Онлайн-журнал о шоу-бизнесе России, новости звезд, кино и телевидения

«Белое солнце пустыни»: актеры и их судьбы

0

7 октября отмечает 90-летний юбилей Раиса Куркина – исполнительница роли жены отставного таможенника Верещагина.

Фильм «Белое солнце пустыни», пройдя испытание временем почти в полвека, прочно вошел в золотой фонд отечественной киноклассики. Он разобран на цитаты, давно превратившиеся в народные поговорки, а актеры, в нем снявшиеся, стали всеобщими любимцами.

7 октября 90 лет исполнилось актрисе Раисе Куркиной, сыгравшей жену отставного таможенника Верещагина. В связи с этим «ТН» предлагает вниманию читателей некоторые интересные факты о жизни Раисы Семеновны, а так же о судьбах других исполнителей ролей этой блистательной киноленты.

Раиса Куркина



Раиса Куркина. Global Look Press

Сегодняшняя именинница снялась более чем в 60 фильмах, среди которых такие киношедевры, как «Идиот», «Живые и мертвые», «Белорусский вокзал», «Мимино», «Фронт без флангов», «Афоня», «Возвращение Святого Луки».

Стартовала Куркина в кинематографе в 1955 году, а до этого успела семь лет поработать воспитательницей в детском саду, куда устроилась в годы Великой Отечественной войны, два года поучиться в Московском институте востоковедения, после чего окончить Высшее театральное училище имени Щукина.

В столице будущая актриса оказалась не по рождению – появилась она на свет в деревне Покровка Тульской области. Интерес к лицедейству – от бабушкиного брата, сбежавшего из отчего дома с бродячим театром,  да и от самой бабушки-певуньи, послушать которую люди съезжались со всей округи.

Изучение китайского языка в московском вузе было прервано Раисой благодаря Михаилу Ульянову и Владимиру Этушу. Они ставили спектакли в рабочем театре «Каучук». Куркина участвовала в тамошней самодеятельности, и коллеги по сцене порекомендовали девушке совершенствоваться в актерской профессии, а чтобы это произошло грамотно, поступить в их родную «Щуку». Что ею и было исполнено.

Служебный роман

После окончания театрального училища Раиса вышла замуж за своего ровесника Владимира Мотыля. В 1962 году они вместе снимали кинофильм «Дети Памира». Молодой  режиссер делал дебютную картину, в которой актриса играла роль врача.

«Съемки проходили на Памире, –  рассказывала  Раиса Семеновна. – Мы были тогда молодыми и счастливыми! Володя блестящее образован, невероятно талантлив, с утонченным вкусом, и под его обаяние попадали все без исключения». (Владимир Яковлевич окончил актерское отделение Свердловского театрального института и исторический факультет Свердловского университета, работал режиссером в театрах разных городов и на киностудиях. – ред. «ТН».)

Шесть лет спустя Владимир Мотыль начал работать над приключенческим фильмом «Белое солнце пустыни». Супругу свою на роль Настасьи он утвердил без проб. «Я ни секунды не раздумывала, соглашаться мне или нет, сразу же увлеклась темой. И воспоминания от съемок остались самые теплые», – говорила актриса. А еще признавалась: «Мне не приходилось ломать себя, что-то выдумывать. Я оставалась сама собой, ощущая сходство со своей героиней, особенно в том, что касается терпения, жертвенности, способности все тащить на себе. Мне эти качества тоже свойственны, как, впрочем, и миллионам русских женщин. Так что работа ладилась легко. Но из-за этого не было уверенности в успехе. Казалось, что фильм получится неудачным. Впоследствии я убедилась в обратном».

