотел сделать любимую героиню более дряхлой и с радикулитом. Сам же справлялся со всеми нагрузками не хуже, чем молодые актеры. Но главный подвиг Милляр совершил, когда киногруппа работала не за полярным кругом, а под Звенигородом, в любимой Александром Роу деревне Гигирево (актеры даже прозвали ее ГигиРоу). Пленка с отснятым материалом хранилась в подвале дома, где жила съемочная группа, и как-то в один из дней февраля на площадку прибежала женщина: «Скорее! У вас прорвало трубу!» Приехав, киношники увидели, как остававшийся дома Милляр в одних трусах выбегает из подвала и кладет на снег последнюю коробку с пленкой! Мало того, не найдя ключа от подвала, субтильный Георгий Францевич снес дверь с петель. Вода в подвале доходила ему до пояса, а на улице стоял мороз,  –20 °С.

Наталье Седых, сыгравшей Настеньку, тогда было всего 15 лет. С четырех лет она занималась фигурным катанием, в девять стала призером СССР. Но в десять лет захотела стать балериной и поступила в школу при Большом театре. Там запрещалось совмещать балет с фигурным катанием. Но когда Наташе предложили выступить на ледовом празднике с номером «Умирающий лебедь», она решила рискнуть. Преподаватели не увидели ее на льду, но зато заметил Роу и пригласил на пробы. На роль Настеньки пробовалось огромное количество акт­рис, в том числе знаменитая Надежда Румянцева. И Седых очень удивилась, когда в итоге взяли ее. При этом режиссер дал гримерам задание: «Только сделайте так, чтобы она выглядела хотя бы на шестнадцать».

Кадр из фильма "Морозко"

Наталье Седых, сыгравшей Настеньку, тогда было всего 15 лет. С Верой Алтайской, кадр из фильма «Морозко». Фото: Russian Look


Мачехину дочку Марфушеньку-душеньку сыграла студентка Щепкинского училища Инна Чурикова. Она, что интересно, тоже не рассчитывала получить эту роль. Думала, Роу ­предпочтет ей Тамару Носову, которая снималась в его предыдущем фильме «Королевство кривых зеркал». На пробах потенциальные Марфушеньки должны были грызть орехи — и Чурикова делала это самозабвенно, не щадя зубов. А уже на съемках в эпизоде, где Марфуша ждет под елкой Морозко, чуть не замерзла по-настоящему: так долго готовились и выставляли камеру и свет. Обнаружилась и дополнительная неприятность: в ее корзинку вместо яблок почему-то положили репчатый лук. Ничего не поделаешь — пришлось смачно, с хрустом есть луковицу. Однако эти трудности не омрачали радости от съемок. Но вот когда Инна пришла озвучивать героиню и увидела, как выглядит на экране, то ужаснулась и заплакала: «Какая же я страшная!» И решила никогда в жизни не сниматься в кино!

Карету Елене Прокловой!

Когда Елена Проклова в 12 лет снялась в картине «Звонят, откройте дверь», где вторым режиссером работал ее дедушка, на «Мосфильме» девочку назвали лучшей актрисой года. А ее родители поняли, что съемки в кино несовместимы с нормальной учебой. Но тут последовало предложение, от которого было невозможно отказаться, — роль Герды в «Снежной королеве» режиссера Геннадия Казанского! Симпатичные датские домики снимали в Таллине, сцены с разбойниками — в Карпатах, где в окрестностях прекрасного Ужгорода московская школьница Лена, наряженная в платье по старинной моде, разъезжала в золоченой карете! Сама Лена с первой примерки считала, что похожа в наряде Герды

на принцессу. Но однажды, когда платье в связи с развитием сюжета уже стало довольно потрепанным, она услышала, как одна прохожая сказала про нее: «Какая интересная нищенка!»

Обитавшую в лесу маленькую разбойницу, ненавидящую «телячьи нежности», сыграла 20-летняя актриса Эра Зиганшина. Она попала в фильм благодаря Николаю Боярскому, который был ее партнером в телеспектакле «Двенадцать месяцев». Он предложил Эре ­пойти на пробы. Она послушалась, но сразу же получила отказ. Оказалось, что актриса на роль уже найдена. «Вам же хуже, ­никто ее лучше меня не сыграет!» — гордо бросила девушка, а разрыдалась только на улице. Но через несколько дней ей позвонили — сказали, что та актриса не справляется с ролью.

