Онлайн-журнал о шоу-бизнесе России, новости звезд, кино и телевидения

7 самых интересных фильмов на космическую тематику

0

По случаю выхода в прокат картины «Гравитация», мы вспомнили еще шесть киноисторий о том, как астронавты с Земли бороздят просторы Вселенной и чем это обычно заканчивается.

Космическая одиссея 2001 (1968)

Режиссер: Стэнли Кубрик

Лучший научно-фантастический фильм за всю историю Голливуда по версии Американского института кино. А по мнению международных критиков, просто лучший за всю киноисторию. Все началось с того, что Стэнли Кубрик решил снять «хороший фильм в области фантастики» и обратился за помощью к писателю Артуру Кларку, который предложил ему на выбор шесть своих рассказов. Кубрик выбрал один — под названием «Часовой», — но переделал его до основания. «Космическая одиссея» — труднопроходимый (но совершенно обязательный к просмотру) эпик про «высший ра­зум», который помогает человечеству на всех этапах эволюции, а потом «обнуляет» все его успехи. Начинается все весьма традиционно: в далеком (на момент создания фильма) 2001 году человечество посылает космический корабль на Юпитер — на поиски загадочного черного куба…

Как и положено настоящим гениям, Кубрик и Кларк предвидели в своем фильме многое: от плоских экранов мониторов, телевизоров в креслах самолетов и биометрической идентификации человека до прототипов айпадов. Кино у Кубрика получилось пугающе реальное, почти документальное — движения астронавтов, полеты космических кораблей, состояние невесомости. Сторонники теории заговора тут же решили, что Кубрик и его съемочная группа снимали «почти настоящую» высадку на Луну астронавтов проекта «Аполлон» — то есть те самые кадры, которые американское правительство предъявило миру (и которые, как верят многие, были просто искусной имитацией).

Солярис (1972) / Solaris (2002)

Режиссер: Андрей Тарковский/Стивен Содерберг

Подобно Кубрику, взявшему рассказ Артура Кларка и изменившему его в своих целях, Андрей Тарковский использовал роман польского писателя Станислава Лема «Солярис». В истории про далекую планету Солярис космос интересовал режиссера в последнюю очередь — гораздо важнее для него был человеческий фактор: взаимоотношения главного героя — доктора Криса Кельвина (Донатас Банионис) со своими близкими — прежде всего с погибшей женой Хари. Для Лема же эта сюжетная линия была далеко не главной. Писатель шесть недель просидел в Москве, пытаясь найти общий язык с режиссером, но в итоге, по его же словам, «обозвал Тарковского дураком и уехал домой». «Мне хотелось увидеть планету Солярис, — возмущался Лем, — а режиссер не только лишил меня такой возможности. Он снял вместо «Соляриса» свою версию «Преступления и наказания»!»

Многие, кстати, признают, что кино-«Солярис» получился гораздо глубже и значительнее книги. Среди поклонников фильма и Джордж Лукас, и Салман Рушди (назвавший фильм Тарковского шедевром), и… Джеймс Камерон. Именно Камерон в свое время хотел снять ремейк «Соляриса» и пять лет потратил на то, чтобы купить права и на книгу, и на фильм (причем переговоры с Лемом шли гораздо успешнее, чем переговоры с «Мосфильмом»). Устав биться с российской бюрократией, Камерон переключился на съемки другого «космического» фильма, который теперь всем известен как «Аватар». А уже купленные права на экранизацию «Соляриса» перешли к Стивену Содербергу.

Интересно, что Содерберг так же, как и Тарковский, «вытащил» из романа любовную линию, сделав ее главной. Роль Криса Кельвина исполнил Джордж Клуни (как видите, «Гравитация» не первый его космический фильм), а роль Хари, которую в советском фильме играла 21-летняя Наталья Бондарчук, досталась такой же красавице — Наташе Макэлхоун. Правда, чтобы не смущать американского зрителя странным именем, ее героиня неожиданно превратилась в Рею. Голливудский «Солярис» имел с литературным первоисточником еще меньше общего, чем «Солярис» советский. Но, как ни странно, Станислав Лем американской версией был скорее доволен (ну или сделал вид). «У Стивена Содерберга получилась милая камерная мелодрама. Я не совсем это имел в виду, но почему бы и нет?»

