Герой дня: Кирилл Серебренников
Сегодня режиссеру исполняется 44 года и мы вспоминаем его лучшие фильмы.
«Рагин» (2004)
На этот фильм Кирилла Серебренникова вдохновила «Палата №6» Антона Павловича Чехова. На главную роль режиссер пригласил блестящего российского актера – Алексея Гуськова, который сыграл провинциального доктора Андрея Ефимовича. Действие разворачивается в уездном российском городке в начале ХХ века. Рагин служит главным врачом в местной больнице. Как и у классика, у Серебренникова доктор немолод, одинок и по вечерам любит читать. Наткнувшись на медицинский отчет модного психиатра Гиммельсдорфа, Рагин решается экспериментальные методы зарубежного коллеги претворить в жизнь в условиях российской действительности. Заканчивается это плачевно: доктор оказывается по другую сторону баррикад. В общем, финал как у классика. Тем не менее, экранизацией «Палаты №6» фильм назвать нельзя, скорее это вольный взгляд Кирилла Серебренникова на классический сюжет. Главная особенность творческого метода режиссера – откровенный натурализм. Слабонервным на излишне реалистичные картины из жизни обитателей сумасшедшего дома в российской глубинке лучше не смотреть.

«Изображая жертву» (2006)
Картина открыла нам молодого актера Юрия Чурсина. Это была его первая работа в полнометражном кино – и сразу у Серебренникова. Режиссер не побоялся взять на главную роль сериального актера. Чурсин блестяще сыграл главного героя — молодого человека Валю, который, закончив университет, ради заработка устраивается в милицию, где изображает жертв преступлений во время следственных экспериментов. На ведущие роли Серебренников позвал далеко не дебютантов. В фильме сыграл одну из своих самых ярких ролей в карьере Марат Башаров. Он воплотил на экране, мягко говоря, весьма отталкивающего персонажа. Его Карась – пэтэушник и преступник, который хотел зарезать и расчленить свою возлюбленную в уличном биотуалете. В фильме также снялись Марина Голуб, Анна Михалкова, Федор Добронравов.

«Юрьев день» (2008)
На Руси Юрьев день был особенным. Только один раз в году крестьянин без препятствий мог перейти от одного хозяина к другому, тем самым навсегда изменяя свою судьбу. Именно в этот день и происходят события картины. Оперная прима в исполнении Ксении Раппопорт привозит в родной провинциальный город сына, который вырос заграницей. Он не особо понимает, что хочет от него мать. На что смотреть в российской глубинке? На развалины, захолустье? Мать старается не обращать внимания на нигилизм сына и всеми силами пытается его «пропитать» собственной ностальгией. После долгих разговоров с непонятливым ребенком, она засыпает на скамейке. Проснувшись, она не обнаруживает сына. Он как в воду канул. Картину «Юрьев день» кинокритики сравнивали с линчевским «Малхолланд драйв» и шахназаровским «Город Зеро». Она действительно похожа и на то, и на другое, но при этом остается сама собой.

«Короткое замыкание» (2009)
В этом сборнике новелл Кирилл Серебренников отвечает за «Поцелуй креветки». Ударить в грязь лицом было нельзя: кроме него над фильмом работали такие мэтры, как Петр Буслов, Иван Вырыпаев, Алексей Герман-младший, Борис Хлебников. Серебренников позвал собственноручно им открытого в фильме «Изображая жертву» молодого актера Юрия Чурсина. Он сыграл главную роль в новелле. Кроме того, Серебренников пригласил Кирилла Соленова на роль моряка, Юлия Пересильд – на роль Иры, Владимира Дубосарского – на роль милиционера, Виталия Хаева – в эпизод. Кадры именно из новеллы «Поцелуй креветки» стали самыми цитируемыми. Во многом это связно с тем, что Серебренников не побоялся пригласить в проект медийные, но неопытные в кино лица: на тот момент еще главреда Vogue Алену Долецкую, на тот момент главреда другого гламурного журнала Андрея Савельева, шоумена Андрея Фомина, певца и автора песен Псоя Короленко. Новелла «Поцелуй креветки» стала самой яркой в «Коротком замыкании».

«Измена» (2012)
С этим фильмом Кирилл Серебрянников боролся за «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля в прошлом году. «Измена» была представлена в рамках основного конкурса. По словам режиссера, работая над «Изменой», он изначально сделал акцент на игре молодых актеров. И, снова в своем репертуаре, Серебренников не побоялся взять медийное лицо без опыта в кино на одну из ведущих ролей. В фильме сыграла солистка группы «ВИА Гра» Альбина Джанабаева. Ей досталась роль обманывающей мужа жены. На съемках дебютантке пришлось преодолеть свой страх перед крематорием, где проходили съемки некоторых сцен. По словам Альбины, режиссер несколько дней объяснял ей, что ничего страшного в этих съемках не будет, и, наконец, успокоил ее заявлением, что в некоторых странах Европы считается, что побывать на кладбище или полежать в гробу — это вообще хорошая примета. Альбина взяла себя в руки и сыграла нужные дубли. Все было не зря: в итоге критики игру дебютантки оценили высоко. По словам режиссера, Альбина Джанабаева невероятно талантливая драматическая актриса и ей стоит в дальнейшем обратить внимание на карьеру в кинематографе. «Для меня Альбина открылась совсем с другой стороны. Да, в России ее все знают как певицу, солистку группы «ВИА Гра», но у нее непревзойденный талант к кино. Я специально на главные роли не стал приглашать известных российских актеров, для меня герои должны были быть без историй. Я их должен был видеть словно чистый лист бумаги», — рассказал Кирилл Серебренников. Его «Измену» тепло приняли кинокритики и даже сравнили с работами Линча, Чичкока, Бергмана, а самого Кирилла Серебрянникова с Достоевским.
