«Ищите женщину»: по следам знаменитого телефильма
Оказывается, картина, в которой расследуется убийство, не обязательно должна быть чистой воды детективом. Это мы усвоили благодаря популярной ленте Аллы Суриковой «Ищите женщину». 35 лет назад криминальная комедия вышла на телеэкраны.
А ведь сюжет картины — чисто детективный: в офисе преуспевающего парижского нотариуса в самый канун Нового года произошло загадочное убийство. Полиция не способна раскрыть преступление. И за дело берется «девушка на телефоне» в офисе Алиса Постик. Именно ей в конце концов удается вывести убийцу на чистую воду.
Вечно молодая Софико
На самом деле фильм, построенный как детектив, но решенный как комедия, мог вообще не случиться: его чуть не загубила нелепая случайность. Режиссер Алла Сурикова мечтала снять в своей картине всеми любимую Софико Чиаурели. Однако суровые редакторы «Мосфильма» отнеслись к этой кандидатуре скептически. Чтобы доказать свою правоту, Алла Сурикова с оператором Михаилом Аграновичем полетели в Тбилиси — сделать кино и фотопробы актрисы.
Алла Сурикова. Фото: Максим Шеметов/ТАСС
«Прямо с самолета нас повели знакомиться со всеми прелестями грузинской жизни, — вспоминает Алла Ильинична. — Очнулись мы в день вылета».
Как известно, Софико Михайловна Чиаурели происходила из знаменитой семьи: мама — актриса Верико Анджапаридзе, двоюродный брат Георгий Данелия — известный кинорежиссер, муж — популярный актер и футбольный комментатор Котэ Махарадзе. Чтобы такая семья и не приняла гостей по высшему разряду… Как вы понимаете, оказалось не до проб. В самолете, возвращавшемся в Москву, Алла Сурикова поняла, что ей нечего предъявить мосфильмовскому начальству. Еще раз отправиться в Грузию? Да кто бы позволил!
И тогда Алла Ильинична пересняла портрет прекрасной Софико… с календаря 20-летней давности. Худсовет ничего не заметил, лишь восхитившись неувядающей красотой и обаянием Софико Михайловны, утвердил ее на главную роль.
Париж почти не виден
Работа над фильмом, как правило, начинается с названия. Картине дали странное — «Попугаиха и цыпленок». Но ведь это французская пьеса Робера Тома, которую перевела и превратила в сценарий Светлана Володина. Такое название не для русского глаза! Решение подсказал один из друзей режиссера: он полушутя предложил назвать фильм «Шерше ля фам». В результате родилось «Ищите женщину».
Алла Сурикова: Елена Укращенок вышла замуж за Эдика Радзинского. Она теперь серьезная, солидная. От взбалмошной шарнирной девушки не осталось ничего. Фото: Legion Media
К тому времени Сурикова сняла успешные и запомнившиеся зрителю комедии. На «Мосфильме» ее, конечно, ценили, но денег на съемки выделили все же немного. И она придумала, как сделать малобюджетное кино: все действие происходило в одном-единственном месте — конторе парижского нотариуса мэтра Роше. То есть в павильоне «Мосфильма». Париж, однако, скромно присутствует в фильме: в самом его начале, под титры, панорамами улиц и набережных. И снял это любительской камерой из окна автомобиля Георгий Данелия.
Детектив Афоня
Если с актрисой на главную роль Алла Сурикова определилась сразу, то с претендентом на роль героя все оказалось сложнее. Сыграть детектива Грандэна она предложила Михаилу Ульянову, и известный актер дал согласие. Но театр имени Вахтангова, где служил артист, уезжал в гастрольный тур. И Михаил Александрович не вписался в график съемок.
Худсовету были представлены два любимца публики — Армен Джигарханян и Леонид Куравлев. Кандидатура недавнего сантехника Афони на роль детектива, да еще и французского, вызвала поначалу бурный смех у членов комиссии. Ну, конечно, Джигарханян!
Людмила Дмитриева и Леонид Куравлев
Леонид Вячеславович потом пересказывал ход того заседания: «И вдруг кто-то ну очень авторитетный из комиссии обращается к коллегам: а знаете, ведь Джигарханян как раз не подходит на эту роль, он ведь настоящий супермен и уже на двадцатой минуте сюжета обязан понять, кто убийца, так что берите Куравлева: он все две серии будет думать-гадать».
