Как снимали любимые новогодние фильмы
Есть фильмы, которые создают новогоднее настроение не хуже, чем мандарины, оливье и шампанское. Но чтобы они получились такими, какие есть, Георгию Милляру, например, пришлось нырять в прорубь в Заполярье, Инне Чуриковой грызть лук вместо яблок, а Урганту и Светлакову бегать по сугробам в пижамах.
Сломанный нос — расплата за роль нечисти
«Вечера на хуторе близ Диканьки» снимали, как это часто случается в кино, не зимой, а весной. И чтобы снег на дивных зимних пейзажах, описываемых Гоголем, не растаял, съемочная группа отправилась за полярный круг, на Кольский полуостров. Там пришлось померзнуть всем, особенно «черту» — знаменитому Георгию Милляру. Сначала ему сшили меховой костюм, чтобы он не простудился. Но Милляр, для которого дело было важнее комфорта, попросил другой — пусть тонкий и холодный, зато не стесняющий движений. Он жаловался, что снежинки впиваются в тело через тонкую ткань, как иголки. Все ему сочувствовали. Но что было делать? Хотя режиссер фильма Александр Роу и не любил съемки в павильоне, сцену, где Вакула окунает черта в прорубь, все-таки собирался снять на киностудии: пожалел Милляра, которому в то время уже было под шестьдесят. Но тот храбро сказал, что полезет в настоящую прорубь! Актер выдержал два дубля — после каждого его закутывали в тулуп и поили водкой. Другой бы после таких испытаний ходил злым как черт, но Милляр веселился как ребенок. Когда это мешало работе, Роу грозил: «Прекрати, а то маме пожалуюсь!» И съемочная группа смеялась уже над словами режиссера: все знали, что Георгий Францевич жил с мамой и ее слушался. Шутки у Милляра были «соленые». Например, исполнителя роли Панаса он звал Поносом, а себя за любовь к подобным
переделкам — Стариком Похабычем. Однако, надевая костюм черта, он всякий раз повторял: «Господи, прости меня за это хулиганство!»
Людмила Хитяева, игравшая Солоху, ничего подобного не говорила — и, возможно, напрасно. Когда съемки фильма почти закончились, с ней произошел несчастный случай, который она считает наказанием за роль ведьмы. Людмила каталась с сыном на лыжах, съезжая с горы, врезалась в дерево — и сломала нос! Лицо превратилось в один ужасный синяк. К съемкам она смогла вернуться лишь через два месяца, когда о «лыжекатастрофе» напоминала лишь маленькая горбинка. Увидев ее, Роу даже обрадовался: «В сцене, когда Солоха летит на помеле, мы будем снимать тебя в профиль!» Но если горбинка пошла роли на пользу, то молодость и стройность Хитяевой была только помехой. Чтобы Людмила выглядела женщиной внушительных форм, ей подкладывали «толстинки», надевали несколько нижних юбок и просили вжать подбородок в шею — так он казался двойным.
Надевая костюм черта, Георгий Милляр всякий раз повторял: «Господи, прости меня за это хулиганство!». С Людмилой Хитяевой, кадр из фильма «Вечера на хуторе близ Диканьки». Фото: Russian Look
А от тезки Хитяевой, учащейся актерской студии при Киевском украинском драматическом театре имени Ивана Франко Людмилы Мызниковой, требовались как раз красота и юность, ведь она играла кокетку Оксану, ради которой кузнец Вакула, оседлав черта, отправился в Петербург за царскими черевичками. Роу увидел 19-летнюю Люду, проходя по коридору Киностудии имени Довженко, и тут же закричал: «Вот наша Оксана!» Когда ее утвердили, девушка была счастлива, но и переживала, потому что предстояло надолго уехать из Киева. Она очень тосковала по родителям, поэтому, когда ей нужно было плакать в церкви, вспоминала маму — и слезы лились моментально.