Измена мужа

Однако творческая легкость не оказалась симметричной легкости в личных отношениях. Вскоре после завершения съемок Владимир Яковлевич дал супруге недюжинный повод для ревности. Взявшись чистить-стирать его одежду, жена обнаружила в карманах письма от другой женщины недвусмысленного содержания. Это привело ее к однозначному выводу: муж имеет любовницу. Жить в условиях адюльтера Раиса не пожелала, простить супруга не сумела и в результате подала на развод. По прошествии времени уверяла, что никогда не пожалела о том своем решении, хотя замены своему талантливому мужу так и не нашла. «Я не выношу лжи, – говорила Куркина. – А Володя был двойственным человеком, очень сложным…»

Мотыль со своей стороны характеризовал бывшую жену так: «Рая – замечательная актриса, очень талантливая, но слишком строгая…» Возможно, именно строгость жены стала непреодолимой преградой на пути сохранения дальнейших супружеских отношений, продлившихся 6 лет. Мотыль вернулся к прежней супруге, актрисе Людмиле Васильевной Подаруевой, и дочери Ирине. Однако творческих отношений с Раисой Куркиной режиссер не прервал – приступив к съемкам картины «Звезда пленительного счастья», он пригласил ее на роль Софьи Раевской.

Счастливая жизнь



Павел Луспекаев и один из бандитов. Global Look Press

Раиса Семеновна в настоящее время живет одна. Ее дочь и внучка, вышедшая замуж за англичанина, давно переехали в Канаду. Звали к себе и актрису, но она отказалась – мол, привыкла к Москве и менять образ жизни не хочет. Два года назад Куркина перенесла инсульт, выходила из болезни тяжело, но все-таки недуг переборола. Не отчаивается. «Нужно заставлять себя двигаться, и я стараюсь – в Храм хожу, что-то по дому делаю, спасибо, и социальные работники помогают – с уборкой, стиркой», – призналась Куркина однажды. И резюмировала: «Я прожила счастливую жизнь, судьба ко мне всегда была благосклонна…»

Павел Луспекаев

Другой актер, блестяще сыгравший в ленте «Белое солнце пустыни», Павел Луспекаев (фамилия по отцу-армянину – Луспекян) тоже никогда не жаловался на судьбу, хотя она посылала ему немалые испытания. В 16 лет добровольцем ушел воевать, партизанил, не раз ходил в разведку, был тяжело ранен, потом вновь вернулся на фронт. После одной из разведопераций, где Павлу пришлось несколько часов пролежать на морозе, зарывшись в снег, он остался с обмороженными ногами и, соответственно, с нарушенным в них кровообращением.

Тяжелая болезнь

К 37 годам актер числился пенсионером по инвалидности – на одной стопе у него были ампутированы пальцы, на другой — пятка. Дикие фантомные боли, снимаемые только с помощью сильнодействующих обезболивающих препаратов, привели к наркотической зависимости. Проявив чудеса самообладания и недюжинную силу воли, Павел Борисович все-таки сумел от нее избавиться.

В 1969 году, в период съемок «Белого солнца пустыни», здоровье артиста резко ухудшилось – Луспекаев передвигался с колоссальным трудом, за один раз не мог преодолеть больше 20 шагов, после чего ему требовалась передышка. Жена, актриса Инна Кириллова, носила за ним складной стульчик. Однако ни один эпизод сорван им не был. Более того, Павел попросил режиссера в сцене на баркасе сниматься без дублера.

Душа компании

Раиса Куркина говорила: «Паша был для всех образцом для подражания. Нам-то было тяжко ходить по песку, а каково ему! Но он ни разу не пожаловался. А в обеденные перерывы заплывал далеко-далеко в море, и мы теряли его из виду…»

Сама актриса плавать не умела, но как-то раз на съемках решила окунуться в воды Аральского моря – поплескаться у берега. Не зная, что в том месте обрыв, сделала несколько шагов и пошла ко дну – еле выкарабкалась. Перед тем, как снимать эпизод в лодке, где ее героиня выкидывает из лодки оружие, Раиса взволнованно рассказала об этом случае Луспекаеву, и он заставил ее улыбнуться: «Теперь можешь тонуть спокойно, я тебя спасу!»

«У Паши было сердце безмерной доброты, он бесконечно отдавал себя, растрачивал, – вспоминала Раиса Семеновна. – В его номере постоянно собирались люди, с ним всем было хорошо. И все восхищались его мужеством». Анатолий Кузнецов, сыгравший Сухова, вторил: «Условия съемок были крайне тяжелыми, но мы видели рядом Луспекаева, и по сравнению с тем, что испытывал он, все наши трудности выглядели просто смешными».

