«Человек с бульвара Капуцинов» и еще пять фильмов о кино
23 июня 1987 года состоялась премьера картины «Человек с бульвара капуцинов». Фильм с элементами вестерна, мелодрамы и комедии посмотрели за год 60 млн зрителей и он вошел в золотой фонд мирового кино. Мы решили вспомнить пять лучших фильмов о фильмах
«Восемь с половиной», 1963 г.
Кино – важнейшее из искусств. А как в голове одного человека-режиссера рождается целое кино? Фильм Феллини об этом. «Опомнись, это комедия!» — эту записку написал сам себе Феллини перед началом съемок и периодически сам же себе и подсовывал.
Получилась неувядающая классика. Стольким исследованиям и интерпретациям в искусстве не повергался ни один другой фильм. Критики же отмечают многозначность картины – смотреть ее можно сотни раз, постоянно находя что-то новое.
Единственным человеком в мире, которого не заинтересовал шедевр, оказался… Никита Хрущев. Он попросту заснул на конкурсном показе картины в Москве перед началом Московского кинофестиваля. Оскорбленный Феллини ответил тем, что не пришел на фестиваль, уехав в этот день на подмосковную дачу с друзьями. И, хоть картина и взяла главный приз, больше никогда в Москву не приезжал.

«Человек с бульвара Капуцинов», 1987 г.
Фильм стал особенным по нескольким причинам. Первая: единственная встреча в одном художественном фильме трех поющих самородков советского кино – Андрея Миронова, Николая Караченцова и Михаила Боярского, девичью голосовую поддержку которым составила сама Лариса Долина (она озвучивала роль Мисс Дианы, в которой снялась красавица Александра Яковлева). Такая музыкальная команда вряд ли найдется в каком-то другом фильме!
Вторая: картина стала последней кинематографической работой Андрея Миронова – вскоре после съемок он умер от сердечного приступа на спектакле в Риге. И театральная, и киношная последние роли стали для Миронова символичными. На роковой сцене Риги он был в своей любимой роли Фигаро, в фильме же Аллы Суриковой – подвижник Ферст на наших глазах с песнями и плясками делает из дикарей «человеков» посредством кино. Так великий Андрей Миронов в своей последней кинороли символизировал призвание человека искусства, чему и в реальности посвятил жизнь.

«Новый кинотеатр «Парадизо», 1988 г.
Прекрасный фильм живого гения итальянского происхождения Джузеппе Торнаторе – о неразрывной связи кино, истории и человеческой судьбы. Ну и, конечно, о любви, лишь лучшие воспоминания о которой хранят и душа, и кинопленка.
В центре картины — жизнь Сальваторе, неразрывно связанная с кино – от детства, когда он помогал киномеханику в сельском кинотеатре, до зрелого возраста, когда сам стал режиссером.
Но жизнь человека такова, что невозможно вернуться ни в детство, ни в первую любовь, ни в рай – все то, чем для главного героя когда-то был кинотеатр «Парадизо». И только на кинопленке все живо. Картина Торнаторе получилась настолько сильной и проникновенной поэмой стремительной жизни и вечному кино, что одним махом взяла почти все престижные награды, включая «Золотой глобус» и «Оскар» за лучший иностранный фильм.

«Внутренняя империя», 2006 г.
Вариация на заданную тему еще от одного живого классика – Дэвида Линча. В его стиле, разумеется. Так что еще перед просмотром рекомендуется усвоить, что «совы не то, чем они кажутся». Тем не менее, согласно мнению большинства поклонников автора культового «Твин Пикс», не сериал, а именно этот фильм стал главным шедевром провокационного режиссера.
Почему профессия актера считается опасной для психики? Где кончается реальность и начинается кино? Кино – как зазеркалье, как мир отражений, как переход в другую реальность, где ты – уже не ты. Или это там ты настоящий? Факты, связанные с картиной, тоже очень напоминают колдовство.
И тот факт, что фильм снимался два года в атмосфере строгой секретности; и тот, что в процессе съемок актриса Лора Дерн чуть не загремела в клинику неврозов; и то, что главным критерием подбора актрисы на главную роль для Линча было сходство с собой, любимым. Одним словом, добро пожаловать в зазеркалье…

«Артист», 2011 г, Франция
У кино нет возраста, нет границ, нет конца – вот что доказал этот французский фильм, обладатель «Оскара – 2011», даже не произнеся ни единого слова, и не использовав ни одного спецэффекта. Ведь он немой и черно-белый. А сам этот факт – разве не доказательство? Фильм подбросил в Голливудский пантеон сразу трех французских звезд, сыгравших в нем главные роли: Жана Дюжардена, Беренис Бежо и пса Угги, получившего за свою роль в этом фильме «Собачью пальмовую ветвь».
