Испытательный срок
«48 часов» задумывался как классический вестерн, а получился первый в истории фильм в новом жанре. Напарники-антагонисты стали частыми героями экрана: без «48 часов» не было бы ни «Смертельного оружия», ни «Плохих парней», ни «Часа пик», ни даже «Людей в черном».
Все началось с того, что в 1980 году студия Paramount задумала снять очередной проверенный боевик класса B. В первом варианте сценария дочь губернатора Луизианы похищают, прикрепляют к ее голове связку динамита и дают знать стражам порядка, что эта взрывчатка сдетонирует, если выкуп не будет выплачен в ближайшие 48 часов. Чтобы найти девушку и преступника раньше, чем случится взрыв, самый злой коп в участке отправляется в самую охраняемую тюрьму штата, чтобы взять себе в напарники рецидивиста, когда-то мотавшего с обвиняемым срок.
Этот фильм был шансом для режиссера Уолтера Хилла заработать себе очки в дальнейшей карьере. Кроме того, это был дебют в кино для телевизионного комика Эдди Мерфи, которому на момент съемок едва исполнилось двадцать. Картина «48 часов» также стала стартовой площадкой для продюсера Джоэла Силвера: позже он выпустит самые кассовые фильмы 1980-1990-х, начиная с «Крепкого орешка» и «Хищника» и заканчивая «Матрицей».
Сценарий писался с расчетом на то, что ролью копа заинтересуется Клинт Иствуд. Но Иствуду к тому времени надоело играть положительных героев — он хотел перейти на другую сторону закона. И сделал это, сыграв грабителя банков в «Побеге из Алькатраса». А проект «48 часов» завис в воздухе на долгих два года.
За это время несколько раз был переписан сценарий, а продюсеры искали актера на главную роль. Да, изначально главной ролью считалась только одна — сурового полицейского. Сержанта Джека Кейтса мог сыграть Микки Рурк, Джефф Бриджес, Крис Кристофферсон, но ни один из них не заинтересовался материалом. Только Ник Нолт признал, что в этом плохом полицейском, который смолит одну сигарету за другой и часто прикладывается к бутылке, что-то есть.
Претендентов на роль Реджи Хаммонда — рецидивиста, выпущенного «на поруки» ровно на те самые 48 часов, тоже было несколько. С самого начала продюсеры искали актера-афроамериканца — в наши дни это сочли бы расовой дискриминацией, но в начале 1980-х о таких «мелочах» не задумывались. На роль Реджи пробовались Ричард Прайор, Хауард Роллингс-младший и даже молодой Дензел Вашингтон. Но все они по разным причинам они не устроили продюсеров.
И тогда на авансцену вышел Эдди Мерфи. Он заявил режиссеру, что предпочел бы импровизировать — поэтому сценарий во время съемок использовался лишь формально. Но самое главное — всем окружающим было понятно, что этот актер, несмотря на свой дебют в кино, потенциальная звезда, так что ни о каком второстепенном герое не может быть и речи.
Мерфи был находкой для студии. Он попросил скромные $450 тыс. в качестве гонорара и… другое имя для его персонажа. В сценарии преступника звали Уилли Биггс — Мерфи посчитал, что это имя для черного мог придумать только белый. Он предложил свой, более интересный вариант: Реджи Хаммонд.
Режиссер Уолтер Хилл был уже готов на любые изменения — двухлетний простой изрядно его утомил. Вообще-то, в первый раз читая сценарий, он был уверен, что из него получится замечательный вестерн. По словам Хилла, он мог превратить в вестерн что угодно — лишь бы ему позволили пострелять в кадре из пары кольтов. Ему позволили — сержант Кейтс пользуется как раз таким оружием. Вестерн из сценария не получился, классический боевик режиссеру снимать было поначалу слишком скучно. Однако с приходом Эдди Мерфи выяснилось, что фильм на самом деле может быть превосходной комедией! Он в принципе не умел, да и не хотел играть серьезно. Мерфи сам позже признавался, что в особо сложные драматургические моменты делал то, что привык, то есть использовал свою знаменитую мимику.
