Онлайн-журнал о шоу-бизнесе России, новости звезд, кино и телевидения

«Большая перемена» — телефильм, который живет до сих пор

0

Подробности о том, как снимали советский киношедевр 40 лет назад.

Такие актеры, а играют в «такой муре»

А началось все с того, что в 1962 году вышла в свет повесть «Иду к людям» писателя Георгия Садовникова, который когда-то год проработал учителем истории в школе рабочей молодежи. Повесть получилась немного грустная, но при этом очень даже оптимистическая, жизнеутверждающая — словом, в соответствии с велением времени. Через десять лет у руководителей «Мосфильма» созрела идея ее экранизировать. Снять фильм поручили режиссеру Алексею Кореневу («Вас вызывает Таймыр», «По семейным обстоятельствам»). Он решил снимать комедию, и только комедию. Автор повести, которого пригласили писать сценарий, поначалу этому сильно сопротивлялся. Зачем переделывать хороший текст в смешной?! Более того, его возмущало: как такие замечательные актеры — Михаил Кононов, Евгений Леонов, Александр Збруев, Лев Дуров, Ролан Быков — согласились сыграть в «этой муре»?

Напомним краткий сюжет фильма: Нестор Северов, лучший в­ыпускник исторического факультета, даже не сомневается в своем научном будущем. Но его самолюбие уязвлено тем, что на вступительном экзамене в аспирантуру его обошла любимая девушка Полина.

Разочаровавшись в себе самом, он устраивается работать в вечернюю школу и становится Нестором Петровичем.  

Теперь ему предстоит осваивать искусство общения со взрослыми людьми, отягощенными производственными и бытовыми проблемами, семейными отношениями, недоразумениями и… школьными уроками.

Приключения учителя

Пришло время приступать к съемкам, появилось сообщение в газете «Вечерняя Москва»: мол, «Мосфильм» приступил к съемкам комедии «Приключения школьного учителя» (так авторы хотели назвать фильм). И тут началось! В Министерство просвещения и в редакцию посыпалось огромное количество писем от возмущенных учителей: «Педагогика и приключения — вещи несовместимые!» И дабы не обижать учителей, тогдашний министр просвещения Михаил Прокофьев попросил название заменить. В съемочной группе объявили конкурс с призом — бутылкой коньяка. Оператор фильма Анатолий Мукасей сказал режиссеру: «Леша, это школа. У людей, которые находятся в этой школе, учатся и работают, масса перемен происходит в жизни, давай назовем «Большая перемена». На что Коренев ответил: «Гениально!» И они не мешкая распили призовую бутылочку.

Начались кинопробы или, как сейчас принято говорить, кастинг. К слову сказать, Коренев собирался пригласить без проб нескольких актеров. Это были столпы М­ХАТа Михаил Яншин (профессор Виктор Иванович Волосюк) и Анастасия Георгиевская (учитель географии Серафима Павловна), актеры Валентина Сперантова (уборщица тетя Глаша), Евгений Леонов (Степан Семенович Леднев, ученик) и Юрий Кузьменков (староста класса Ваня Федоскин), который снимался в фильме «Вас вызывает Таймыр». Все они почти сразу согласились: почему бы не поучаствовать в незатейливой комедии? Людмила Касаткина, сыгравшая Екатерину Ивановну, директора школы, сама потребовала сделать пробу, посмотрела себя на экране в образе учительницы и согласилась со словами: «Касаткина здесь — просто Голливуд!»

Проигранный ультиматум

Режиссер Коренев почему-то решил, что Георгий Садовников писал главного героя с себя самого. И упорно искал на роль Нестора Петровича тех, кто бы внешне напоминал писателя. Таковыми оказались Андрей Мягков и Михаил Кононов. Кинопроба Андрея Мягкова очень понравилась худсовету. Но актер поставил условие: взять на роль учительницы русского языка и литературы Светланы Афанасьевны его жену Анастасию Вознесенскую. Режиссер же видел в этой роли другую актрису. И остался без Мягкова. Кононов, человек дисциплинированный и ответственный, ходил на пробы, но большого рвения не выказывал. Он считал персонажа неинтересным. Видя его апатию, Коренев начал присматриваться к Константину Райкину и Евгению Карельских. Но выбрал все же Кононова.

Джентльмены предпочитают…

На роль возлюбленной главного героя утвердили Наталью Гвоздикову. И поскольку все три основные актрисы в фильме — Наталия Богунова (Светлана Афанасьевна), Светлана Крючкова (Нелли Леднева) и Наталья Гвоздикова — были блондинками, то героиню Гвоздиковой решили сделать брюнеткой. Художник по костюмам Шелли Быховская где-то раздобыла роскошнейший японский парик. Наталье даже на водных лыжах приходилось в нем кататься. «Было невыносимо жарко. Я чувствовала себя снегурочкой, которая вот-вот растает», — говорила потом она.

Збруев vs Крючкова

Наталью поначалу пробовали и на роль сентиментальной Нелли Ледневой. Как и Ольгу Науменко, Елену Прудникову и даже Наталью Гундареву. Вмешался случай: Светлана Крючкова, тогда еще студентка Школы-студии МХАТ, привезла на «Мосфильм» сценарий — по просьбе своего мужа, молодого актера Михаила Стародуба, пробовавшегося на роль обаятельного хулигана Ганжи. В дверях студии она столкнулась с незнакомым человеком, который вдруг спросил: «А что вы делаете сегодня вечером?» Светлана возмутилась: «В чем дело?!» — «Приходите репетировать». Это был режиссер Коренев. Поначалу Алексей Александрович собирался доверить Крючковой роль Светланы Афанасьевны, по совместительству жены Ганжи (которого сыграл Александр Збруев). Но, как гласит легенда, на репетиции сцены, где Григорий Ганжа втаскивает супругу в комнату, а она изо всех сил сопротивляется, произошел курьез: Збруев все делал так, как сказал режиссер, а Крючкова, почувствовав, что он побеждает, от отчаяния укусила актера за палец — до крови. Проба, конечно, оказалась провальной. Но именно благодаря этому «кровопролитию» Алексей Александрович увидел в Крючковой защитницу Нестора Петровича — Нелли. Надо сказать, что для Светланы Крючковой это был не только актерский звездный час: она впервые проявила себя и как певица. Помните, она поет песню «Черное и белое» на стихи Михаила Танича и музыку Эдуарда Колмановского? И вообще, роль Ледневой по сценарию была небольшой, но Крючкова так ярко проявила себя на съемочной площадке, что под нее и под Евгения Леонова, игравшего отца ее героини, стали по ходу дела дописывать эпизоды.

Собственно, и Григорий Ганжа в книге был проходным персонажем. А в сценарии Коренев с Садовниковым выписали такого героя, которого было бы интересно сыграть Александру Филиппенко. У последнего, впрочем, в тот момент было множество предложений, а эта роль показалась ему «текучкой». Пробовался на нее и Станислав Садальский, но… Тот, говорят, немного переигрывал.

«Быковщина»

Ролан Быков, сыгравший Александра Трофимовича Петрыкина, как всегда, фонтанировал на площадке идеями. По повести, его персонаж был толстым (неслучайно на эту роль пробовался полноватый Виктор Павлов, который в последний момент отказался) и не очень симпатичным мужчиной, который без всяких споров и уговоров согласился уступить первую смену Генке Ляпишеву (Виктор Проскурин). Кстати, как вспоминает писатель, фамилию Петрыкин он «позаимствовал» у директора краснодарского краевого драмтеатра. Так вот, на съемках Ролан Антонович Быков импровизировал непрерывно, каждый раз придумывая несколько вариантов одного и того же эпизода. У руководства картины даже возник такой ироничный термин — «быковщина», который звучал всякий раз, когда кто-то из актеров предлагал свое видение сцены.

Прямо на съемках в Ярославле сочинили эпизод спасения Петрыкиным Нестора Петровича. Михаил Кононов должен был изображать тонущего. Но он постеснялся признаться, что на самом деле плохо плавает. И когда на глазах группы Кононов, бултыхаясь в довольно глубоком месте, стал звать на помощь, все решили, что он… просто хорошо вошел в роль. Ролан Быков поплыл к якобы утопающему. И лишь на берегу выяснилось: Кононов тонул на самом деле.

