Онлайн-журнал о шоу-бизнесе России, новости звезд, кино и телевидения

Дюжев оказался за решеткой

0

На съемках фильма «Жемчужина у моря» женщины — заключенные одесского изолятора молили Дмитрия Дюжева о помощи, а Екатерина Гусева научилась шить джинсы.

Одесса, 1969 год. После гибели главного криминального авторитета в городе начинается борьба за власть между двумя преступными группировками. Тем временем в Москве у прокурора Андрея Чебанова (Дмитрий Дюжев) возникает серьезная проблема: после чересчур жесткого допроса директор завода, по чьей вине в аварии погибли люди, умирает от сердечного приступа. Прокурору настоятельно рекомендуют уехать до лучших времен в Одессу, откуда он родом. Фактически это ссылка. В приморском городе судьба вновь сводит его с бывшей возлюбленной — Мариной Антиповой (Екатерина Гусева), которая открыла подпольный пошивочный цех и стала настоящей королевой теневого бизнеса Одессы.

Все лето съемочная группа телефильма «Жемчужина у моря» провела в Одессе. Дмитрий Дюжев попросил снять для него с женой Татьяной и двухлетним сыном дом на берегу моря. А Гусева бывала в Одессе наездами — вместе с восьмимесячнойдочкой Анечкой и няней она жила в гостинице. Первое время каждые три часа съемочной группе приходилось делать перерыв в работе, пока актриса кормила дочку грудью — малышку на площадку привозила няня.

— Готовясь к съемкам, мы познакомились с одесситами — представителями правоохранительного и криминального мира, — рассказывает режиссер Марк Горобец. — Причем последние, так получалось, выходили на нас сами. Я сейчас говорю о тех людях, которые в 1970-80-е работали в одесских подпольных цехах, где шили одежду и обувь. Многие из них делали это на базе предприятий, где они трудились: днем строчили советские трусы и халаты, а ночью — паленые джинсы, на которые клеили этикетки Levi’s, Montana… Вот героиня Кати Гусевой как раз и держала подпольный цех, торгуя якобы фирменными джинсами. Одну из сцен мы снимали в настоящем пошивочном цеху со швейными машинками образца 1970-х годов. Катя в кадре сама пару раз прострачивает швы на джинсах — у нее это получилось ровно и с первого дубля, она у нас мастерица на все руки! Конечно, мы понимаем, что наш проект будут сравнивать с другими фильмами об Одессе – это и  «Дежа вю», «Три дня в Одессе»,  «Ликвидация» и множество других. И в каждом из них есть и Потемкинская лестница, и Привоз, и море – но все картины разные и находят своего зрителя.  Наша история прежде всего  о людях и о том, на что они готовы ради любви, отношений, дружбы. Это актуально во все времена.

Перебрав несколько кандидатур на роли главных героев — прокурора Чебанова и Антиповой, режиссер и продюсеры остановились на Дмитрии Дюжеве и Екатерине Гусевой.

— Дима и Катя сыграли пару уже в нескольких проектах, между ними есть искра, необходимая в кадре, — поясняет режиссер, — Но это ни в коем случае не повторение пройденного! Диме чаще предлагают роли нечистых на руку персонажей, а здесь у него роль беспристрастного прокурора, болеющего за свое дело всей душой. Катю Гусеву тоже зрители чаще видят в образе положительной красивой барышни, а здесь она женщина с сильным характером, мать двух дочерей-подростков. Ее героиня сильно рискует, ведь то, чем занималась Антипова, грозило серьезным тюремным сроком.

Великий могучий одесский язык

Готовясь к съемкам, Дюжев встречался с опытным одесским следователем, начинавшим карьеру как раз в конце 1960-х.

— Когда мы с Марком зашли к нему в кабинет, я сразу почувствовал на себе пронизывающий насквозь взгляд, — вспоминает Дюжев. — У людей этой профессии (кстати, я и сам школьником хотел стать следователем) такой оценивающий взгляд, что ты поневоле начинаешь чувствовать себя в чем-то виноватым и готов рассказать все что угодно, лишь бы на тебя не смотрели так! Нужно понимать, что в те годы прокурор был хозяином города. Например, он носил с собой печать, чтобы в случае чего в любое время дня и ночи санкционировать арест преступника. Он мог пройтись по улицам, зайти в любой городской дворик и просто поговорить с людьми, узнать, как они живут. У нас есть эпизод, где мой герой, живущий в коммуналке, замечает фингал под глазом у жены милиционера — и тут же отстраняет того от исполнения служебных обязанностей.

Так как герой Дюжева родом из Одессы, его речь отличает характерный выговор, сохранившийся, несмотря на годы жизни в Москве.

