Онлайн-журнал о шоу-бизнесе России, новости звезд, кино и телевидения

Две свадьбы и одни похороны: интересные факты об истории создания популярного мюзикла

0

Вот уже больше года на отечественной сцене с успехом идет первый в мире мюзикл в 3D Pola Negri режиссера Януша Юзефовича. Это история о кино и о европейской звезде, которая покорила Голливуд раньше, чем Грета Гарбо и Марлен Дитрих.

Бася с амбициями

Начнем с того, что Пола Негри — это псевдоним. Настоящее имя актрисы — Барбара Аполония Халупец, для друзей — просто Бася. Так вот, родилась девочка, по одним сведениям, 31 декабря 1894-го, а по другим — 3 января 1897 года в городе Липно (сейчас это территория Польши). Бася рано осталась без отца. Опять же, по одним данным, Ежи Халупца сослали в Сибирь как сепаратиста (напомним, что Польша до 1917 года входила в состав Российской империи), по другим — он просто сбежал с любовницей. Так или иначе благосостояние семьи после исчезновения кормильца сильно пошатнулось. Мать, Элеонора Келчевская, перебралась с детьми в Варшаву, вернее, в варшавские трущобы.

Барбара Халупец с самого начала решила, что не останется там — она метила гораздо выше. Для достижения своей цели девушка выбрала балет: у нее перед глазами был пример соотечественницы — Матильды ­Кшесинской, устроившей переполох в Российском Императорском Доме.


Хорошо сложенная, пластичная, Барбара без проблем поступила в балетную школу в Варшаве, но вскоре была вынуждена уйти из нее: девушка заболела туберкулезом. Тогда она решила попробовать себя на театральной сцене. Ее дебют состоялся в 1914 году. Режиссер Рихард Ордынский поставил с ее участием восточную пантомиму «Сумурун». Барбара Халупец играла экзотическую танцовщицу в поисках влиятельного покровителя. Постановка наделала много шума, и актрису пригласили в Москву на съемки фильма «Раба страстей, раба порока». Для девушки это был шанс прославиться, и она им воспользовалась. Но пришлось сменить неблагозвучное имя. И Барбара Аполония Халупец стала Полой Негри — по фамилии итальянской поэтессы Ады Негри, бывшей в те годы необыкновенно популярной.

В 20 лет Пола Негри — ведущая польская киноактриса. Знаменитый театральный мастер Макс Рейнхардт приглашает ее в свой театр в Берлине. И вот счастливый случай: именно у Макса Пола встретила своего будущего режиссера — Эрнста Любича, игравшего у Рейнхардта «кушать подано». Полу он забавлял, она сделала его шутом в своей свите. Когда актерская карьера Любича сошла на нет, он занялся кинорежиссурой и незаметно превратился в лучшего комедиографа Германии. Но ради Негри изменил любимому жанру и начал снимать драмы.


Первой была лента «Глаза мумии Ма». Пола Негри снялась в роли египтянки, которая попадает в религиозную секту и вынуждена изображать мумию в одном из храмов. Мрачноватый сюжет пришелся публике по вкусу. Специально для актрисы изобрели термин «страдающая вамп». Следующим совместным проектом Негри и Любича был фильм «Мадам Дюббари».

Вскоре Пола стала графиней Домбской. Замужество не принесло ей радости — она подала на развод и в 1923 году отправилась в США.

Неподдающийся Чарли

Прибытие Полы Негри в Америку было обставлено с невероятной помпой. Сотрудники рекламного отдела студии Paramount «поссорили» Полу с актрисой Глорией Свенсон и «обручили» с Чарли Чаплином. Свенсон и Чаплин на тот момент были самыми крупными звездами Голливуда, так что резонанс был широкий.

Пола Негри, Чарли Чаплин

Прибытие Полы Негри в Америку было обставлено с невероятной помпой. Сотрудники рекламного отдела студии Paramount сразу «обручили» ее с Чарли Чаплином. Global Look Press


На самом деле Негри и Свенсон отлично ладили между собой. Что касается Чаплина — Пола познакомилась с ним еще в Германии. Она провела тогда в обществе знаменитого комика полчаса и до переезда на тихоокеанское побережье ни разу о нем не вспомнила. Чаплин очень удивился, когда услышал от газетчиков, что Пола проделала этот долгий путь исключительно ради него. Но это было только начало…


Киностудия, где снималась Пола Негри, пустила в ход тяжелую артиллерию. Ее директор Чарли Хайтон явился к Чаплину среди ночи, чтобы задать один вопрос: «Ты любишь Полу или как? Мы вложили в эту женщину миллионы. Если ты не женишься на ней, она станет посмешищем, а я буду разорен и разорву тебя на куски!» Чарльз Спенсер спустил продюсера с лестницы и снова заснул. У него была крепкая нервная система. А у Полы появилась свита поклонников и новые перспективы. Она принялась покорять Голливуд!

