Онлайн-журнал о шоу-бизнесе России, новости звезд, кино и телевидения

5 самых убедительных фильмов о последствиях ядерного взрыва

0

6 августа 1945 года на Хиросиму упала ядерная бомба. Мир содрогнулся, и больше, к счастью, подобного не повторял. В кино же ядерные взрывы обыгрываются часто, но цель у фильмов благая – показать страшные последствия  применения атомного оружия

«На берегу», 1959 год


В ролях: Грегори Пек, Ава Гарднер, Фред Астер, Энтони Перкинс, Донна Андерсон, Джон Тейт, Харп Макгуайр, Лола Брукс, Кен Уэйн, Гай Доулмен

Сюжет


В 1964 году ядерная война стирает с лица Земли население северного полушария. Одна американская субмарина находит временную зону безопасности в Австралии.
Командир субмарины Дуайт Тауэрс, семья которого стала жертвой чудовищной войны, встречает здесь женщину, которая пробуждает в нем уже как будто навсегда умершее чувство любви. Его избранница — Мойра Довайдсон — измучена заботами и все свободное время проводит с бутылкой бренди. Смогут ли они быть счастливы на фоне угасания последнего оазиса жизни?

Фильм не раскрывает сути и хронологии произошедших событий. Но и автор романа тоже лишь легко коснулся причин катастрофы, делая простым логическим путем убийственный вывод о том, что война произошла из-за нелепой политической ошибки: предубежденности и уверенности политических лидеров, что потенциальный противник известен, а потому и ответ ему заранее готов. Нежелание лидеров ядерных держав отойти от стереотипов, остановиться, подумать и договориться привело к вполне предсказуемым действиям и последствиям. В этом и заключается особая актуальность фильма и произведения в наши дни. Удар может нанести один, а перессориться между собой могут другие, даже не догадываясь, кто за этим стоит.

Представьте ситуацию, когда в руках террористов окажется ядерное оружие на территории какой-нибудь ядерной державы. Им достаточно будет нанести один ракетный удар, даже не удар, а попытку удара. И реакция будет незамедлительной и цепной. Ракеты нацелены, а подумать времени уже не будет. В некотором смысле автоматизм обреченных.

Населению Австралии, которое описано в романе и фильме, в каком-то смысле повезло, хотя не надолго: ветер скоро донесет до ее берегов смертельную радиацию, а потому у жителей нет никаких шансов остаться в живых. Как проживут люди свои последние полгода?

Факты о фильме

Некоторые улицы австралийского пригорода Бервика, где проходили съемки, впоследствии были названы именами участников проекта: Гарднер-стрит, Шют-авеню, Крамер-драйв.

Награды Фильму

«Оскар» 1960 года за лучший монтаж и саундтрек

«Золотой глобус» 1960 года за лучший саундтрек

Премия Британской Академии



«Mad Max» (Безумный Макс), 1979 год

В ролях: Мел Гибсон, Джоэнн Сэмюэл, Хью Кис-Берн, Стив Бисли, Тим Бернс


Австралийский шедевр, снятый в 1979 году дебютантом в режиссуре Джорджем Миллером. Фильм, ставший хитом и классикой, сделавший знаменитым Мела Гибсона и долгое время удерживавший рекорд в Книге рекордов Гиннесса по наивысшему соотношению прибыли и бюджета (уступив его лишь в 2000 году фильму «Ведьма из Блэр»). Бюджет фильма составлял 300 тысяч австралийских долларов, в то время как мировой прокат принес фильму 100 миллионов долларов (американских).

Сюжет

Действие фильма разворачивается в Австралии в «недалеком будущем». Тотальный апокалипсис еще не произошел. Где-то в мире идет война, в которую Австралия не втянута напрямую. Однако, это приводит к постепенному упадку и разрушению государства.

Главный герой фильма — Макс Рокатански служит в дорожной полиции, которая эволюционировала в некую силовую структуру с очень широкими полномочиями. Основная ее задача — ликвидация дорожных банд, состоящих из полных отморозков. Чувствуя, что он сам постепенно становится похожим на тех, с кем борется, Макс принимает решение бросить этот «крысиный цирк на дорогах» и посвятить все свое время семье. Однако после того, как от рук байкеров-головорезов погибает сначала его друг, а затем жена с ребенком, он угоняет последнюю модель полицейского «перехватчика» и начинает мстить…

Что мы знаем о мире, в котором живет Безумный Макс? В нем случился неизбежный апокалипсис. Земля превратилась в выжженную пустыню. Выжила лишь небольшая часть населения. А те, кто выжил, деградировали в немыслимых масштабах. В новом мире нет места состраданию, жалости, любви, сочувствию и вере в лучшее будущее. В нем царят суровые и жестокие законы. Горстки выживших колесят по бескрайним просторам на особо тюнингованных автомобилях. 

Факты о фильме

Мел Гибсон специально не проходил пробы для фильма. Он пошел на пробы за компанию со своим другом. Так как в предыдущую ночь он подрался в баре, его лицо было в синяках и невероятно распухло. Мелу сказали, что он может вернуться через три недели для проб на роли всевозможных фриков, присутствующих в фильме. Он пришел через три недели, его никто не узнал, но зато ему предложили пройти пробы на главную роль в фильме.

Микроавтобус, который разбивают в начале фильма, принадлежал режиссеру  Джорджу Миллеру.

Начиная с сентября 2010 года, в пустыне Мохаве на юге штата Калифорния, проводится 3-дневный фестиваль на тематику «Безумного Макса» Wasteland Weekend. