Онлайн-журнал о шоу-бизнесе России, новости звезд, кино и телевидения

Евгении Глушенко — 65 лет! Три главные роли актрисы в кино

0

4 сентября у Евгении Глушенко юбилей. Дата хотя и не круглая, но значимая. В творческом багаже Евгении Константиновны не так много знаковых киноролей, как у иных ее популярных коллег, зато каждая из них — бриллиант.

Сашенька Платонова («Неоконченная пьеса для механического пианино», 1976)

Первым талант и необыкновенность Евгении Глушенко
заметил Никита Михалков, утвердив 25-летнюю
актрису на роль Сашеньки Платоновой в своем фильме «Неоконченная пьеса для механического пианино» (названного впоследствии критиками «лучшей картиной о русской интеллигенции»). Более того, десятью годами ранее Женя совсем еще девочкой снялась в эпизоде курсовой короткометражки Никиты Сергеевича, о чем режиссер совершенно не помнил, и потому на кастинге актеров для экранизации чеховских рассказов знакомился с ней заново.

Актриса вспоминала: «Нас познакомили: вот, мол, молодая артистка. Михалков спросил, где я работаю, а, узнав, что в Малом театре, состроил ироничную гримасу и пренебрежительно хмыкнул. Это задело меня, словно заноза засела. «Ну ладно, — думаю, — надо ему доказать». После чего были репетиции, а затем — кинопробы: три, в разные дни. Я понимала, что у меня ничего не получается. «Ну и ладно, — думала, — не очень-то и надо»». 
На последней пробе Михалков велел актрисе сыграть финальную сцену — в воде. Как рассказывала Глушенко, она искренне сказала: «Я не смогу. Я не знаю, как, не понимаю, что вы хотите от меня». А он ответил: «Ничего не хочу». И попросил записать текст на бумажку и читать его, не фиксируя внимания на камере. «И когда я начала читать: «Мишенька, муж мой любимый», — вдруг стала рыдать. Так со слезами и дочитала». После чего Михалков сказал: «Вот так тебе надо сыграть в кино!»


Кадр из фильма «Неоконченная пьеса для механического пианино» (1976)

Снимали в Пущино, на Оке. Работали по-театральному, полностью погружаясь в атмосферу. Члены съемочной группы даже разговаривали друг с другом «на вы» и по имени-отчеству. И весь подготовительный период, а это почти все лето, жили в гостинице одной коммуной — с семьями, детьми. Постоянно репетировали, проговаривали каждую деталь, за чаепитиями вместе читали отдельные сцены. В свободное время ходили в лес по грибы-ягоды, в речке купались, играли в спортивные игры, отмечали дни рождения, балагурили. Никто никуда не отлучался — это было условием, изначально поставленным режиссером. Хотя все действие картины по сюжету развивается в течение всего лишь одного дня: от полудня до заката, в обветшалой усадьбе овдовевшей генеральши Анны Петровны Войницевой (Антонина Шуранова).


Кадр из фильма «Неоконченная пьеса для механического пианино» (1976)

Роль, доставшаяся Евгении Глушенко, кардинально изменила ее судьбу — как творческую, так и личную. Образ Сашеньки Платоновой, созданный актрисой, совершенно особенный, отстраненный от многочисленных персонажей фильма. Она словно посторонняя, чуждая, всему уездному бомонду. Нелепо-странная в своей «святой простоте» с приземленными хлопотами о доме и семье, никак не вписывается в общей стиль окружающих, с манерами и рассуждениями о высоком. При этом изо всех сил старается быть «под стать» им, от чего еще больше всех тяготит. 

И в первую очередь своего обожаемого супруга, деревенского учителя Мишеньку, которому готова угождать во всем. Эта роль — центрального героя фильма, — изначально писалась под Александра Калягина. Ради нее актер по требованию режиссера похудел почти на 25 килограммов, что изменило не только его облик, но и походку, и жестикуляцию. Незаурядный, умный и талантливый, калягинский Платонов едок, зол и насмешлив, окружающих считает ничтожными и со смакованием над ними издевается. И все это только по одной причине — озлобленности на самого себя. За то, что разуверился в юношеских идеалах, за бесхарактерность свою, за бесцельно прожигаемую жизнь, за то влюблен был в прелестную Софи (Елена Соловей) и предал свое чувство. Но все равно вынуждает ее изменять мужу — безвольному пустопорожнему болтуну Сержу Войницеву (Юрий Богатырев), узнавшему об измене жены и страдающему от ревности.


Кадр из фильма «Неоконченная пьеса для механического пианино» (1976)

Доведенный самим собой до отчаяния, Платонов-Калягин бросается с обрыва в речку в намерении свести счеты с жизнью, но и здесь терпит фиаско — попытка самоубийства не удалась, воды оказалось по щиколотку, отделался ушибами. Еще один душевный крах. И вот тут-то на помощь летит преданная Сашенька (та самая — третья, судьбоносная, кинопроба у Михалкова!). С глазами, полными слез, обняла, приголубила, пожалела, шалью своей укутала и со всей возможной страстью прошептала, нет, прокричала, о своей бескорыстной любви: «Я люблю тебя! Я буду любить тебя, Мишенька, так, как никто не сможет любить!» 

Об этом знаменитом монологе в исполнении Глушенко потом много писали: «она сумела передать любовь до умопомрачения, до полнейшей потери рассудка, когда у человека нет желания думать о себе, все мысли — только о своем любимом», «актриса смогла показать высшую силу беззаветной любви, когда даже не прощаешь своего любимого за все его предательства и грехи, а просто, не замечаешь их, то есть, не не видишь саму причину, за что следовало бы простить», «ею была сыграна абсолютная любовь — с большой буквы, заложенная Господом Богом».

Как потом признавалась Евгения Константиновна: «Так сыграть мне помогал Саша». Тогда уже знаменитый после «тетки Чарлея» Александр Калягин действительно помогал работать над ролью молодой актрисе, как он говорил, «милой и добродушной Женюре». Потом рассказывал, что к концу совместной работы стал подумывать о том, что именно такая женщина смогла бы стать ему любящей женой, а его дочке Ксюше (Ксанюльке — так отец любовно называет ее) прекрасной матерью.


Вячеслав Зайцев, Евгения Глушенко и Александр Калягин. Фото: Александра Неменова /Фотохроника ТАСС/

В то время Александр Александрович, оставшись вдовцом (жена — актриса Татьяна Корунова — умерла от онкологии), один воспитывал дочку… Правда решился актер пригласить приглянувшуюся ему девушку на свидание только спустя год после завершения съемок. А уже через несколько месяцев его девятилетняя дочь сделала актрисе предложение: перебраться жить к ней и папе насовсем. От которого «тетя Женя» отказаться не смогла. Да и не хотела она отказываться. Так в 1978 году образовалась семейная ячейка Калягин-Глушенко. Пару лет спустя у Ксюши появился брат Денис…

Тоня Болотникова («Впервые замужем», 1979)

Вскоре молодая мать отправилась с Малым театром на гастроли в Ленинград. Там администратор передал Глушенко пьесу по рассказу Павла Нилина «Впервые замужем», пояснив, что это по просьбе Иосифа Хейфица (знаменитый режиссер к тому времени уже снял такие фильмы, как «Большая семья», «Дело Румянцева», «Дама с собачкой», «Дорогой мой человек», «Единственная», «Плохой, хороший человек»). Впоследствии актриса вспоминала: «Когда, прочитав пьесу, я пришла на встречу с Иосифом Ефимовичем, он сказал: «Если вам роль Тоси Болотниковой понравилась, мы будем снимать». И спросил: «Вы согласны?» Я была поражена. Потом поняла: так может поступить только настоящий Мастер. Но тогда меня сковал жуткий страх».

Хейфиц был очарован работой Глушенко в фильме «Неоконченная пьеса для механического пианино» и только ее видел в образе главной героини своего нового фильма. Эта деревенская девушка, лимитчица-штукатор, в 19 лет стала матерью-одиночкой, брошенная на произвол судьбы отцом ребенка. Разуверившись в своем женском счастье, целиком и полностью посвятила себя дочке. Живя по постулату «пусть хоть у нее все будет, раз уж у меня не было». И жертвуя ради любимого чада всем, не заметила, как взрастила циничную, бездушную эгоистку, которая, повзрослев, «в благодарность» выжила мать из собственного дома. Предоставив ей возможность отправиться на все четыре стороны и начинать жизнь с нуля. К счастью, Антонине это удалось. Маячок налаживающейся личной жизни забрезжил в глухой деревушке в лице вдовствующего Ефима Емельяновича Пурышева (Николай Волков), мечтавшего по переписке познакомиться «с одинокой женщиной для создания семьи».


Кадр из фильма «Впервые замужем» (1979)

Интересная деталь: разница в возрасте у актрис, сыгравших мать и дочь, минимальная. А именно: в реальной жизни Евгения Глушенко старше своей экранной дочери Тамары (актриса Светлана Смирнова) всего на четыре года. Тем не менее, актриса сумела исключительно достоверно представить свою героиню в разных возрастах — от юности до зрелости, передав всю трогательность этой бесхитростной женщины, безропотно преодолевающей тяготы трудной судьбы и сумевшей, невзирая на все горькие испытания, сохранить доброту и благородство.