Мужество и стойкость


Кадр из фильма «Белое солнце пустыни»

Оператор Игорь Клебанов, работавший на фильме ассистентом, тоже делился своими наблюдениями за Луспекаевым: «После съемок он садился у моря, опускал ноги в воду, и глаза его были полны слез…» Владимир Мотыль также не скрывал восхищения, говоря о съемках в туркменской пустыне под Махачкалой. Рассказывал, как для Луспекаева были изготовлены специальные сапоги, которые хоть как-то должны были облегчить ему боль при хождении. Но она все равно не только не отступала, но и прогрессировала, раны кровоточили.

«Жара в тени под плюс 50 градусов, пески, как раскаленная сковорода, – вспоминал режиссер. – До моря надо идти несколько километ¬ров по тяжелому песку, в котором ноги вязнут. А потом работать на качающемся корабле, с палубой, уходящей из-под ног… И тем не менее Луспекаев категорически сказал, что никаких скидок на инвалидность он не допустит, и даже в сценах драк будет сниматься без дублеров…»

Павел Борисович ушел из жизни в 1970 году – в год выхода на экраны фильма «Белое солнце пустыни», за 3 дня до своего дня рождения. Ему должно было исполниться 43 года…

Николай Годовиков

Экранного любимца Луспекаева – добродушного красноармейца Петруху – сыграл Николай Годовиков. В жизни артисты тоже сдружились настолько, что когда супруга Луспекаева уезжала, Годовиков перебирался жить в его номер-люкс. «Для меня, тогда совсем еще мальчишки, в этом человеке соединялось все самое лучшее, – говорил в интервью Николай. – В первый же день он сказал мне: «Прекрати звать меня Павлом Борисовичем, лучше просто – дядя Паша. И потом все время был добр со мной, опекал. А я всегда подставлял ему плечо, чтобы он мог облокотиться, когда после съемки камера выключалась, и он оставался без тросточки. И ни к кому я не был так сильно привязан, как к нему…»

33 несчастья

На съемках Коле тотально не везло. В первый же день он упал и разбил нос. Замазывать ссадину не решились, и режиссер велел оставить, как есть, а когда заживет, гримировать под эту болячку. Позже парня скрутила тяжелая дизентерия. Все дубли знаменитой сцены «Гюльчатай, открой личико!» он играл с температурой под 40 градусов.

Затем, когда Кахи Кавсадзе, игравший Абдуллу, закалывал Петруху, штык соскользнул с защитной дощечки и поранил 18-летнего артиста, поэтому вскрикивал он вполне натурально. И плюс ко всему, во время съемок в Таджикистане Николая несколько раз обворовали и даже побили. «Он же совсем молоденький, любил сходить куда-нибудь вечером на поиски приключений. Ну и находил…» – рассказала Куркина.

Развод и нищета



Николай Годовиков. Фото: Интерпресс/ Елена Пальм/ТАСС

После съемок жизнь Годовикова сложилась не лучшим образом. Отслужив в армии, Николай женился, в браке дочка родилась, назвали Марией. Жена Галина кинематографические устремления мужа не приветствовала и направляла его к делам более приземленным: парень работал то каменщиком, то слесарем, то кожи сушил в кожевенном цеху, то фрукты варил на кондитерской фабрике. Но эти заработки радости в семейную жизнь не добавили, и результатом спустя три года стал развод.

А потом произошла драка Николая с соседом по коммуналке, приревновавшим его к своей сожительнице. В порыве страсти мужик разбил о голову соперника бутылку и оставшимся в руке обломком – «розочкой», как говорил Годовиков, – нанес ему удар в грудь. Операция показала, что были задеты легкое и сердце, и травма эта едва совместима с жизнью… Но Николай все-таки выкарабкался. Стал работать грузчиком – таскал ящики в магазине, разгружал вагоны. Однако из-за недавнего ранения с физическими нагрузками не справился. Уволился. Больше никуда устроиться не смог, мыкался без дела и в результате был осужден на год за тунеядство.

Тюрьма

Выйдя на свободу, бомжевал – на работу бывшего зека не брали нигде. Отчаявшись, связался с воровской «малиной», поскольку воры-рецидивисты приняли радушно – накормили-напоили, приютили и дали «подъемных» денег. Во время одной из квартирных краж Годовиков был пойман и арестован. По новому сроку получил 4 года. Там, в местах отдаленных – под Вологдой, познакомился с женщиной, ставшей впоследствии его второй женой и родившей ему сына Артема.