Вдовствующая королева Голливуда


В каждом фильме Негри честно отрабатывала вложенные в нее средства. А чтобы сборы росли, талантливо привлекала к себе внимание. В том числе громкими романами. Она не стала мелочиться, и укротила известного покорителя женских сердец, звезду Голливуда Руди Валентино. Пола Негри и Рудольф Валентино­ встретились на вечеринке в доме стареющей кинодивы Аллы Назимовой ­— русской театральной актрисы, переехавшей в Америку в 1905 году. Экзотическая шатенка Негри с огромными черными глазами сумела заинтересовать красавца любовника. А вскоре пресса сообщила, что Рудольф и Пола помолвлены.

Назимова с Валентино в фильме «Дама  с камелиями»

C красавцем Рудольфом Валентино Полу познакомила звезда немого кино Алла Назимова. Назимова с Валентино в фильме «Дама с камелиями». Фото: Global Look Press


И вдруг Валентино умирает. Хоронили актера «в несколько этапов»: долго возили по стране и в зависимости от города меняли состав участников траурной церемонии. Неизменно присутствовали только двое — «виновник торжества» и Пола Негри. Она изображала убитую горем вдову. Кроме нее на эту роль претендовали две бывшие жены Валентино — Наташа Рамбова и Джин Эккер. Но ни одна из них не умела так красиво страдать. Негри падала в обморок сначала в Нью-Йорке, потом в Голливуде, где по просьбе фотографов несколько раз повторила падение при более удачном освещении.

Это была действительно талантливая актриса. Не прошло и года со смерти Валентино, как Негри вышла замуж за одного из братьев Мдивани. Мдивани, якобы грузинские князья, были авантюристами — они женились на красивых и богатых женщинах.

Серж Мдивани и Пола Негри

Серж Мдивани сумел увлечь безутешную Полу Негри, похоронившую Рудольфа Валентино. В 1927 году состоялась их свадьба. Фото: Global Look Press

Будущее не стоит прошлого

С приходом звука в кино Негри сдала позиции. Она говорила по-английски с сильным польским акцентом, хотя голос у нее был прекрасный. Пола даже записала несколько пластинок с композициями на разных языках. Дальнейшая неопределенность заставила актрису вернуться в Германию.


Немецкие режиссеры строили большие планы, рассчитывая на звезду. Но при встрече она их разочаровала: темпераментная красавица поблекла. В 1937 году министр народного просвещения и пропаганды Третьего рейха доктор Йозеф Геббельс записал в своем дневнике: «Пола Негри — пустая трата денег». Однако его «непосредственный начальник», то есть фюрер, думал иначе. Поэтому, когда доктор Геббельс отстранил Полу от работы в кино, Гитлер своим приказом отменил решение министра, чем вывел Геббельса из себя. В отместку министр пропаганды пустил грязные сплетни — например, о том, что Пола является любовницей фюрера.

Пола решила, что с нее хватит, и уехала обратно в Америку. Но второе пришествие Негри в Голливуд осталось незамеченным: ее уже успели забыть.


В один из тихих вечеров 1949 года в дверь Полы постучался гость. Его звали Билли Уайлдер, он работал режиссером в Голливуде. Уайлдер предложил Негри главную роль в своем новом фильме «Сансет-бульвар» — Пола должна была сыграть бывшую кинозвезду, постепенно скатывающуюся в безумие. Негри спокойно выслушала его и посоветовала продолжить поиски. Да, она скучала по прошлому, но еще никому не удавалось обратить время вспять. «Передо мной была удивительная женщина, — вспоминал Уайлдер. — Ее настоящее — безмятежность, ее будущее — легенда». Как видите, он оказался прав.

3d шоу-мюзикл Pola Negri, 29 октября — 8 ноября, Театр Российской армии, 15:00, 20:00

Загрузка...