Онлайн-журнал о шоу-бизнесе России, новости звезд, кино и телевидения

7 фильмов о войне, которые необходимо посмотреть

0

Чтобы смотреть такие картины, нужно потратить много душевных сил.
Сегодня, во времена клипового мышления, сложно воспринимать большие
полотна, полнометражные фильмы, но это необходимо. Итак, список фильмов о
войне, которые надо посмотреть обязательно. Эти картины, помимо темы,
объединяет еще и то, что война здесь показана без прикрас. Жестко,
страшно и даже жестоко.

«Мы из будущего» (2008 года)

Подросткам самим сложно оценить качество фильмов, в особенности фильмов о войне. Ведь это для них – некая очень далекая история, а участников, очевидцев, свидетелей трагических событий времен Великой Отечественной почти не осталось в живых. Как заинтересовать современного тинэйджера такой тематикой? Для начала, посоветуем фантастическую драму «Мы из будущего» (у нее было и первое название «Черные следопыты»), сюжет которой таков: четверо современных ребят оказываются в 1942 году, как раз во время военных событий.

Особенно впечатлить должен эпизод почти в финале фильма: скинхед сдирает с плеча татуировку в виде свастики.
Интересно, что Екатерина Климова, сыгравшая главную женскую роль, в период съемок была беременна, и трюки за нее выполняла дублерша из Канады.


«Мы из будущего», кадр из фильма. Фото: Пресс-служба Каропрокат

Авторы картины, видимо, решив отдать дань классическим фильмам о Великой Отечественной войне, включили в сюжет очевидную аллюзию: герой Данилы Козловского по кличке Борман произносит легендарную фразу: «После первой не закусываю» — это реплика солдата Андрея Соколова (роль исполнял Сергей Бондарчук) из фильма «Судьба человека» по рассказу Михаила Шолохова.

Практически вся боевая техника в картине – бутафорская. Трюки ставил канадец Джон Аттард, ранее работавший над картинами «Гладиатор», «Черный ястреб», «Лара Крофт: Расхитительница гробниц».

Действие в драме происходит под Санкт-Петербургом, но снимали ее не в Ленинградской, а Псковской области.

«Летят журавли» (1957 года)

И все же в первую очередь вспоминается военная картина, ставшая давно уже культовой. Это фильм Михаила Калатозова «Летят журавли» по мотивам пьесы Владимира Розова «Вечно живые».

Судьба у картины непростая. Тогдашний руководитель страны Никита Хрущев, посмотрев фильм, резко раскритиковал его, а героиню вообще назвал «шлюхой».

Лента была представлена на Каннском фестивале и получила главный приз, но, так как оригинальное название на французском бытовом слэнге означало «проститутки воруют», ее переименовали в «Когда прилетают аисты».

В ходе съемок картины, приехавший с тургруппой в Москву, никому тогда не известный, а впоследствии великий французский кинорежиссер Клод Лелуш успел поассистировать оператору Сергею Урусевскому.


«Летят журавли», кадр из фильма. Фото: Global Look Press

Чтобы снять технически очень сложную по тем временам сцену гибели Бориса (Алексей Баталов), Сергей Павлович Урусевский изобрел круговые операторские рельсы.

Претенденток на роль Вероники было несколько, в том числе и актриса Вахтанговского театра Елена Добронравова. Но ассистент режиссера порекомендовал молодую Татьяну Самойлову, и режиссер Михаил Калатозов сразу же ее утвердил.

В одной из сцен фильма больная в то время туберкулезом Самойлова по-настоящему падает в обморок.

«Обыкновенный фашизм» (1965 года)

Снять документальный фильм о нацизме и фашизме было поручено режиссеру художественных фильмов, классику советского кино Михаилу Ромму. К тому времени он уже был автором многих нашумевших работ. В их числе: «Пышка», «Ленин в Октябре», «Убийство на улице Данте», «Девять дней одного года». Из огромного количества отснятого материала о зверствах фашизма отобрали то, что показалось особенно ошеломительным и позволяло подумать вместе со зрителем над тем, что же такое обыкновенный фашизм.

Интересные факты: режиссер Михаил Ромм поначалу посчитал нужным пригласить профессионального актера для прочтения закадрового текста. Но его коллеги, услышав, как он читает комментарии, уговорили Ромма записать текст самому.


«Обыкновенный фашизм», кадр из фильма. Фото: Global Look Press

Режиссер работал над фильмом два года. Он, конечно, делал картину для советского зрителя, но ему очень важно было понять, как воспримут ее зрители немецкие. Картину отправили на кинофестиваль в Лейпциге.

После просмотра зрительный зал встал, и, не сразу, но, замерев на несколько минут, устроил авторам овацию. Михаил Ромм тогда писал: «Трудно передать, что должен пережить советский режиссер — представитель страны, которая так пострадала от фашизма, когда ему аплодируют тысячи зрителей-немцев…».

Фильм имел оглушительный успех. Ромму даже предложили написать книгу о том, как создавалась картина. Но ее выпуск долго откладывали под разными предлогами, и в результате она увидела свет лишь спустя 40 лет.