На свободе Николай пытался подрабатывать грузчиком и сторожем, но денег на содержание семьи не хватало. Постепенно отношения с супругой Риммой тоже сошли на нет, и она выставила мужа из дома. Их ребенку было полтора года. Вскоре у Николая случился еще один арест и последовавшая за ним  новая отсидка, опять же, за кражу – на два с половиной года, на этот раз под Владимиром. «По глупости попался, – сетовал Николай. – Мечтал вернуться к Римме с деньгами, в надежде на то, что она сменит гнев на милость. Очень уж хотел увидеть сына!..»

Спасение

И все же Судьба Годовикова еще раз сделала поворот на светлую сторону – встретилась ему женщина, которая стала его женой и помогла битому жизнью человеку вернуться к нормальной жизни. «Люся спасла меня. Она и дочка ее, Валерия – награда за все мои мытарства. Это моя последняя семья», – заявил Николай в одном из интервью. Благодаря Людмиле бывший артист устроился на завод, напомнил о себе на киностудиях и вновь начал получать приглашения на съемки. Сейчас, в свои 67 лет, Николай Львович работает в Санкт-Петербурге метростроевцем-маркшейдером. Он периодически снимается в эпизодических ролях в фильмах и телесериалах, по большей части на милицейскую или военную тематику.

Двуликая Гюльчатай



Татьяна Кузьмина. Фото: Global Look Press

Любимую девушку Петрухи Гюльчатай играли две актрисы. Сначала в этой роли снималась циркачка Татьяна Денисова. Однако в разгар съемок она получила собственный цирковой номер с перспективой зарубежных гастролей, после чего немедленно покинула съемочную площадку.

Лишившись артистки, кинематографисты носились по школам и институтам в надежде найти девушку, соответствующую уже созданному образу, хотя зрители так и не увидели ее лица (если не считать сцены у самовара, где оно все-таки мелькнуло).

Замена цирковой артистке нашлась совершенно случайно – на улице. Ассистент по актерам обратила внимание на симпатичную девушку. Ею оказалась тоже Татьяна – Федотова (в замужестве Кузьмина), 16-летняя студентка Петербургского балетного училища имени Ваганова, которая в тот момент прогуливала занятия, а впоследствии стала любимицей всей киногруппы.

Секта и мытье полов

Завершив обучение хореографическому искусству, Таня несколько лет выступала в танцевальном ансамбле. Семью создала с композитором Геннадием Кузьминым, с ним вместе гастролировали. У супругов двое детей – Сергей и Мария. В середине 90-х годов Татьяна глубоко погрузилась в религию, стала членом некоей христианской организации, которая многими православными священниками причисляется к секте. По поводу актерской профессии бывшая танцовщица говорила: «Господь меня от нее уберег…», и давала этой сфере деятельности недвусмысленное определение: «Это все от дьявола, который использует и извращает красоту и талант…» Выйдя на пенсию, Татьяна устроилась работать в Русский музей уборщицей и посвятила этой работе 4 года жизни.

Остальные жены Абдуллы


Кадр из фильма «Белое солнце пустыни»

Другие представительницы гарема Абдуллы также набирались преимущественно из непрофессиональных исполнительниц. А порой даже исполнителей, поскольку в некоторых эпизодах роли женщин в чадрах исполняли мужчины. Только трое из 11 героинь имели актерское образование.

Джамилю играли аж три исполнительницы: Галина Дашевская (в дальнейшем актриса театра имени Моссовета), Галина Умпелева (впоследствии ведущая актриса Екатеринбургского драмтеатра и театральный педагог) – их лица остались для зрителей невидимыми; а также питерская актриса Татьяна Кричевская, запечатленная на экране крупным планом с ее знаменитой фразой: «Когда я была любимой женой, мы видели нашего господина каждую ночь….»

В образе красотки Зухры с ее ключевой репликой: «А может, Гюльчатай его плохо ласкает?», предстала Татьяна Ткач – в дальнейшем актриса БДТ и театра на Литейном, сыгравшая великое множество  киноролей, среди которых подруга Фокса Аня в фильме «Место встречи изменить нельзя». Татьяна Дмитриевна и сейчас продолжает выступать на театральной сцене.


