Онлайн-журнал о шоу-бизнесе России, новости звезд, кино и телевидения

Испытательный срок

0

«48 часов» задумывался как классический вестерн, а получился первый в истории фильм в новом жанре. Напарники-антагонисты стали частыми героями экрана: без «48 часов» не было бы ни «Смертельного оружия», ни «Плохих парней», ни «Часа пик», ни даже «Людей в черном».

Все началось с того, что в 1980 году студия Paramount задумала снять очередной проверенный боевик класса B. В первом варианте сценария дочь губернатора Луизианы похищают, прикрепляют к ее голове связку динамита и дают знать стражам порядка, что эта взрывчатка сдетонирует, если выкуп не будет выплачен в ближайшие 48 часов. Чтобы найти девушку и преступника раньше, чем случится взрыв, самый злой коп в участке отправляется в самую охраняемую тюрьму штата, чтобы взять себе в напарники рецидивиста, когда-то мотавшего с обвиняемым срок.

Этот фильм был шансом для режиссера Уолтера Хилла заработать себе очки в дальнейшей карьере. Кроме того, это был дебют в кино для телевизионного комика Эдди Мерфи, которому на момент съемок едва исполнилось двадцать. Картина «48 часов» также стала стартовой площадкой для продюсера Джоэла Силвера: позже он выпустит самые кассовые фильмы 1980-1990-х, начиная с «Крепкого орешка» и «Хищника» и заканчивая «Матрицей».

Сценарий писался с расчетом на то, что ролью копа заинтересуется Клинт Иствуд. Но Иствуду к тому времени надоело играть положительных героев — он хотел перейти на другую сторону закона. И сделал это, сыграв грабителя банков в «Побеге из Алькатраса». А проект «48 часов» завис в воздухе на долгих два года.

За это время несколько раз был переписан сценарий, а продюсеры искали актера на главную роль. Да, изначально главной ролью считалась только одна — сурового полицейского. Сержанта Джека Кейтса мог сыграть Микки Рурк, Джефф Бриджес, Крис Кристофферсон, но ни один из них не заинтересовался материалом. Только Ник Нолт признал, что в этом плохом полицейском, который смолит одну сигарету за другой и часто прикладывается к бутылке, что-то есть.

Претендентов на роль Реджи Хаммонда — рецидивиста, выпущенного «на поруки» ровно на те самые 48 часов, тоже было несколько. С самого начала продюсеры искали актера-афроамериканца — в наши дни это сочли бы расовой дискриминацией, но в начале 1980-х о таких «мелочах» не задумывались. На роль Реджи пробовались Ричард Прайор, Хауард Роллингс-младший и даже молодой Дензел Вашингтон. Но все они по разным причинам они не устроили продюсеров.

И тогда на авансцену вышел Эдди Мерфи. Он заявил режиссеру, что предпочел бы импровизировать — поэтому сценарий во время съемок использовался лишь формально. Но самое главное — всем окружающим было понятно, что этот актер, несмотря на свой дебют в кино, потенциальная звезда, так что ни о каком второстепенном герое не может быть и речи.

Мерфи был находкой для студии. Он попросил скромные $450 тыс. в качестве гонорара и… другое имя для его персонажа. В сценарии преступника звали Уилли Биггс — Мерфи посчитал, что это имя для черного мог придумать только белый. Он предложил свой, более ин­­тересный вариант: Реджи Хаммонд.

Режиссер Уолтер Хилл был уже готов на любые изменения — двухлетний простой изрядно его утомил. Вообще-то, в первый раз читая сценарий, он был уверен, что из него получится замечательный вестерн. По словам Хилла, он мог превратить в вестерн что угодно — лишь бы ему позволили пострелять в кадре из пары кольтов. Ему позволили — сержант Кейтс пользуется как раз таким оружием. Вестерн из сценария не получился, классический боевик режиссеру снимать было поначалу слишком скучно. Однако с приходом Эдди Мерфи выяснилось, что фильм на самом деле может быть превосходной комедией! Он в принципе не умел, да и не хотел играть серьезно. Мерфи сам позже признавался, что в особо сложные драматургические моменты делал то, что привык, то есть использовал свою знаменитую мимику.