И Леонид Куравлев, получив эту роль, с воодушевлением взялся ломать стереотипы, связанные с его амплуа «своего парня». Помогло Куравлеву в этой непростой работе то, что они с Чиаурели учились на одном курсе ВГИКа, были дружны и Софико очень поддерживала однокашника в ходе съемок.
Дорогу веселым!
Владельца нотариальной конторы мэтра Роше, который всячески пытался избавиться от трупа в своем кабинете, блестяще сыграл Сергей Юрский. Он создал запоминающийся образ не склонного к сантиментам, черствого, делового француза.
Сергей Юрский и Леонид Куравлев. Фото: Legion Media
Что же с остальными актерами? Леонид Ярмольник попал в картину случайно: его привел на площадку Александр Абдулов, которому досталась роль Робера де Шаранса, клерка нотариальной конторы. Кстати, Абдулов переиграл на пробах начинающего тогда артиста Олега Меньшикова. А Ярмольник стал эксцентричным полицейским Максимэном. До него на эту роль пробовался Семен Фарада.
«Когда появился Ярмольник, я сразу поняла: Максимэн должен быть моложе, хотя бы потому что так написано в пьесе, — вспоминает Сурикова. — У нас Леня Куравлев был уже не юн. А дуэт молодого и пожилого — это ведь гораздо интересней. В общем, извинилась я перед Сеней, который тогда все равно мне этого не простил. И взяла Ярмольника».
Елена Укращенок, Леонид Ярмольник и Александр Абдулов
Семен Фарада несколько лет был обижен на Сурикову. Но потом она пригласила актера в картину «Чокнутые», где и произошло примирение.
Что касается Абдулова и Ярмольника, то они по-настоящему украсили не только фильм, но и процесс работы над ним: каждый съемочный день эти двое превращали в веселое шоу.
В отличие от остальных актеров, Елена Укращенок была малоизвестна. И роль машинистки Вирджинии Ренуар принесла ей огромную популярность — после премьеры Елене начали поступать многочисленные предложения о съемках. Но она не стала продолжать карьеру. Вышла замуж за драматурга Эдварда Радзинского, пишет книги, помогает людям, страдающим от алкогольной зависимости.
Личного секретаря мэтра Роше Сюзанну Бриссар сыграла актриса МХАТа Людмила Дмитриева. На эту роль пробовались Татьяна Васильева и Любовь Полищук. Абдулов сначала подшучивал над актрисой: «МХАТ наигрывает, ой МХАТ наигрывает!», но после премьеры от души поздравил Людмилу Борисовну.
Елена Соловей попала в картину без проб: после звездных ролей у Никиты Михалкова она была на пике популярности.
Неоплаченный долг
Советские времена, как известно, — эпоха тотального дефицита: не все из «чисто французского» реквизита можно было купить. Создателям фильма пришлось идти на поклон в посольство Франции в Москве. Дипломаты по дружбе выдали в пользование знаковые вещи: изданный во Франции календарь 1982 года, телефонный аппарат и прочие мелочи. В кадре мелькают парижские газеты и журналы, а полицейскую фуражку Леониду Ярмольнику одолжил посольский охранник.
Вечером 1 января 1983 года картина с успехом прошла на ЦТ. Позже Алла Сурикова решила показать свою работу автору пьесы — французскому драматургу Роберу Тома. Она приехала в Париж, взяв с собой кассету с фильмом. Но Тома оказались интересны только деньги, которые Советский Союз не заплатил ему за использование пьесы. Контакта не получилось. Через несколько лет Робер Тома умер от сердечного приступа.
Между прочим, французские историки кино называют «Ищите женщину» самой успешной детективной комедией СССР. С этим трудно не согласиться.
Цитаты из фильма:
— А вам не кажется, что моя зарплата не соответствует моим способностям?
— Знаю, знаю. Но не могу же я допустить, чтобы вы умерли с голоду.
— Конечно, количество лет не переходит в качество, но мы будем надеяться!
— Я такая чувствительная натура, это меня всегда губит.
— Я инспектор Грандэн из криминальной полиции. Мэтр Роше убит.
— Так значит, завтра не работаем?
— Девушку украшает скромность.
— Это когда нет других украшений.
— Мадемуазель Бриссар, если к вам не прижимаются в метро, то это вовсе не означает, что метро в Париже не существует.