Американская история ужасов: лучшие экранизации Эдгара ПО
В кинотеатрах выходит «Обитель проклятых» — экранизация малоизвестного рассказа Эдгара По, и это повод поговорить о самом знаменитом и самом странном американском классике.
За 165 лет, прошедших с его смерти, По ничуть не устарел: напротив, его признают своим современные декаденты и эстеты, рок-музыканты и голливудские звезды. В фильме Джармуша «Выживут только любовники» тысячелетний вампир гордится знакомством с Эдгаром По, в сериале «Симпсоны» Лиза читает стихотворение «Ворон» наизусть. Любая из экранизаций По обязательна к просмотру любому уважающему себя фанату мистики и хоррора. Эти фильмы мы бы рекомендовали в первую очередь:
«Черный кот» (1934)
Сразу две звезды голливудского хоррора, Борис Карлофф и Бела Лугоши, отдают дань классику. Хотя и не слишком церемонятся: как и в случае с другими экранизациями По, сюжет рассказа «Черный кот» трактуется весьма вольно. В истории почтенного буржуа, который оказывается психопатом и убийцей, от По осталась только боязнь черных котов, как демонических предвестников беды. Тем не менее, именно «Черный кот» вдохновил Хичкока на создание «Психоза», а Бергмана – на создание «Седьмой печати» (та же партия в шахматы с условной Смертью!)
«Сердце-обличитель» (1953)
Не просто экранизация, но мультфильм по мотивам произведения Эдгара По, получивший жесткий ограничительный рейтинг «только для взрослых» и номинированный на «Оскар». Вообще-то «Сердце…» является самым популярным рассказом автора, после «Ворона» — он вдохновлял не только Достоевского, но и современных сценаристов и режиссеров. Всего насчитывается более сорока фильмов, в которых так или иначе используется сюжет про «убийцу поневоле», который не мог выносить физического уродства живущего по соседству старика. В аудиокниге текст за автора читал Игги Поп, в свежем фильме «Обличитель» главного героя играл Джош Лукас. Но нам больше всего нравится этот вариант за его необычность.
«Три шага в бреду» (1968)
Экранизация сразу трех рассказов Эдгара По, выполненная режиссерами, один другого лучше. Роже Вадим снял готический «Метценгерштейн», в котором главные роли любовников исполнили брат и сестра (!) Питер и Джейн Фонда. Луи Малю достался «Уильям Уилсон» с Аленом Делоном в двойной роли и Брижит Бардо в роли жертвы. И, наконец, великий Федерико Феллини – он снял «Тоби Даммит» по рассказу По «Никогда не закладывай дьяволу своей головы» (автор знал толк в эффектных названиях!)
«Между» (2011)
Сюжеты По, как известно, во многом автобиографичны: у писателя была короткая, но насыщенная жизнь, в которой нашлось место и странному браку по любви с 13-летней кузиной, и ее ранняя смерть, и алкоголизм с бредом и видениями, и регулярные визиты к психиатрам. Фрэнсис Форд Коппола тоже изгонял личных демонов, снимая «Между»: в истории писателя, потерявшего ребенка, легко увидеть самого режиссера, пережившего похожую утрату: его сын Джан-Карло утонул в 22 года, во время речной прогулки. Не только самый личный, но и самый камерный фильм Копполы, снятый целиком на его деньги.
«Ворон» (2013)
Довольно редкий случай: не только экранизация произведений По, но и, отчасти, его байопик. Писателя играет Джон Кьюсак: по словам актера, ему часто говорили о внешнем сходстве с Эдагором По, и сыграть гениального классика для него, безусловно, большая честь. Но, кстати, на ту же роль рассматривались совершенно непохожие на писателя Джереми Реннер и Юэн Макгрегор: может, дело в том, что По, как и его персонажи, уже не столько реальный человек, сколько миф?
«Обитель проклятых» (2014)
Психбольница, в которой непонятно, кто безумнее – то ли пациенты, то ли лечащие врачи. Популярный сюжет для триллера (вспомним, хотя бы фильм с похожим названием, «Остров проклятых» Мартина Скорсезе). Но не стоит забывать, что с Эдгара По все и началось. Главную героиню, femme fatale с помутненным сознанием, играет Кейт Бекинсэйл, двух равных друг другу монстров – Бен Кингсли и Майкл Кейн.