Кадр из фильма «Белое солнце пустыни»

Все хорошо у Ткач и в личной жизни. Она родила двух детей. Дочь актрисы Наталья (от первого брака с главным инженером статуправления Ленинграда и Ленинградской области) – адвокат. Сын Руслан – театральный художник (от второго замужества Татьяны с актером Вадимом Ермолаевым). У артистки есть 13-летний внук Филипп.

Ночная бабочка


Кадр из фильма «Белое солнце пустыни»

Все остальные «жены Абдуллы» были представительницами самых разных, не актерских,  профессий. Одну из восточных красавиц, Зульфию, сыграла Зинаида Рахматова. Как рассказывал Владимир Мотыль, ее нашли в ленинградской гостинице «Астория», где «Зина зарабатывала, торгуя собой». Из воспоминаний режиссера: «Однажды она сказала, что за ночь зарабатывает больше, чем мы мне платим ей в месяц за съемки, и посереди съемочного процесса отправилась восвояси, «на заработки». Еле уломали возвратиться. Согласилась нехотя, со словами: «Ладно, хоть отдохну…» Надо заметить, что в интернациональной бригаде жен Абдуллы, Зинаида Саиббековна была единственной по-настоящему восточной барышней – по своему исконному происхождению.

Инженер


Кадр из фильма «Белое солнце пустыни»

Зариной стала 22-летняя Алла Лименес – по профессии инженер-конструктор, работавшая в питерском конструкторском бюро. Помощник режиссера приметил девушку в ленинградском Доме моды, куда она заглянула рассмотреть новые коллекции. На уговоры принять участие в съемках Алла долго не соглашалась, по ее словам «подкупил меня режиссер только тем, что пообещал съемки на юге». Правда, приехав в Махачкалу, из гостиницы она вне съемок почти не выходила – опасалась темпераментных восточных мужчин. Коронная фраза ее киногероини: «Мне кажется, господин нас бросил». Однако озвучивала ее не исполнительница роли, а… Мотыль. «Моему голосу недоставало грубости», – рассказывала Алла Иосифовна. Личная жизнь этой актрисы одной роли не сложилась, но она считает себя человеком счастливой судьбы. По-прежнему работает инженером.

Депутат


Гарем. Кадр из фильма «Белое солнце пустыни»

В самую высокую жену Абдуллы – Хафизу, перевоплотилась баскетболистка из Латвии Велта Деглава. Ассистент режиссера увидел 18-летнюю спортсменку ростом 1 метр 90 сантиметров в одном из латвийских вузов – она выступала в молодежной баскетбольной команде. «Я очень признательна Мотылю за приглашение в этот фильм – так много поездила благодаря этому, мир посмотрела», – рассказывала Велта. И, смеясь, добавляла: «А помимо прочего, мой жених почувствовал опасность – испугался, что кто-то из съемочной группы уведет меня, и быстренько активизировался. Уже во время съемок сделал мне предложение, после чего мы поженились…» В настоящее время госпожа Деглав по-прежнему проживает в Юрмале, растит детей, была депутатом Латвийского парламента, затем возглавила детский фонд по заболеваниям сердца…

Горький кинематографический опыт

Роль старшей, самой умной жены Абдуллы – Саиды, досталась искусствоведу, переводчице, литератору Светлане Сливинской. Она жила в Санкт-Петербурге (там же проживает и сейчас, растит 10-летнюю внучку) и была замужем за композитором (в настоящее время супруга уже нет в живых). На момент начала съемок ей исполнилось 33 года. Молодой женщине, как, впрочем, и всем другим ее «коллегам» из гарема, была обещана значительная роль, поскольку в картине с первоначальным названием «Спасите гарем!» главными героями  являлись Абдулла и его жены. Поэтому согласилась сниматься Светлана Викторовна без лишних уговоров. И во время съемок разочарований не испытала, поскольку сцены с ее участием были обширными и даже рискованными – как например эпизод, где Сухов в образе Стеньки Разина под народный запев «Из-за острова на стрежень», кидал ее с баркаса в море. «При этом мне следовало покорно улыбаться и под водой. Когда меня вытащили аквалангисты, я была почти без сознания», – вспоминала актриса.