Эта картина, как и киноработа Глушенко имела огромный резонанс и была отмечена на разных международных кинофестивалях. 

Вера Силкова («Влюблен по собственному желанию», 1982) 

Заметил актрису и режиссер Сергей Микаэлян. Причем, оценил настолько, что сразу же и без проб предложил Глушенко заглавную роль в своем новом фильме «Влюблен по собственному желанию». Впоследствии эту работу критики не единожды называли вершиной в творчестве артистки. А сам Сергей Герасимович, за плечами которого были уже были такие блистательные кинофильмы, как «Иду на грозу» и «Премия», называл Глушенко «лучшей актрисой в моей творческой биографии». И был поражен тем, что «ее ничуть не смутило, когда мы стали превращать ее в дурнушку».


Кадр из фильма «Влюблен по собственному желанию» (1982)

Дело в том, что по сценарию героиня прописана совершенно иной, нежели та, которая появилась на экране. Первоначально Вера Силкова предполагалась худощавой и длинноносой. «Но у меня совсем другая фактура, — рассказывала актриса. — Поэтому я предложила режиссеру пойти от обратного: сначала предстать толстой, а потом начать худеть». И дальше Евгения доверилась гримерам, а уж они, колдуя над образом «милой дурнушки» Верочки, расстарались: волосы затянули в пучок, кожу «зашероховатили», латексные прыщи налепили, морщинки пририсовали, поролоновыми накладками утолстили. Глушенко, смеясь, говорила: «Я ходила, как хоккеист». Но не комплексовала по поводу искажения своей привлекательной внешности, исходя их принципа: искусство требует жертв.


Кадр из фильма «Влюблен по собственному желанию» (1982)

И «жертвы» принесли свои плоды. Экранная история о том, как «серая мышка» — некрасивая, нескладная, но умненькая, душевно чистая, доверчивая и отзывчивая библиотекарша — и спивающийся, нравственно опустившийся неудачник, работяга-токарь с помощью самовнушения меняют образ жизни, преображаются, открывают себя заново, предстают в ином, прекрасном облик и в итоге влюбляются друг в друга, заворожила зрителей и навсегда заняла почетное место в списке советских киношедевров. А актерский дуэт Глушенко-Янковского назвали блестящим — и с точки зрения «попадания» актеров в образы, и с точки зрения безупречности исполнения, абсолютно точного соблюдения мельчайших нюансов характеров героев.

К слову, артиста на роль своего партнера предложила именно Глушенко. Первоначально Микаэлян искал совершенно другой типаж, опять же, исходя из сценария — молодого человека 23-х лет. Поиски продолжались долго, пробовались десятки артистов. Однако, по словам режиссера, «один актер был слишком благополучен, дугой излишне прямолинеен, третий не обладал юмором, четвертый не «монтировался» с Евгенией». Наконец выбор был остановлен на Станиславе Любшине, однако выяснилось, что он должен сниматься в «Андрее Рублеве» у Тарковского, который категорически запретил параллельные съемки. (В итоге Любшин остался без обоих фильмов, постольку Андрей Арсентьевич в последний момент заменил актера на Анатолия Солоницина.) Вот так и родилась идея с Янковским. Глушенко вспоминала: «Олег — настоящий аристократ, и я была абсолютно уверена в том, что он прекрасно сыграет Игоря — джентльмена, даже опустившегося».


Кадр из фильма «Влюблен по собственному желанию» (1982)

Картину по достоинству оценили не только советские зрители. Ее сразу же закупили 26 стран, и она была премирована на нескольких всесоюзных и международных кинофорумах. А Евгения Глушенко получила призы «За лучшее исполнение женской роли» на МКФ в Варне и «Серебряного медведя» на Международном кинофестивале в Западном Берлине. А надо заметить, что в 1983 году для актрисы из Советского Союза такое признание было особенно ценным. Правда, состоялось оно без личного участия героини, узнавшей об этой высокой награде из газетных публикаций и выпуска теленовостей.

Лично же она имела возможность получать совсем другие оценки — искреннюю благодарность от обычных зрителей. Одна из них особенно запомнилась артистке. Вскоре после выхода картины на экраны, к ней после спектакля подошла женщина и произнесла: «Спасибо вам огромное! Вы со своей героиней спасли мне жизнь». — «Эти слова прямо в самую душу мне проникли, — рассказывала Евгения Константиновна. — Когда слышишь такое, понимаешь: значит, все, что делаешь, имеет смысл. Значит, не зря».

Загрузка...