Без семейственности не обошлось

Роль Люськи, подруги Генки Ляпишева, Коренев, надо сказать, сначала предложил своей дочери Елене. Но она отказалась, о чем, кстати, сейчас жалеет: во-первых, тогда Коренева думала, что она вовсе не комедийная актриса, а во-вторых, ее парень очень ревновал ее к Виктору Проскурину. В малюсеньком эпизоде Елена мелькнула все же — в библиотеке. А вот Чувичкину, ученицу с ребенком, сыграла-таки старшая дочь Коренева — Маша (она в то время уже окончила полиграфический институт и работала художником-графиком). Красавицей-блондинкой Люськой в конце концов стала Ирина Азер.

Лучший поцелуй

Виктор Проскурин в то время был 20-летним студентом Щукинского училища. Говорят, парень как-то страшно замерз на съемках, и старшие товарищи налили ему водки — «для согреву». Бедняга захмелел и отправился купаться, все его ищут, и вот он возвращается раненый — напоролся в пруду на стекло, порезал ногу. Рану быстренько забинтовали и продолжили снимать. Ирина Азер при этом настоятельно попросила, чтобы пьяный Виктор не целовал ее по-настоящему: камеры стоят так, что подробностей не видно — можно просто обняться. Но хмельной актер возьми да и поцелуй ее «всерьез и надолго» — перепуганная актриса еле вырвалась. Именно этот дубль и вошел в картину.

Парень с характером

Художник по костюмам Шелли Быховская придумывала все наряды героинь, которые впоследствии стали у советских дам примером для подражания: телезрительницы заказывали в ателье пошив «такого же костюмчика, как у Нелли Ледневой» или «такого же платья, как у жены Ганжи». Георгия Садовникова возмущало, что рабочие в «Большой перемене» ходят в американских джинсах, которые в те времена не так-то легко было купить. Не нравилось ему и то, что Ганжа живет в прекрасно обставленной квартире. Писатель обратил на это внимание режиссера, на что Коренев сказал: «Зритель сам все поймет». А ведь и впрямь: зарплата учеников была тогда почти втрое выше зарплаты учителей.

Во время работы над заводскими сценами (они снимались на Ярославском шинном и нефтеперерабатывающем заводах) все актеры послушно оделись в робы. А Александр Збруев категорически отказался. «Не буду!» — и все тут. У него даже произошел конфликт с режиссером. Но Збруев стоял на своем: Ганжа — парень с характером, он должен выделяться. Художник по костюмам уладила конфликт — так появилась знаменитая замшевая курточка Г­анжи.

P.S.

Съемки закончились 6 апреля 1973 года. Первая серия вышла в эфир ЦТ 29 апреля.

Уже нет в живых самого режиссера, по пальцам можно пересчитать ныне здравствующих актеров фильма, а картина живет до сих пор — в апреле было 40 лет. Все без исключения ученики и учителя «сумасшедшего», озорного 9 «А» стали народными любимцами.


Кинопробы

на роль Ледневой

Ольга Науменко

Ольга

Науменко
Елена Прудникова

Елена

Прудникова
Наталья Гундарева

Наталья

Гундарева

на роль Нестора Петровича

Андрей Мягков

Андрей

Мягков
Константин Райкин

Константин

Райкин
Евгений Карельских

Евгений

Карельских

Цитаты

— Ходишь, ходишь в школу, а потом — бац! — вторая смена.

— Публично чулки не поправлять, юбки не задирать, новыми комбинациями не хвастаться. Все должно быть шарман, черт подери!

— У всех отцы как отцы, а ты, как мальчик, все в школу бегаешь.

— Я наблюдал за вами семь дней и пришел к выводу, что вы меня достойны.

— Я тоже человек! Я целоваться хочу!

— Внимание! Аттракцион неслыханной жадности!

— Внимание! Аттракцион неслыханной щедрости!

— Мне однажды тоже грустно было целых десять минут, а потом прошло.

— Да, десять минут — это много.

— А что ты мне глазки строишь?

— А что тебе, кооператив строить?

— Девушка, что вы делаете сегодня вечером? Я бы хотел рассказать вам про свой богатый внутренний мир.

— Жаль только, жизнь у меня одна. Было бы три, три б зарплаты получал.

— А мать Нерона была плохая женщина, потому что воспитала скверного сына!

— Знания у нас дают бесплатно.

— Бесплатно…

— Бесплатно!

— И много дают?

— На жизнь хватит.

— Тогда я учусь!

— Девушка, при какой температуре бюллетень дают?

— 37,3.

— А у меня 36,6… Придется еще подержать.

Загрузка...