Продюсеры боялись, что зритель не примет фильм жанра «два в одном»: боевик и комедию одновременно. «Для боевика слишком смешно, для комедии слишком много насилия». И, в общем, они были правы — даже слово «f…k» звучит в картине в той или иной форме концептуальные 48 раз. Однако зрители считали иначе: картина «48 часов» вошла в десятку самых кассовых фильмов года и стала одним из самых узнаваемых картин десятилетия. Она получила несколько наград, а Эдди Мерфи вручили «Золотой глобус» за самый талантливый дебют.
Восемь лет спустя, когда никто уже и не ждал продолжения, вдруг вышли «Другие 48 часов». Режиссером снова выступил Уолтер Хилл, главные роли опять сыграли Эдди Мерфи и Ник Нолт. Правда, последний был уже далеко не в такой хорошей форме (к тому же, как и его герой, он несколько лет страдал от алкогольной зависимости, и в кадре это было очень заметно). На его фоне Эдди Мерфи смотрелся настоящей звездой и беззастенчиво перетягивал одеяло на себя. За второй фильм Эдди получил уже $7 млн — в два с половиной раза больше своего напарника (на первом фильме ситуация была ровно обратная).
Сюжет «Других 48 часов» мало отличался от оригинала: снова полицейский достает из тюрьмы старого приятеля, чтобы тот помог ему в расследовании преступления. Снова старый приятель достает его своими идиотскими шутками и пытается спасти свою шкуру. Полицейский стал еще более угрюмым (в первом варианте сценария Джеку едва не «подарили» подружку из его же участка, но продюсеры посчитали это лишним). А вот главным злодеем неожиданно сделали… одного из своих — старого приятеля Джека Кейтса, и тоже полицейского. Но это мелочи… Гораздо заметнее было то, что бюджет фильма ощутимо вырос, а с ним и количество экшен-сцен: Уолтер Хилл отснял массу перестрелок, взрывов и погонь, с масштабным финалом, которому бы позавидовал и сам мастер блокбастеров Майкл Бэй.
Зрители встретили героев как старых знакомых: возвращение «48 часов» было триумфальным. Уолтер Хилл даже подумывал снять третью часть, но его вовремя остановили: лучшее — враг хорошего. Зато нашлось немало сценаристов и режиссеров, которые позаимствовали из «48 часов» главное ноу-хау — приключения двух героев, совершенно непохожих друг на друга. В результате нам сейчас кажется, что эти герои присутствовали на экране всегда — как, например, одинокий ковбой или пара несчастных влюбленных.
«48 часов» часов ушли в народ. Коллеги Хилла беззастенчиво заимствовали из фильма сцены. А Реджи Хаммонда не раз вспоминали в своих текстах американские рэперы. Возможно, действительно нет лучшего способа ощутить дух 1980-х, чем пересмотреть еще раз «48 часов»: «Знаешь, Джек, ты в полном дерьме». — «Расскажи уже что-нибудь новенькое».
Факты о фильме
В сцене, где героиня Дениз Кросби должна была ударить бейсбольной битой Реджи Хаммонда, Эдди Мерфи так испугался, что потребовал на площадку дублера. Напрасно Дениз демонстрировала свое владение битой на Уолтере Хилле и Нике Нолте (без малейших физических травм!) — Мерфи был непреклонен.
Один из клипов рэпера Эйкона, «Smash That», является как бы коротким ремейком фильма, в котором он сам сыграл Реджи, а роль полицейского досталась Эрику Робертсу. Правда, увольнительная, которую ему дают в тюрьме, была сокращена в клипе до 24 часов.
Чтобы убедительно сыграть психопата, актер Джеймс Ремар не спал несколько суток.
Как и во многих фильмах Уолтера Хилла, в «48 часах» важную роль играет любимая машина режиссера, кадиллак Sky Blue Convertible (на нем ездит герой Ника Нолта). Эту же машину можно увидеть, например, в «Миллионах Брюстера» и в «Красной жаре».
Фильм «48 часов» получил Гран-при на Фестивале полицейских фильмов во французском городе Коньяк.
Продюсеры предупредили Уолтера Хилла, что если фильм провалится, его выгонят из профессии. Но коммерческий успех фильма предопределил судьбу режиссера.