Инна Чурикова и ее горе луковое
Через три года после «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Александр Роу снял еще один новогодний шедевр — киносказку «Морозко». И тоже на Кольском полуострове. Морозко в нем сыграл Александр Хвыля, казак Чуб из «Вечеров…», а роль главной нечисти по традиции досталась Георгию Милляру. Свою первую Бабу-ягу он сыграл у Роу еще в 1939 году
в «Василисе Прекрасной» и 25 лет спустя захотел сделать любимую героиню более дряхлой и с радикулитом. Сам же справлялся со всеми нагрузками не хуже, чем молодые актеры. Но главный подвиг Милляр совершил, когда киногруппа работала не за полярным кругом, а под Звенигородом, в любимой Александром Роу деревне Гигирево (актеры даже прозвали ее ГигиРоу). Пленка с отснятым материалом хранилась в подвале дома, где жила съемочная группа, и как-то в один из дней февраля на площадку прибежала женщина: «Скорее! У вас прорвало трубу!» Приехав, киношники увидели, как остававшийся дома Милляр в одних трусах выбегает из подвала и кладет на снег последнюю коробку с пленкой! Мало того, не найдя ключа от подвала, субтильный Георгий Францевич снес дверь с петель. Вода в подвале доходила ему до пояса, а на улице стоял мороз, –20 °С.
Наталье Седых, сыгравшей Настеньку, тогда было всего 15 лет. С четырех лет она занималась фигурным катанием, в девять стала призером СССР. Но в десять лет захотела стать балериной и поступила в школу при Большом театре. Там запрещалось совмещать балет с фигурным катанием. Но когда Наташе предложили выступить на ледовом празднике с номером «Умирающий лебедь», она решила рискнуть. Преподаватели не увидели ее на льду, но зато заметил Роу и пригласил на пробы. На роль Настеньки пробовалось огромное количество актрис, в том числе знаменитая Надежда Румянцева. И Седых очень удивилась, когда в итоге взяли ее. При этом режиссер дал гримерам задание: «Только сделайте так, чтобы она выглядела хотя бы на шестнадцать».
Наталье Седых, сыгравшей Настеньку, тогда было всего 15 лет. С Верой Алтайской, кадр из фильма «Морозко». Фото: Russian Look
Мачехину дочку Марфушеньку-душеньку сыграла студентка Щепкинского училища Инна Чурикова. Она, что интересно, тоже не рассчитывала получить эту роль. Думала, Роу предпочтет ей Тамару Носову, которая снималась в его предыдущем фильме «Королевство кривых зеркал». На пробах потенциальные Марфушеньки должны были грызть орехи — и Чурикова делала это самозабвенно, не щадя зубов. А уже на съемках в эпизоде, где Марфуша ждет под елкой Морозко, чуть не замерзла по-настоящему: так долго готовились и выставляли камеру и свет. Обнаружилась и дополнительная неприятность: в ее корзинку вместо яблок почему-то положили репчатый лук. Ничего не поделаешь — пришлось смачно, с хрустом есть луковицу. Однако эти трудности не омрачали радости от съемок. Но вот когда Инна пришла озвучивать героиню и увидела, как выглядит на экране, то ужаснулась и заплакала: «Какая же я страшная!» И решила никогда в жизни не сниматься в кино!
Карету Елене Прокловой!
Когда Елена Проклова в 12 лет снялась в картине «Звонят, откройте дверь», где вторым режиссером работал ее дедушка, на «Мосфильме» девочку назвали лучшей актрисой года. А ее родители поняли, что съемки в кино несовместимы с нормальной учебой. Но тут последовало предложение, от которого было невозможно отказаться, — роль Герды в «Снежной королеве» режиссера Геннадия Казанского! Симпатичные датские домики снимали в Таллине, сцены с разбойниками — в Карпатах, где в окрестностях прекрасного Ужгорода московская школьница Лена, наряженная в платье по старинной моде, разъезжала в золоченой карете! Сама Лена с первой примерки считала, что похожа в наряде Герды
на принцессу. Но однажды, когда платье в связи с развитием сюжета уже стало довольно потрепанным, она услышала, как одна прохожая сказала про нее: «Какая интересная нищенка!»
Обитавшую в лесу маленькую разбойницу, ненавидящую «телячьи нежности», сыграла 20-летняя актриса Эра Зиганшина. Она попала в фильм благодаря Николаю Боярскому, который был ее партнером в телеспектакле «Двенадцать месяцев». Он предложил Эре пойти на пробы. Она послушалась, но сразу же получила отказ. Оказалось, что актриса на роль уже найдена. «Вам же хуже, никто ее лучше меня не сыграет!» — гордо бросила девушка, а разрыдалась только на улице. Но через несколько дней ей позвонили — сказали, что та актриса не справляется с ролью.
