Главные киноитоги года
Голливуд отходит от несбывшегося апокалипсиса, Европа переживает кризис, а Россия поднимается с колен. Мы вспомнили самые значимые события уходящего года в индустрии кино – то главное, чем запомнится 2013-й.
Наше все
Российский зритель готов смотреть «наше» — это доказал и успех российского фильма «Легенда №17», и рекордные кассовые сборы «Сталинграда» Федора Бондарчука. Самое главное, чтобы это «наше» было подкреплено участием настоящих звезд, и снято на должном уровне. Фильм «Легенда №17» про знаменитого хоккеиста Валерия Харламова (а на самом деле, конечно, про его тренера Анатолия Тарасова) подтвердила то, о чем мы и так давно знали: современный зритель тоскует по имперским временам, когда и мандарины были вкуснее, и победы отечественного спорта значительнее. Самое главное, чтобы однократный успех не превратился в сериал: по указанию «сверху» сейчас снимается сразу два фильма о советском футболисте Льве Яшине, а в начале 2014 года на экраны выходит фильм «Чемпионы» про «легендарные победы российских спортсменов».
Прорубили окно в Голливуд
В уходящем году мы не раз испытывали чувство гордости, смешанное с легким удивлением: «Как они туда попали?» Мы это о том, что многие наши актеры, действительно, пробились в Голливуд. И речь не о Миле Кунис или Ольге Куриленко, которые уже давно «не наши» — а, например, о Светлане Ходченковой или Юле Снигирь. Светлана сыграла главную злодейку в «Росомахе»(и едва не соблазнила там Хью Джекмана). Юлия стала напарницей Брюса Уиллиса в пятом «Крепком орешке». Мы бы еще добавили к этому списку Константина Хабенского, который сыграл довольно значительный эпизод в «Войне миров Z» — и не его вина, что именно этот эпизод вырезали при окончательном монтаже.
Светлана Ходченкова и Юля Снигирь
Уж лучше вы к нам
Поскольку Россия вошла в число самых прибыльных с точки зрения проката, стран, к нам приезжали абсолютно все: Аарон Экхарт, Джерард Батлер, Джеймс Франко и целая плеяда голливудских звезд. На премьере «Обливиона» советский космонавт Алексей Леонов назвал Тома Круза«приятным молодым человеком», Дэниэл Рэдклифф, основательно напившись, смешивал коктейли для посетителей питерского бара, а Джаред Лето не только спустился в метро, но и поехал на электричке до аэропорта «Домодедово». Но ближе всех к нашему народу оказался, конечно, Жерар Депардье, получивший российский паспорт из рук нашего президента, а также звание «Почетный удмурт» и регистрацию в городе Саранске!
Американское кино: апокалипсис не сегодня
Вообще же в 2013 году Голливуд, наравне со всем остальным миром, облегченно вздохнул: заявленного Апокалипсиса не случилось, можно жить дальше, и даже посмеяться над своими страхами. В «Апокалипсисе по-голливудски» сатана пробирается в дома голливудских звезд, в «Войне миров Z» посланниками ада на Земле оказываются зомби, в «Тихоокеанском рубеже» Гильермо дель Торо конец света предвещают появившиеся из океана гигантские монстры-трансформеры. А вот для англичан настоящий апокалипсис – это переделанные в сетевые кофейни провинциальные пабы («Конец света»). Даже главный фильм прошлого года, «Великий Гэтсби», по-своему обыгрывает кризис человеческого существования: впрочем, и одноименный роман был написан в те времена, когда люди выбрасывались из окон от отсутствия хлеба и работы.
Кадр из фильма «Войне миров Z»
Европейское кино: черная полоса
Если в Голливуде придумывают на тему Апокалипсиса боевики и черные комедии, то в Европе испытывают вполне реальный кризис – денег и чувств. Об этом – завершающая часть «райской» трилогии Ульриха Зайдля «Надежда», об этом – экранизация «Пены дней», об этом – почти все популярные французские мелодрамы. О полной деградации человеческих чувств рассказывает и «Нимфоманка» Ларса фон Триера – ее премьера у нас состоится только в следующем году. Ларс фон Триер обещал снять порнографическое кино, и свое слово сдержал: самое удивительное, что у него согласилось сниматься множество звезд первой величины. Кроме исполнительницы главной роли, Шарлотты Генсбур, это, например, Шайя ЛаБеф, Ума Турман, Кристиан Слейтер: и все они занимаются на экране жестким, несимулированным сексом.
«Трудно быть богом» увидел свет спустя полвека
В главную кинотему уходящего года – деградация и кризис — очень точно попал наш Алексей Герман. Его многострадальный фильм, «Трудно быть богом» — от замысла до премьеры на Римском фестивале прошло почти полвека – не буквальная экранизация романа братьев Стругацких, а философская притча о нашем времени. Притча столь брутальная и трудновыносимая, что Умберто Эко, посмотрев ее, сказал, что фильмы Тарантино по сравнению с ней – «детские игрушки».
Потери
К сожалению, сам режиссер не дожил до премьеры самую малость – Алексей Герман скончался в феврале. И это тоже печальная тенденция года с «несчастливыми» цифрами: в 2013 году от нас ушли лучшие: Алексей Балабанов, Петр Тодоровский, Юрий Яковлев… Новый, телевизионный «Шерлок Холмс» вышел уже после смерти нашего нового Ватсона – Андрея Панина. И неизвестно, будет ли седьмой «Форсаж» — потому что главная звезда этого фильма, Пол Уокер, разбился в автокатастрофе (вот теперь и не верь в иронию судьбы!).
Кому «Оскар»?
С определением лучших фильмов нам на помощь пришел пока только Квентин Тарантино: он уже озвучил десятку лучших, по его мнению, фильмов года. Первую строчку заняла «Гравитация» Альфонсо Куарона, практически бессловесная драма, все действие которой происходит в открытом космосе. Она действительно не похожа на обычные голливудские блокбастеры: в фильме почти нет музыки, почти нет действия, и в нем играют всего полторы звезды (Сандра Буллок и немного Джордж Клуни). Кстати, фильм Альфонсо Куарона является одним из самых очевидных претендентов на «Оскар», наравне с лентой Стива Маккуина «12 лет рабства». Последняя — это экранизация автобиографического романа, написанного 150 лет назад, история черного свободного человека, проданного на Юг. В общем, социально важное кино, особенно для Америки, особенно сейчас, когда рейтинг действующего президента (первого афроамериканского президента!), ползет вниз. Но кстати, «12 лет рабства» не попал в личный список Тарантино, и понятно, почему: он-то считал, что «закрыл» эту тему своим фильмом «Джанго освобожденный» еще год назад.