Кадр из фильма «Белое солнце пустыни»

К большому сожалению Светланы, ее жертвы оказались напрасными – снятый материал в окончательный вариант фильма не вошел. Зато Сливинскую заметили иноземные режиссеры. На нее посыпались приглашения попробовать свои силы за рубежом. Но Светлана, наученная горьким кинематографическим опытом, от артистической карьеры отказалась. Хотя связь с кинематографом сохранила – только уже в рамках своей профессиональной деятельности. «Я вела переписку с Федерико Феллини, а Лукино Висконти был моим другом», – похвасталась Светлана Викторовна.

«Незабвенная Катерина Матвеевна»

Исполнительницу роли колоритной жены красноармейца Сухова искали особенно кропотливо. Не утвердили даже Хитяеву, Чурсину и Фатееву. В поисках нужного типажа «кустодиевского типа» кинематографисты объездили множество городов и деревень. И только 30-летняя Галина Лучай – журналистка из редакции кинопрограмм Центрального телевидения (работала на передачах «Кинопанорама», «В мире животных», «Клуб кинопутешественников»), которую Мотыль приметил в монтажной «Ленфильма», подошла, по мнению режиссера, к задуманному им образу русской красавицы как на заказ. Но, к его удивлению, сниматься девушка отказалась наотрез, мотивировав свою категоричность загруженностью по работе, а также наличием мужа-ревнивца (тоже журналист) и маленького сына. Однако поскольку Мотыль был настойчив, а его обаяние, помноженное на дар убеждения – безмерным, Лучай вынуждена была согласиться… Галина Пантелеевна ушла из жизни три года назад – она скончалась в 2014 году от онкологии, не дожив три дня до своего 63-летия.

«Таможня дает добро»

Кадр из фильма «Белое солнце пустыни»

«Гвардейцев» Абдуллы тоже в массе своей играли не актеры. Многие нашлись ассистентом режиссера в московском пивном баре, но не все. Например, психованного офицера-белогвардейца, орущего на Верещагина: «Встать, когда с тобой говорит подпоручик!», а потом вылетающего из окна, сыграл каскадер Валентин Фабер. Кстати, он же ставил трюки в фильме и часть из них исполнял лично – к примеру, прыгал вместо с Сухова с пылающей цистерны.

Роль басмача Аристарха с культовой репликой: «Абдулла, таможня дает добро!» – исполнил Игорь Милонов. Как писали СМИ, он работал военным летчиком, является героем Советского Союза, а по профессии – архитектором.

Криминальный авторитет



Абдулла и члены его банды. Кадр из фильма «Белое солнце пустыни»

Один из исполнителей на роль члена банды Абдуллы был привлечен в обстоятельствах особенно примечательных. О съемках в Махачкале Раиса Куркина рассказывала так: «Город сложный был, криминальный. Однажды прямо средь бела дня у меня из рук вырвали сумку, в которой были и деньги, и очки, мне необходимые, и документы, которые потом пришлось восстанавливать. Так вор этот даже не побежал, а просто спокойно пошел с «добычей» по улице, и в какой-то момент запрыгнул на подножку проезжающего грузовика. А я, опешившая, стояла на месте, как вкопанная, и смотрела ему вслед…»

Кадр из фильма «Белое солнце пустыни»


Воровство в Махачкале тех времен процветало пышным цветом. Из воспоминаний  Игоря Клебанова: «Едва мы приехали, местные начисто нас обворовали. «Свистнули» все: и костюмы, и реквизит (например, дорогие коллекционные часы Сухова), и оружие – сабли, винтовки, пистолеты. Что делать? Мы отыскали ходы к важному авторитету города, главе воровской элиты, и договорились о встрече с «уважаемым Али». И там Мотыль предложил ему сняться в нашем кино. Но при одном условии: вернуть все, что у нас украдено. Через день весь похищенный инвентарь был возвращен. А мафиози воплотил свои творческие мечты в образе басмача, бравшего Сухова в плен, а потом  убитого возле баркаса. Рассказывали, что после выхода картины на экраны, махачкалинский народ ломился в кинотеатры, чтобы на него посмотреть.

Загрузка...