Онлайн-журнал о шоу-бизнесе России, новости звезд, кино и телевидения

Драмы и комедии «Служебного романа»

0

26 октября 1977 года зритель впервые увидел фильм «Служебный роман», снятый Эльдаром Рязановым. Прошло 40 лет, а мы по-прежнему с удовольствием пересматриваем эту картину. «ТН» решила «алгеброй гармонию проверить», описав в цифрах любимое кино.

4 месяца, пока шли съемки, Алиса Фрейндлих жила на два города: Москву и Ленинград. Высыпаться ей удавалось разве что в поезде. Но однажды актриса проспала конечную станцию. Вагон увезли в депо.


2 раза
до «Служебного романа» Эльдар Рязанов пытался снять в своих картинах Алису Фрейндлих. Но их «служебный кинороман» откладывался. Пробы для «Гусарской баллады» актриса не прошла: образ девушки-подростка ей не подходил. Сценарий «Зигзага удачи» режиссер тоже отправил любимой актрисе, но получил отказ: Фрейндлих ждала ребенка — дочь Варвару.



Алиса Фрейндлих и Андрей Мягков. Кадр из фильма «Служебный роман»


36-й размер
мальчиковых туфель костюмеры нашли легко, нарядив в них актрису, которой предстояло создать образ «синего чулка». Ее облачили в старомодный даже по тем временам костюм из «Москвошвея». Оператор Владимир Нахабцев принес дедушкины очки в роговой оправе — надев их, Алиса Бруновна превратилась в настоящую мымру. А свою жуткую прическу она придумала сама. Эти издевательства, впрочем, оказались оправданными: на гонорар за фильм актриса купила первую в своей жизни машину.


1 год
прошел после выхода предыдущей картины Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром», где Ипполита должен был играть Олег Басилашвили. Актер отказался, так как в это время умер его отец. А на съемках «Служебного романа» интеллигентный, открытый Олег Валерианович перевоплощался в трусливого и подлого Юрия Самохвалова. В те времена отрицательных персонажей принято было одевать хорошо. Костюмеры выискивали одежду «с иголочки» по всей Москве: подключили связи членов съемочной группы, приходили с записочками в «блатные» 5-й отдел или 4-й киоск ГУМа, где им выдавали импортный галстук. Допущены они были и в подвал спецраспределителя ЦК КПСС.


2-й фильм
подряд (после «Иронии судьбы») у Рязанова главным героем стал Андрей Мягков. Не успев выйти из образа одного недотепы — Жени Лукашина, Андрей Васильевич должен был перевоплотиться в другого — Анатолия Ефремовича Новосельцева. Но в «Иронии судьбы» это обаятельный доктор. А новый типаж — унылый служащий. На актера налепили мерзкие усики, сделали прилизанную прическу. Рязанов рассказывал, как они вместе с Мягковым сначала «слепили» малоприятного человечка, чтобы потом, сняв всю эту шелуху, обнажить его трепетную душу.


1 сцена
в фильме далась труднее всего: когда дело доходило до драки, Андрей Мягков терялся. Басилашвили тогда твердо сказал Мягкову: «Андрюша, я тебя прошу, дай мне как следует. Ну, будет мне больно, но я на тебя не обижусь». В конце концов Мягков так расстроился, что вдруг взял и врезал Олегу Валериановичу! Хорошо, что кинокамера была включена.



Олег Басилашвили и Светлана Немоляева. Кадр из фильма «Служебный роман». Фото: Global Look Press


8 раз
проходила пробы Светлана Немоляева на роль Нади в картине Рязанова «Ирония судьбы», но режиссер ее не утвердил. Когда Эльдар Александрович позвал актрису на одну из ролей в «Служебном романе», она замучила сомнениями мужа, Александра Лазарева. «Было далеко за полночь, — вспоминает она. — Лежа в кровати, читаю сценарий, бужу Сашу: «Можешь себе представить: опять «Мосфильм», опять у Рязанова, и очаровательная роль. Думаешь, у меня получится?» А он мне: «Светка, даже и не мечтай — забудь и спи».

Немоляева блестяще справилась с ролью. Сама она потом объясняла это своим внутренним сходством с героиней: «Я думаю, что в свободное время Оля Рыжова что-то себе вязала — например, жуткую кофточку в розочках, в которой мы ее видим. Я ведь тоже вязала, и мои изделия были ужасающие! То есть, в принципе, я жила такой же жизнью».

Историю с письмами Оленьки к Самохвалову Рязанов с Брагинским почерпнули из жизни их коллег. В руководителя одной из студий влюбилась маленькая женщина, рядовой сотрудник, она писала ему послания, а он их собрал и отдал в партком.


22 дня
понадобилось Эльдару Рязанову и Эмилю Брагинскому для написания пьесы «Сослуживцы», и сделали они это только для того, чтобы заработать. Спектакль успешно шел во многих театрах. Но однажды Рязанов увидел телеверсию в постановке Театра имени Маяковского и ужаснулся. Он вспоминал: «Утрачены какие-то полутона, добрые театральные находки, примечательные мизансцены — все это погибло. И я понял: надо делать фильм».


1 из 6 главных героев
фильма — самый «социально активный» — сформировался тоже во многом «из жизни». Людмила Иванова пробовалась в «Зигзаг удачи» Рязанова, но театр «Современник» не отпустил ее на съемки. Только через 10 лет Эльдар Александрович вновь пригласил актрису. В те времена Иванова сама была председателем месткома в «Современнике», и ей приходилось собирать взносы. Увидев потом себя на экране, она подумала: «Господи, мозга совсем нет!» А родной сын попросил: «Мама, ты некоторое время не ходи в школу — тебя теперь никто за приличного человека не будет считать». Как оказалось, слова «Да на тебе пахать надо!» говорила бабушка Людмилы Ивановны о человеке, который имитирует бурную деятельность. Эту фразу в фильме произносит Лия Ахеджакова.