Продюсеры боялись, что зритель не примет фильм жанра «два в одном»: боевик и комедию одновременно. «Для боевика слишком смешно, для комедии слишком много насилия». И, в общем, они были правы — даже слово «f…k» звучит в картине в той или иной форме концептуальные 48 раз. Однако зрители считали иначе: картина «48 часов» вошла в десятку самых кассовых фильмов года и стала одним из самых узнаваемых картин десятилетия. Она получила несколько наград, а Эдди Мерфи вручили «Золотой глобус» за самый талантливый дебют.

Восемь лет спустя, когда никто уже и не ждал продолжения, вдруг вышли «Другие 48 часов». Режиссером снова выступил Уолтер Хилл, главные роли опять сыграли Эдди Мерфи и Ник Нолт. Правда, последний был уже далеко не в такой хорошей форме (к тому же, как и его герой, он несколько лет страдал от алкогольной зависимости, и в кадре это было очень заметно). На его фоне Эдди Мерфи смотрелся настоящей звездой и беззастенчиво перетягивал одеяло на себя. За второй фильм Эдди получил уже $7 млн — в два с половиной раза больше своего напарника (на первом фильме ситуация была ровно обратная).

Сюжет «Других 48 часов» мало отличался от оригинала: снова полицейский достает из тюрьмы старого приятеля, чтобы тот помог ему в расследовании преступления. Снова старый приятель достает его своими идиотскими шутками и пытается спасти свою шкуру. Полицейский стал еще более угрюмым (в первом варианте сценария Джеку едва не «подарили» подружку из его же участка, но продюсеры посчитали это лишним). А вот главным злодеем неожиданно сделали… одного из своих — старого приятеля Джека Кейтса, и тоже полицейского. Но это мелочи… Гораздо заметнее было то, что бюджет фильма ощутимо вырос, а с ним и количество экшен-сцен: Уолтер Хилл отснял массу перестрелок, взрывов и погонь, с масштабным финалом, которому бы позавидовал и сам мастер блокбастеров Майкл Бэй.

Зрители встретили героев как старых знакомых: возвращение «48 часов» было триумфальным. Уолтер Хилл даже подумывал снять третью часть, но его вовремя остановили: лучшее — враг хорошего. Зато нашлось немало сценаристов и режиссеров, которые позаимствовали из «48 часов» главное ноу-хау — приключения двух героев, совершенно непохожих друг на друга. В результате нам сейчас кажется, что эти герои присутствовали на экране всегда — как, например, одинокий ковбой или пара несчастных влюбленных.

«48 часов» часов ушли в народ. Коллеги Хилла беззастенчиво заимствовали из фильма сцены. А Реджи Хаммонда не раз вспоминали в своих текстах американские рэперы. Возможно, действительно нет лучшего способа ощутить дух 1980-х, чем пересмотреть еще раз «48 часов»: «Знаешь, Джек, ты в полном дерьме». — «Расскажи уже что-нибудь новенькое».


Факты о фильме

В сцене, где героиня Дениз Кросби должна была ударить бейсбольной битой Реджи Хаммонда, Эдди Мерфи так испугался, что потребовал на площадку дублера. Напрасно Дениз демонстрировала свое владение битой на Уолтере Хилле и Нике Нолте (без малейших физических травм!) — Мерфи был непреклонен.

Один из клипов рэпера Эйкона, «Smash That», является как бы коротким ремейком фильма, в котором он сам сыграл Реджи, а роль полицейского досталась Эрику Робертсу. Правда, увольнительная, которую ему дают в тюрьме, была сокращена в клипе до 24 часов.

Чтобы убедительно сыграть психопата, актер Джеймс Ремар не спал несколько суток.

Как и во многих фильмах Уолтера Хилла, в «48 часах» важную роль играет любимая машина режиссера, кадиллак Sky Blue Convertible (на нем ездит герой Ника Нолта). Эту же машину можно увидеть, например, в «Миллионах Брюстера» и в «Красной жаре».

Фильм «48 часов» получил Гран-при на Фестивале полицейских фильмов во французском городе Коньяк.

Продюсеры предупредили Уолтера Хилла, что если фильм провалится, его выгонят из профессии. Но коммерческий успех фильма предопределил судьбу режиссера.

Претенденты на роль Кейтса

Клинт ИствудМикки РуркДжефф Бриджес

Претенденты на роль Хаммонда

Дензел ВашингтонХауард Роллингс-младшийРичард Прайор

Загрузка...