— Этот говор дался мне непросто: я читал сборники «одессизмов», отрабатывал почти каждую фразу с консультантом на площадке, — продолжает Дюжев. — После съемок мы с Марком заходили в обычные городские дворики, чтобы послушать живую речь. Кто-то нас узнавал, кто-то нет. Я заметил: если даже одесситы ругаются, благодаря их акценту и жестикуляции это звучит беззлобно, даже иронично! Я уже не говорю о том, что у них есть такие выражения и обороты, что диву даешься! И вот это очень важно для меня: избежать пародийности в кадре, чтобы слыша мой акцент, никто из зрителей не подумал, что это шутка, не по-настоящему! А вообще, я под впечатлением от Одессы: здесь люди как будто другие, умеют жить в удовольствие. Я сам, подобно настоящему одесситу, моря практически не видел. Искупался за время съемок раза четыре: некогда!

Дюжев обещает бурную личную жизнь

Герой Дюжева старше его на десять лет, поэтому каждый день для актера начинался с часового грима. Ему тщательно прорисовывали морщинки, подклеивали брови, прикалывали прядки с седыми волосами. Над внешним образом актрис тоже поработали. Так, Гусеву режиссер видел яркой брюнеткой, но актриса наотрез отказалась стричь и красить волосы — во время беременности и грудного вскармливания это не рекомендуется делать. Поэтому Екатерине подобрали парик. А Светлане Устиновой, которая играет помощницу Чебанова Ирину, с помощью линз поменяли голубой цвет глаз на карий, а волосы собирали в пучок, чтобы прибавить возраста.

— У моего героя довольно бурная личная жизнь, — улыбается Дюжев. — Женской аудитории будет что посмотреть. Мой герой готов на многое ради своей любимой. Это единственный случай в его жизни, когда он полностью открылся женщине, — и та его предала… И, как часто бывает в жизни, мой герой не замечает, что рядом с ним работает достойная девушка, которая поддерживает его, утешает, понимает. Очень нескоро у него откроются глаза!

Ну а поскольку сериал показывает противостояние криминального и правоохранительного мира, то не обойдется без драк и погонь.

— Будут и довольно жесткие сцены, — рассказывает Марк Горобец. —  Для одной из серий нам понадобились собаки. По сценарию старый вор в законе держит дома четырех злых овчарок, которых натравливает на своих жертв. Криминальные авторитеты так поступали на самом деле: они не могли сами убивать — сразу же появилась бы причина арестовать их, а когда животное загрызает насмерть, то кого тут будешь судить? Неожиданно возникла сложность: найденные реквизиторами овчарки оказались чересчур добрыми! Они должны были скалить зубы, прыгать на каскадеров, но у них это получалось недостаточно угрожающе. Так что придется еще поискать более злых псов, чтобы переснять пару сцен. И совсем не сложилось у нас с голубями. В одной из сцен тридцать специально привезенных птиц должны были почти одновременно взлететь с одной из городских площадей. После команды «Мотор!» двадцать из них уставились в камеру и не сдвинулись с места. И так три дубля подряд! Мы решили их не мучить, в отдельный день просто прикормим где-нибудь в городе голубей и наверняка снимем нужный нам кадр. А вот кого у нас много, так это местных котов в уличных сценах — причем в кадр они входили и выходили без приглашения, но мы были не против!

Чайка для смертника

За несколько месяцев съемок в Одессе группа успела поработать в отелях, ресторанах и на знаменитом городском рынке — Привозе. А вот советские гастрономы (для одного из эпизодов в продуктовом магазине  вся съемочная группа наклеила триста этикеток советского образца на банки с консервами)  и комнаты коммуналок выстраивали в павильонах Одесской киностудии. Одним из реальных объектов, где сложнее всего было получить разрешение на работу, стал одесский изолятор, построенный по образцу питерской тюрьмы Кресты.

— Строить колонию в павильоне дорого и проблематично, — говорит Марк Горобец. — А здесь сама атмосфера помогает актерам. Например, в изоляторе есть знаменитая расстрельная комната, на стене которой нарисована огромная чайка. Когда людей вели на расстрел, последнее, что они видели, — эту птицу…

— Да уж, эта картинка производит жутковатое впечатление, — соглашается Дмитрий Дюжев.

По сюжету его герой попадает в СИЗО по ложному доносу недоброжелателей и находится там до выяснения всех обстоятельств.

— Я лично не раз бывал в тюрьмах, самый первый — в московской тюрьме Бутырке, когда мы снимали «Бригаду», — продолжает Дюжев. — Запомнил специфический запах, цвет стен, ощущение ограниченности пространства, нехватку света и воздуха… Я тогда подумал, что для старшеклассников обязательно нужно проводить экскурсии в колонии, СИЗО, чтобы у них все это навсегда отложилось в голове. Когда попадаешь в тюрьму, даже на несколько часов, у тебя остается лишь одна мысль, лишь одно желание — никогда не возвращаться сюда! На этих съемках нам для работы освободили несколько камер. В первый день я прошелся по коридору, пообщался с женщинами-заключенными — мы работали в женском блоке. И почти все девушки просили меня помочь! Я говорю: «Милая, чем же я тебе помогу?!» А они в ответ: «Просто открой камеру!» — и глаза такие наивные-наивные. Это поразительно…

Загрузка...