Людмила Иванова и Андрей Мягков. Кадр из фильма «Служебный роман»

7 киноработ связывают Эльдара Рязанова и Лию Ахеджакову. Все началось с «Иронии судьбы». Образ длинноногой, эффектной, немножко стервозной секретарши Верочки из «Служебного романа» явно не соответствовал амплуа Лии Меджидовны. Но режиссер взял на эту роль маленькую, хрупкую Лию. Ахеджакову это тоже ошарашило: «Мне хотелось что-то подкорректировать, смягчить. Но Эльдар Александрович стоял намертво. Помню, я даже как-то плакала. И как оказалось, он был прав».



Лия Ахеджакова и Алиса Фрейндлих. Кадр из фильма «Служебный роман»


3 серии
как минимум могло бы получиться из отснятого материала, пришлось резать по живому. Не вошла в фильм смешная сцена с Басилашвили и Немоляевой. Вот как ее описывает актриса: «Я, Оля Рыжова, как всегда, смотрю на героя Олега Басилашвили влюбленными глазами. В этот момент Шурочка вешает объявление: состоится экскурсия на автобусе. И я говорю Самохвалову: «Давай поедем на эту экскурсию, тряхнем стариной». А он мне отвечает: «Оленька, мы уже находимся в таком возрасте, когда лучше нас с тобой не трясти». И дьявольски хохочет».

У эпизода с мнимыми похоронами Бубликова было продолжение. Шурочка бегала по учреждению, крича: «Товарищи, я не виновата! В больнице перепутали: умер однофамилец, а позвонили нам. А мне что теперь делать? Я на общественные деньги оркестр заказала, венок купила. Я бы сейчас сама умерла, честное слово! Но фамилия-то на венке другая!»
Бубликов в исполнении Петра Щербакова гнался за Шурочкой по конторе, а она, прячась за сотрудниками, кричала: «Да здравствует живой товарищ Бубликов! Ура!»



Режиссер Эльдар Рязанов предложил Светлане Немоляевой роль Оли Рыжовой без всяких проб. Фото: Legion Media


100 метров
нужно было проехать за рулем герою Олега Басилашвили. Актер не умел водить машину. Азы вождения за несколько дней он освоил. Вдруг в одном из дублей перед ним возникли две девушки, случайно попавшие в кадр. От ужаса Басилашвили нажал не на тормоз, а на газ. Девушки успели разбежаться, машина врезалась в киоск «Союзпечать», в котором стояла камера. Актер тогда подумал: «Гонорара не получу!»


4-й по счету
картиной оказался «Служебный роман» для режиссерско-музыкального тандема Эльдара Рязанова и Андрея Петрова. Композитор получил от Рязанова тексты для песен, среди которых было стихотворение «У природы нет плохой погоды» — якобы перевод английского поэта XVIII века Уильяма Блейка. Автором был сам Рязанов, но, чтобы не смущать композитора, он спрятался за «псевдонимом».


Цитаты из фильма

— Ну, понимаете, можно, конечно, и зайца научить курить. В принципе ничего нет невозможного…

— Вы думаете?


— …Для человека. С интеллектом.

— Грудь вперед!

— Грудь? Вы мне льстите, Вера.


— Вам все льстят!


— Дороже вас… у меня вот уже несколько дней никого нет.

— Ходил ко мне один человек… Долго ходил… А потом женился на моей подруге.

— Я не собираюсь жениться на вашей подруге.


— Вам это и не удастся. Я ликвидировала всех подруг. Я их уничтожила.


— Мы называем ее «наша мымра». Конечно, за глаза.


— А это Шура — симпатичная, но, к сожалению, активная. Когда-то ее выдвинули на общественную работу и с тех пор никак не могут задвинуть обратно.



— Когда я пьяный, я буйный.


Гы-гы-гы! Вот, а сейчас я тихий
.

— Здравствуйте… Прокофья… Людмиловна…

— Меня вчера муха укусила.

— Да. Я это заметила.


— Или я с цепи сорвался.


— Это уже ближе к истине.


— Значит, я с цепи.

— Как же она могла оставить детей, Леонтьева? Она же мать.

— Ха! Мать! Мать у них был Новосельцев!

— Верочка, будет вам пятьдесят лет — вам тоже соберем!

— Я не доживу, я на вредной работе.

— Что отличает деловую женщину от… женщины?

— Что?


— Походка! Ведь вот… как вы ходите!


— Как?!


— Ведь это уму непостижимо! Вся отклячится, в узел вот здесь вот завяжется, вся скукожится, как старый рваный башмак, и вот чешет на работу, как будто сваи вколачивает!


— Лично я хожу на службу только потому, что она меня облагораживает.

— Она в принципе не знает, что на свете бывают дети. Она уверена, что они появляются на свет взрослыми, согласно штатному расписанию, с должностью и окладом.

— Вы купили новые сапоги, Вера?

— Да вот еще не решила, Людмила Прокофьевна. Вам нравится?


— Очень вызывающие. Я бы такие не взяла. А на вашем месте интересовалась бы сапогами не во время работы, а после нее.


— Значит, хорошие сапоги, надо брать.

Загрузка...