7 знаменитых триллеров про клаустрофобию
На экраны выходит драма «Лок», герой которого полтора часа не вылезает из салона роскошного BMW. Он там совершенно один, не считая своего мобильного телефона и нас, зрителей – странно, да? Но мы вспомнили и другие фильмы про замкнутые пространства
Что над нами — километры воды
Что над нами бьют хвостами киты
И кислорода не хватит на двоих…»
«Наутилус Помпилиус», «Дыхание»
«Леди исчезает», 1938
Собственно, жанр клаустрофобического триллера открыл Хичкок, большой специалист по различным патологиям и фобиям. Действие этого фильма происходит в поезде, который идет без остановок. Тем не менее, одна из пассажирок куда-то исчезает (нет, в туалете они тоже смотрели).
Благодаря этому фильму Хичкока пригласили в Голливуд, и, переехав из Англии в Америку, он стал действительно классиком мирового кино. А ремейки – точные и вольные, продолжают снимать до сих пор: была, например, версия «Леди исчезает» 1979 года, 2013-го… Да и фильм 2005 года под названием «Иллюзия полета» был создан под его влиянием — только пропавшую старушку заменили на девочку, а действие происходит не в поезде, а в самолете.
«Подводная лодка», 1981
Культовый немецкий фильм Вольфганга Петерсена – его полная версия длится три с половиной часа. Правда, не все действие происходит в подводной лодке, но самые яркие и запоминающиеся сцены – как раз оттуда. Все предельно реалистично: экипаж (то есть съемочная группа) набился в тесную железную цистерну, как сельди в бочку. Некоторые актеры испытывали настоящие приступы паники.
«Куб», 1997
Жуткий, необъяснимый, но гениальный триллер Винченцо Натали, снятый в одной-единственной комнате. Несколько незнакомцев просыпаются в сложной ловушке, похожей на кубик Рубика: выйти оттуда практически невозможно. Натали говорил, что в работе над фильмом он вдохновлялся сериалом «Сумеречная зона» и романами Франца Кафки (особенно «Процессом»). А нам в свою очередь кажется, что фильм Натали повлиял на создание «Олдбоя» (помните эту жуткую тюрьму, похожую на дешевый номер в отеле?)
«Комната страха», 2002
Сценарист Дэвид Кепп как-то застрял в лифте, и пережитое так его вдохновило, что он за шесть дней написал «Комнату страха». Мег Олтман (Джоди Фостер) – измученная жизнью мать-одиночка переезжает в новую квартиру вместе с дочкой-диабетиком (ее сыграла будущая звезда «Сумерек» Кристен Стюарт). Внезапно в дом нагрянули воры, и женщины прячутся от них в специальной комнате, в которой также, к несчастью, находится сейф с деньгами. Главная интрига – успеет ли добежать Джоди Фостер до холодильника, где лежит инъекция для дочки, пока ее не заметит толстый «домушник»?
«Телефонная будка», 2003
Самовлюбленный пиарщик Стю (Колин Фаррелл), надолго застревает в телефонной будке, куда зашел, чтобы позвонить любовнице. Но вместо милого флирта он начинает вести длительную беседу со снайпером, который держит его «на мушке»: если Стю повесит трубку, то будет застрелен прямо на месте. Зачем это все? Затем, что цель таинственного психопата – очистить город от подобных Стю мелких негодяев.
Действие фильма происходит в реальном времени: он длится ровно столько, сколько описываемые в нем события. Что касается главного вопроса: кто сейчас вообще звонит из телефона-автомата, ответ прост — сценарий этого фильма был написан еще в 60-х годах прошлого века для Альфреда Хичкока.
«Погребенный заживо», 2010
Полноценный бенефис Райана Рейнолдса – на протяжении 94 минут мы видим только его лицо, да и то не всегда полностью. Просто действие происходит под землей: как Невесту из фильма «Убить Билла», главного героя похоронили заживо. Но он не торопится умирать – по крайней мере, пока в гробу есть воздух, а в мобильном телефоне – немного зарядки.
Бедному Райану за две недели съемок пришлось поменять целых семь гробов: его также засыпали песком, пачкали грязью и не разрешали общаться с близкими (чтобы лучше вживался в образ). Но если вам кажется, что это еще одна голливудская сказка про спасение утопающих (которое дело рук самих утопающих), приготовьтесь к сильным эмоциям в финале: он совершенно не похож на хэппи-энд.
«127 часов», 2010
Еще один фильм одного актера, на этот раз – основанный на реальном событии. Джеймс Франко играет альпиниста Арона Ралстона, который упал в горную расщелину и не мог оттуда выбраться: его рука оказалась зажата огромным камнем. Пройдет целых шесть дней, пока Арон не примет неизбежное решение: отрезать руку перочинным ножиком. Но эти шесть дней он будет наедине с самим собой – за исключением стервятников, кружащих над его головой в нетерпеливом ожидании.