«… А зори здесь тихие» (1972 года)

Такой правдивый, щемящий, надрывающий душу фильм мог снять только фронтовик, каким был Станислав Ростоцкий. И сделал он эту картину по повести такого же фронтовика — Бориса Васильева. В отличие от сегодняшних военных фильмов, картина Ростоцкого не изобилует кровавыми сценами. Здесь главное — не «картинка», а интонация, подтекст: совсем юные бойцы, практически девочки, отправляются на разведку во главе мужчиной-лейтенантом Васковым. Все девушки погибают.

Андрею Мартынову, сыгравшему 32-летнего лейтенанта, во время съемок было всего 26 лет, но грим помог «состарить» актера.


«А зори здесь тихие», кадр из фильма. Фото: Global Look Press

Режиссер был уверен, что в его в картине должны сниматься никому не известные актрисы. Исключение составила лишь Ольга Остроумова, которая уже сыграла у Ростоцкого одну из ролей в фильме «Доживем до понедельника».

Работа над военной драмой шла (в основном, на натуре) с 5 утра и до глубокой ночи. Актерам повезло, что съемки проходили летом. Было бы гораздо тяжелее, если бы съемочный процесс пришелся, скажем, на осень. Достаточно вспомнить, например, сцену, когда в болоте погибает Лиза Бричкина. Ведь тогда Елена Драпеко, которая по-настоящему должна была «тонуть» в болотной топи, наверняка не избежала бы воспаления легких.

«В бой идут одни «старики» (1973)

Легендарная в советском кино личность Леонид Быков, выступил в этой картине как сценарист, режиссер и актер. А героями фильма он выбрал военных летчиков потому, что и сам мечтал летать, некогда даже учился в авиационном училище и летчиками восхищался.

На роль механика Макарыча худсовет никак не желал утверждать известного уже тогда комедийного актера Алексея Смирнова. Но Быков настоял, аргументируя свою позицию тем, что Смирнов – участник Великой Отечественной войны. А полюбившегося тысячам зрителей Кузнечика должен был играть Владимир Конкин. Но он уже был занят на картине «Как закалялась сталь», а режиссер этого фильма Николай Мащенко запретил ему совмещать съемки. В этой роли Быков снял Сергея Иванова.


«В бой идут одни старики», кадр из фильма. Фото: Global Look Press

Фильм стал поистине народным. После смерти Леонида Быкова в Киеве ему был поставлен памятник: Быков изображен в образе Маэстро. А Харькове стоит памятник механику Макарычу.

И еще Ульяновский автомобильный завод в 2015 году – в год 70-летия Победы в Великой Отечественной войне — выпустил внедорожник UAZ Hunter, на борту которого нанесена аэрография, схожая с рисунком на фюзеляже самолета Маэстро — Алексея Титаренко.

«Они сражались за Родину» (1975 года)

Фильм снят Сергеем Бондарчуком к 30-летию Великой Победы по одноименному роману Михаила Шолохов. Писатель поначалу отказывался дать разрешение Бондарчуку на экранизацию, но режиссеру удалось его уговорить.

Известный факт: роль Лопахина стала последней для актера, режиссера и писателя Василия Шукшина: 2 октября 1974 года, в разгар съемок, Василия Макаровича не стало. В некоторых сценах пришлось снимать дублера – актера Юрия Соловьева, а Игорь Ефимов так виртуозно озвучил роль Лопахина вместо Шукшина, что разницы не заметили даже многие знатоки.


«Они сражались за Родину», кадр из фильма. Фото: Global Look Press

Работали над картиной в тех краях, где в 1942 году проходили реальные бои: в 150 км от Волгограда (Сталинграда), хотя к тому времени хутора Мелологовского, близ которого происходят события практически не существовало.

Бондарчук и сам сыграл в этой картине роль рядового Ивана Звягинцева. В съемках участвовали три ветерана Великой Отечественной войны: сам режиссер, Иван Лапиков и Юрий Никулин. При этом Никулин не был уверен, его ли это роль. Но Сергей Федорович сказал, что сняться в этой картине – это его долг, как фронтовика.

«Спасти рядового Райана» (1998 года)

Хотя сам фильм, конечно же, не о Великой Отечественной войне, а о Второй мировой, увидеть его стоит всем так называемым «романтикам», которых увлекает война, как некая «азартная игра». Очень полезно взглянуть им на то, чем является война на самом деле. А в этом фильме она показана весьма натуралистично и достоверно. Для полного, что называется, погружения, советуем смотреть фильм Стивена Спилберга в формате 3D. И вы на себе прочувствуете, как это бывает, когда пули свистят у твоего уха, снаряды разрываются совсем рядом, и вокруг – кровь и трупы (было даже подсчитано, что в картине показано 206 трупов).

Для достижения особой достоверности Спилберг снизил цветность пленки на 60 %.

Мэтта Дэймона на роль рядового Райана режиссер пригласил в проект, увидев актера в картине «Мужество в бою» (познакомил их Робин Уильямс).



Спасти рядового Райана , кадр из фильма. Фото: East News

Всем артистам пришлось в течение нескольких дней проходить специальные армейские тренировки. Картина была настолько честно и искренне снята, что ветераны выразили Спилбергу огромную благодарность.

Для тех сцен, где солдатам отрывает ноги и руки, были специально приглашены настоящие инвалиды.

Кстати, из-за огромного количества жестоких сцен, цензоры Индии поначалу не допустили фильм к прокату, но премьер-министр этой страны, посмотрев кинодраму, сказал, что надо выпустить ее на экраны без купюр.

Загрузка...