Солярис (1972)
Станислав Лем, автор романа «Солярис», не нашел общего языка с режиссером Андреем Тарковским

(на фото — Донатас Банионис в роли доктора Кельвина и Наталья Бондарчук, которая сыграла Хари)

Чужой (1979)

Режиссер: Ридли Скотт

«Я не крал «Чужого» у кого-то, я украл его у всех сразу», — говорил сценарист «Чужого» Дэн О’Бэннон, имея в виду целую пригоршню фантастических рассказов категории B и C. Тут и фильмы «Нечто» (1951) и «Планета вампиров»(1965), и рассказ Клиффорда Саймака «Свалка» (1953). Надо отдать должное наглости О’Бэннона: он был в кинематографе новичком. Тем не менее сценарий, собранный из чужих идей, как лоскутное одеяло, понравился студии. Да и время было удачное: после колоссального успеха «Звездных войн» все хотели снимать и смотреть фильмы исключительно про космос.

Хотя «Чужой», конечно, не совсем про космос. Во-первых, это фильм ужасов, а во-вторых, фильм ужасов философский. Несмотря на то что авторы позиционировали его как «Челюсти» на внеземной орбите», для простого летнего развлечения на выходные «Чужой» был слишком сложным. В нем снимались исключительно взрослые актеры (самой младшей, Сигурни Уивер, было почти 30 лет). Бюджет был ограничен суммой $11 млн. А финал сначала планировали куда более жесткий и мрачный: лейтенант Рипли не засыпает в анабиозной камере в обнимку с рыжим котом, а все-таки становится жертвой Чужого, который занимает место в кабине пилота и вызывает Землю ее голосом, — и никакого, как видите, хеппи-энда.

Чужой (1979)

В фильме «Чужой» почти 30-летняя Сигурни Уивер была самой младшей среди актеров

Гравитация (2013)

Режиссер: Альфонсо Куарон

Как все лучшие фильмы на означенную тему, «Гравитация» рассеивает романтический ореол вокруг полетов в космос. Да, Земля прекрасна из окна иллюминатора, но от такой невозможной красоты человек ощущает себя еще более маленьким и одиноким. Не говоря уже о том, что полеты в космос — штука опасная: можно же и не вернуться… Главных героев «Гравитации» всего двое — Мэтт Ковальски (Джордж Клуни), астронавт с солидным послужным списком, выполняющий свою последнюю миссию, и инженер по медицинской технике доктор Райан Стоун (Сандра Буллок), отправившаяся в космос, наоборот, в первый раз. Выход в открытое пространство оборачивается катастрофой: космический челнок разрушен, а Стоун и Ковальски стремительно удаляются друг от друга. Каждый из них в скафандре, но кислорода становится все меньше, и никакой связи с Землей — только друг с другом. Совершенно очевидно, что их гибель — лишь вопрос времени, и чем больше его проходит, тем сильнее напряжение… Особенно впечатляет, что Куарон в полном соответствии с реальностью отказался от использования каких-либо звуков или, не дай бог, музыки: в космосе, как бы нас ни пере­убеждали в обратном «Звездные войны», царит полное безмолвие…

Сценарий «Гравитации», написанный Альфонсо Куароном и его сыном Хонасом, ждал своего часа несколько лет: студия Universal искала подходящего режиссера и актеров. Главное, что заметили все фанаты фантастики: сюжет фильма очень напоминает рассказ Рэя Брэдбери «Калейдоскоп». Однако действие «Калейдоскопа» умещается на трех книжных страницах, хотя героев в нем гораздо больше и проблематика несколько иная. «Гравитация» — история двух человек, одновременно и более камерная, и более масштабная: этот фильм нужно смотреть на большом экране, чтобы сполна оценить компьютерные спецэффекты и шикарные панорамные кадры, снятые оператором Эммануэлем Любецки (один из кадров — протяженностью 17 минут, без единой монтажной склейки!).

В сценарии доктор Стоун была несколько иного возраста — и в первую очередь на эту роль рассматривались кандидатуры молодых актрис: Марийон Котийяр, Блейк Лайвли, Оливии Уайлд, Скарлетт Йоханссон… После успеха «Черного лебедя» решено было без всяких проб взять Натали Портман, но актриса забеременела. Большой интерес к «Гравитации» проявляла Анжелина Джоли, но ее не устроил предлагаемый гонорар. Она требовала свою обычную ставку — $20 млн, а Куарон считал, что такие деньги больше пригодились бы специалистам по компьютерным эффектам… Наконец возникла кандидатура Сандры Буллок, которую, надо признать, довольно неожиданно видеть в камерном фантастическом фильме. С другой стороны, почему бы и нет? Тем более что, узнав о согласии Сандры, на роль Ковальски сразу же подписался Джордж Клуни. Для студии, несмотря на наличие звезд такого калибра, «Гравитация» — большой риск. Бюджет в $80 млн, при этом камерный сюжет и очевидное отсутствие хеппи-энда. Тем не менее именно последние факторы привели в такой восторг первых зрителей в Венеции, что они объявили «Гравитацию» лучшим космическим фильмом десятилетия.