Сюрприз от Калягина
Действие фильма «Старый Новый год» — сатирической комедии о двух семьях, интеллигентных Полуорловых и простецких Себейкиных, — происходит, соответственно, зимой. Но снимали ее летом — почти всю, за исключением нескольких уличных сцен. Причем смогли уложиться в две недели! Актерский ансамбль сложился давно: Вячеслав
Невинный, Александр Калягин, Георгий Бурков, Ирина Мирошниченко и другие занятые в фильме актеры играли в комедии «Старый Новый год» на сцене МХАТа.
«На новенького» в нем снялись только дети. Дочку Себейкиных Лизу сыграла будущая звезда фильма «Курьер» Анастасия Немоляева. В роли Феди Полуорлова снялся уже опытный актер Валентин Карманов. «Старый Новый год» был шестым фильмом в послужном списке 10-летнего артиста. Папа (а родители Вали не имели к кино никакого отношения) в четыре года отвел сына на первые кинопробы, и обаятельного мальчика сразу заметили. Он прекрасно чувствовал себя на съемках фильма «Старый Новый год» в компании мэтров и запросто общался со своим экранным папой — Калягиным. После эпизода за праздничным столом, когда все разошлись, Калягин предложил Вале пожевать — благо на столе стояла тарелка с колбасой салями и другие вкусности. В 1979 году многие продукты были дефицитом, директор картины сбился с ног, добывая их, и умолял актеров есть в кадре помедленнее, чтобы деликатесов хватило на все съемки. Но ведь старший товарищ предложил… Калягин с Валей основательно подкрепились, а потом старший товарищ сказал младшему: «Тебе все равно за это ничего не будет» — и ушел! Зато Олег Ефремов, один из режиссеров фильма, преподнес Карманову сюрприз с громаднейшим знаком плюс. Написал на Валином экземпляре сценария: «Предъявителя сего принять на актерский факультет без экзаменов». Правда, воспользоваться этим подарком мальчику не удалось: Валя неожиданно начал заикаться, перестал сниматься и на актерский поступать не стал.
Жаркие «Ёлки» 1914-го
Некоторые новеллы «Ёлок» тоже снимали летом. В ходе работы над двумя первыми частями исполнителям главных ролей Ивану Урганту и Сергею Светлакову приходилось париться в пальто и ушанках, с завистью наблюдая, как другие члены съемочной группы отдыхают в теньке в футболках и шортах. А в прошлом году Ивану с Сергеем нужно было в апреле передвигаться по улице в одних пижамах: в тот раз их герои Женя и Борис случайно попали в психбольницу и пытались оттуда вырваться. Ивану с Сергеем пришлось бегать при температуре –10 °С, глубоко проваливаясь в настоящий снег на задворках больницы. До и после съемок очередного дубля они сразу одевались в теплые пуховики. Но было пару раз, когда Ургант и Светлаков подбегали к камере, и выяснялось, что костюмер с их одеждой остался в исходной точке — там, где они ее скинули, перед тем как рвануть вперед.
На съемках фильма«Ёлки 2014» Иван Ургант признавался, что порой только мобильный телефон в кармане напоминал ему, что на дворе XXI век. С Сергеем Светлаковым. Фото: Пресс-служба кинокомпании BAZELEVS
Зато в этом году царила полная гармония: новеллу Урганта и Светлакова снимали в июне, и их герои были облачены в летние костюмы. Правда, от одежды съемочной группы они опять отличались разительно — но уже в плане стиля, ведь события «Ёлок» разворачиваются в 1914 году. Герои Ивана и Сергея встречаются на Черноморском побережье, где выдалась аномально теплая зима. Антикварный диван, старинный сервиз — абсолютно все на площадке убеждало, что действие происходит в начале ХХ века. «Если в этих декорациях заснешь, то, проснувшись, первые десять секунд не понимаешь, в каком веке живешь», — поделился впечатлениями Светлаков. А Ургант добавил: «Я для таких случаев айфон беру. Нащупаешь его — ан нет, XXI век не приснился!»