Эволюция Ромео и Джульетты: от немого кино до индийского
23 апреля мир отметит день рождения самого великого драматурга человечества – Уильяма Шекспира. Признак гения – актуальность его персонажей во все времена. А Ромео и Джульетта, трагичный союз которых интерпретировался сотнями режиссеров мира на протяжении всей истории театра и кино – тому пример. Мы решили отследить как менялись Ромео и Джульетта на примере наиболее ярких экранизаций разных лет.
Ромео должен онеметь: Теда Бара и Гарри Хиллиард
«Ромео и Джульетта», 1916 г, Америка
Поразительно, но экранизировать «Ромео и Джульетту» начали вместе с рождением кинематографа. Так, первая экранизация – фильм Жоржа Мельеса — датируется 1902-м годом! Жаль, до наших дней ни она, ни несколько других фильмов, снятых в разных странах в 1908-ом году, не сохранились. Кое-какие следы остались лишь от фильма Джеймса Гордона Эдвардса, снятого в 1916 году в Америке. Кстати, в этой череде он стал самым громким, несмотря на то, что, как и прочие, был немым. Слава к картине пришла благодаря актрисе, сыгравшей Джульетту. Дело в том, что она — звезда немого кино Теда Бара – до роли невинной Джульетты успела прославиться в амплуа роковой женщины-вамп. Как актриса с такой харизмой интерпретировала образ трогательной девушки, неискушенной в делах любви, к сожалению, мы не узнаем. От фильма осталась только пара кадров.
Возраст не помеха? Норма Ширер и Лесли Говард
«Ромео и Джульетта» 1936г. Джорджа Кьюкора
Эта экранизация является первой звуковой кинокартиной знаменитой трагедии. Сделать звуковой фильм отважился американский кинорежиссёр и сценарист Джордж Кьюкор.
Он пригласил на главные роли звезд мировой величины того времени: Норму Ширер («Мария Антуанетта», «Женщины») и Лесли Говарда («Унесенные ветром»). Что примечательно, в версии 1936г. практически все актеры, как главные так и второстепенные, были намного старше шекспировских героев. На момент съемок Норме Ширер, играющей Джульетту исполнилось 34 года, А Лесли и вовсе 42.
Джульетта – звезда балета: Галина Уланова и Юрий Жданов
«Ромео и Джульетта», 1954 г., СССР
С тех пор знаменитой трагедией Шекспира можно иллюстрировать каждый новый период кино. Версии сюжета рождались, отмечая поэтапно появление звука, цвета и первых экспериментов на экране. Однако, действительным прорывом стал советский фильм 1954-го года, в основу которого был положен… балет. Гениальная музыка Сергея Прокофьева. Гениальная Галина Уланова в роли Джульетты, которая в свои 44 года сумела безупречно сыграть юную девушку с «волей необыкновенной силы», как характеризовала героиню сама. Фильм, снятый Лео Арнштамом и Леонидом Лавровским в Ялте, поразил даже видавших виды кинокритиков.
Результатом стали фантастические для советского кино награды VIII Международного кинофестиваля в Каннах (1955) и III кинофестиваля классического народного и современного танца в Бразилии (1957). Экранизацию балета мировой кинематограф рискнул повторить только в 1966-ом году уже с Рудольфом Нуриевым в роли Ромео.
Все так и было: Оливия Хасси и Леонард Уайтинг
«Ромео и Джульетта», 1968 г. Италия
Серьезным прорывом в кино стал фильм итальянского гения Франко Дзеффирелли, который сразу после выхода был признан самой лучшей постановкой шекспировской трагедии, и, что удивительно, сохранил этот почетный статус до сих пор. И ведь не смотря на то, что фильм в свое время вызвал множество горячих споров. В частности – об уместности появившихся в нем впервые с момента первой постановки сюжета откровенных постельных сцен.
Позже, однако, все признали, что именно они добавили в картину тот самый нерв правдоподобия, да и сняты как шедевры. Интересно, что сам режиссер говорил, что вдохновение для своей картины черпал из русского фильма с Галиной Улановой в главной роли, которым горячо восхищался.
Они среди нас: Леонардо Ди Каприо и Клер Дейнс
«Ромео + Джульетта» (1996), США
Самой неожиданной, а после самой популярной стала постановка режиссера База Лурманна с Леонардо ди Каприо в главной роли. Парадоксальность заключалась в том, что впервые классический сюжет оказался перенесен в современную действительность. Ну а влюбленные дети стали наследниками двух мафиозных кланов.
Фильм потряс даже искушенных критиков тем, как органично лег текст шекспировской эпохи на современные реалии. А отец ди Каприо объявил, что это лучшая роль его сына. Кстати, картина принесла бонусы не только Леонардо, ставшему после нее кумиром поколения, но и… самому Шекспиру. После премьеры фильма на него, на тот момент уже почти не воспринимаемого подростками всерьез, началась настоящая мода!
Нарисованная любовь
«Гномео и Джульетта» (2011), США
Не осталась равнодушной к драматичному сюжету и мультипликация. По сюжету шекспировской трагедии снято и несколько полнометражных мультфильмов, как представляющих сюжет в классическом пересказе, так и в жанре аниме и даже – в качестве адаптации для самых маленьких – перенесенные под воду. В мульте 2006 года, снятом в США, Ромео и Джульетта – морские котики, у которых все заканчивается, конечно, хорошо. Ну а последний эксперимент над Шекспиром в анимации – это мультфильм 2011 года «Гномео и Джульетта». На этот раз запретная любовь случилась у пары садовых гномов. Воистину, любви все покорны…
Дело было в Вероне: Хейли Стейнфилд и Дуглас Бут
«Ромео и Джульетта» 2013 г. Великобритания, Италия, Швейцария
Последняя по времени экранизация бессмертной драмы режиссера Карло Карлея. И самая приближенная к Шекспиру. Во всяком случае, именно этого добивался режиссер: «Мы поняли, что много времени утекло с тех пор, как в последний раз на суд зрителей было представлено традиционное романтическое исполнение этого произведения. Позже, «Ромео и Джульетту» снимали, и некоторые фильмы были хороши – но действие их происходило в современном Огайо и тому подобном. Но это неправда. «Ромео и Джульетта» это — средневековая история любви, согласно Шекспиру. Мы чувствовали только, что нам нужно сделать фильм более доступным для понимания современным поколением. Надеюсь, что у нас это получится. Моя мечта такова: вы смотрите фильм, и осознаете, что все это было написано Шекспиром».
Единственное отступление, которое себе позволил сценарист Джулиан Феллоуз, он вычеркнул слугу Ромео Бальтазара и добавил нового персонажа Джека, который в титрах не указан. Зачем? Загадка….
Любовь без границ
«Рам и Лила», 2013, Индия
Воистину велик Шекспир, ибо нет для него преград. И если в разные времена сошедшие с его пера легендарные влюбленные сумели размыть границы жанров и стилей, предрассудков и даже времени, то сегодня они в едином порыве любви объединяют континенты. Ведь к уже существующим мексиканской, японской и бразильской постановкам в 2013-ом году прибавилась еще и индийская! На этот раз Ромео (Рам) и Джульетта (Лила) полюбили друг друга в индийской деревне, и их любовь стала сильнее смерти меж рек крови, свиста пуль, розовых кустов и зажигательных индийских танцев диско и, конечно, песен. Правда, говорят, они немного исказили лирику Шекспира. Но, главное — смысл остался.