Гравитация (2013)

Как только в фильм «Гравитация» пригласили Сандру Буллок, на главную роль подписался Джордж Клуни

Аполлон 13 (1995)

Режиссер: Рон Хауард

После выхода фильма в разговорную речь американцев вошла фраза «Хьюстон, у нас проблема» — именно так капитан Джеймс Ловелл дал понять на Земле о произошедшей трагедии. «Аполлон 13», пилотируемый космический корабль, должен был высадиться на Луне, но во время полета произошла авария, и у экипажа не оставалось шансов вернуться домой живыми. Но они вернулись, и их возвращение стало одной из самых драматических и героических страниц в истории космонавтики.

Узнав о том, что об их полете снимается фильм, капитан Джеймс Ловелл предложил, чтобы его сыграл Кевин Костнер. Однако за штурвал голливудской махины взялся Рон Хауард, а Костнер не входил в число его любимых актеров. Другое дело — Том Хэнкс, который всегда хотел поучаствовать в чем-то подобном. В итоге студия и режиссер выбрали его, а на роли остальных членов экипажа взяли Билла Пакстона и Кевина Бейкона.

Хауард стремился к максимальному правдоподобию в кадре и, посоветовавшись со Стивеном Спилбергом, отправил актеров на стажировку в космический лагерь в штате Алабама, где тренируются настоящие астронавты. Хэнкс и компания научились управлять космическим кораблем, изучив каждую из пятисот кнопок, и даже опробовали на себе ощущение невесомости, испытав соответствующий тренажер NASA.

Аполлон 13 (1995)

Космонавт Джеймс Ловелл, узнав, что «Аполлон 13» будут снимать по реальным событиям, предложил на роль себя Кевина Костнера, но режиссер выбрал Тома Хэнкса

Армагеддон (1998)

Режиссер: Майкл Бэй

«Один из худших фильмов года», семикратный номинант на «Золотую малину», «Армагеддон» Майкла Бэя вышел большим космическим анекдотом (хотя, вполне возможно, он и задумывался как анекдот). Команда бурильщиков во главе с героем Брюса Уиллиса отправляется к астероиду, который угрожает Земле глобальным апокалипсисом. Цель простых работяг — взорвать астероид изнутри с помощью атомной бомбы. Оригинальная цель оправдывает столь же оригинальные средства: в «Армагеддон» было вложено $140 млн, окупивших себя с лихвой. Понятно, что ни о каком реализме речь даже не идет: на советской космической станции «Мир» дежурит лишь один космонавт Лев Андропов (действуя по известной поговорке «против лома нет приема»), на астероиде оказывается не только земная гравитация, но и пригодная для дыхания атмосфера (Брюс Уиллис бурит чертов булыжник с открытым забралом). Широко известно, что «Армагеддон» показывают в NASA в учебных целях, для тренировок менеджеров — кто найдет больше технических ошибок. Небольшая подсказка: всего их 168, и надо быть круглым отличником (или Майклом Бэем), чтобы обнаружить все.

Армагеддон (1998)

Фильм «Армагеддон» с Брюсом Уиллисом критики назвали одним из худших фильмов года, но зрителям он понравился

ВАЛЛ-И (2008)

Режиссер: Эндрю Стэнтон

Подлинный шедевр студии Pixar, философское размышление о будущем человечества под обманчивым фантиком семейного мультфильма. ВАЛЛ-И, забытого на Земле робота-уборщика (расшифровывается в русском дубляже как Вселенский Аннигилятор Ландшафтный Легкий-Интеллектуальный), придумали еще в 1994 году, одновременно с рыбкой-клоуном Немо, монстром Салли из «Корпорации монстров» и ковбоем Вуди из «Истории игрушек». Каждому из перечисленных героев суждено было стать легендой, и ВАЛЛ-И не исключение. Его «глаза» позаимствовали у бинокля (режиссер как-то был на футбольном матче, сидел на неудобных местах, и его осенило), отсутствие рта объясняется тем, что робот вроде не должен говорить как человек. Зато он издает массу звуков — специально для него и других персонажей была собрана звуковая библиотека из 2400 файлов (больше, чем для какого-либо другого фильма).

Земля будущего, покинутая людьми и превратившаяся в большую свалку, где выживают только тараканы, была «срисована» Эндрю Стэнтоном с Чернобыля и болгарской, еще социалистической, Софии. Но самое интересное — конечно, образ самого робота, который оказывается гораздо человечнее людей, переселившихся на огромную платформу-корабль. Кто-то увидит в ВАЛЛ-И Вуди Аллена, а кто-то — несчастного робота Номер Пять из фантастической сказки нашего детства «Короткое замыкание».

Загрузка...