Кадр из фильма  "Снежная королева"
Маленькой Елене Прокловой родители запретили сниматься в кино. Но от роли Герды отказаться не смогли. С Эрой Зиганшиной, кадр из фильма «Снежная королева». Фото: Russian Look

Сюрприз от Калягина

Действие фильма «Старый Новый год» — сатирической комедии о двух семьях, интеллигентных Полуорловых и простецких Себейкиных, — происходит, соответственно, зимой. Но снимали ее летом — почти всю, за исключением нескольких уличных сцен. Причем смогли уложиться в две недели! Актерский ансамбль сложился давно: Вячеслав

Невинный, Александр Калягин, Георгий Бурков, Ирина Мирошниченко и другие занятые в фильме актеры играли в комедии «Старый Новый год» на сцене МХАТа.

«На новенького» в нем снялись только дети. Дочку Себейкиных Лизу сыграла будущая звезда фильма «Курьер» Анастасия Немоляева. В роли Феди Полуорлова снялся уже опытный актер Валентин Карманов. «Старый Новый год» был шестым фильмом в послужном списке 10-летнего артиста. Папа (а родители Вали не имели к кино никакого отношения) в четыре года отвел сына на первые кинопробы, и обаятельного мальчика сразу заметили. Он прекрасно чувствовал себя на съемках фильма «Старый Новый год» в компании мэтров и запросто общался со своим экранным папой — Калягиным. После эпизода за праздничным столом, когда все разошлись, Калягин предложил Вале пожевать — благо на столе стояла тарелка с колбасой салями и другие вкусности. В 1979 году многие продукты были дефицитом, директор картины сбился с ног, добывая их, и умолял актеров есть в кадре помедленнее, чтобы деликатесов хватило на все съемки. Но ведь старший товарищ предложил… Калягин с Валей основательно подкрепились, а потом старший товарищ сказал младшему: «Тебе все равно за это ничего не будет» — и ушел! Зато Олег Ефремов, один из режиссеров фильма, преподнес Карманову сюрприз с громаднейшим знаком плюс. Написал на Валином ­экземпляре сценария: «Предъявителя сего принять на актерский факультет без экзаменов». Правда, воспользоваться этим подарком мальчику не удалось: Валя неожиданно начал заикаться, перестал сниматься и на актерский поступать не стал.

Жаркие «Ёлки» 1914-го


Некоторые новеллы «Ёлок» тоже снимали летом. В ходе работы над двумя первыми частями исполнителям главных ролей Ивану Урганту и Сергею Светлакову приходилось париться в пальто и ушанках, с завистью наблюдая, как другие члены съемочной группы отдыхают в теньке в футболках и шортах. А в прошлом году Ивану с Сергеем нужно было в апреле передвигаться по улице в одних пижамах: в тот раз их герои Женя и Борис случайно попали в психбольницу и пытались оттуда вырваться. Ивану с Сергеем пришлось бегать при температуре –10 °С, глубоко проваливаясь в настоящий снег на задворках больницы. До и после съемок очередного дубля они сразу одевались в теплые пуховики. Но было пару раз, когда Ургант и Светлаков подбегали к камере, и выяснялось, что костюмер с их одеждой остался в исходной точке — там, где они ее скинули, перед тем как рвануть вперед.

Иван Ургант и Сергей Светлаков

На съемках фильма«Ёлки 2014» Иван Ургант признавался, что порой только мобильный телефон в кармане напоминал ему, что на дворе XXI век. С Сергеем Светлаковым. Фото: Пресс-служба кинокомпании BAZELEVS

Зато в этом году царила полная гармония: новеллу Урганта и Светлакова снимали в июне, и их герои были облачены в летние костюмы. Правда, от одежды съемочной группы они опять отличались разительно — но уже в плане стиля, ведь события «Ёлок» разворачиваются в 1914 году. Герои Ивана и Сергея встречаются на Черноморском побережье, где выдалась аномально теплая зима. Антикварный диван, старинный сервиз — абсолютно все на площадке убеждало, что действие происходит в начале ХХ века. «Если в этих декорациях заснешь, то, проснувшись, первые десять секунд не понимаешь, в каком веке живешь», — поделился впечатлениями Светлаков. А Ургант добавил: «Я для таких случаев айфон беру. Нащупаешь его — ан нет, XXI век не приснился!»

Загрузка...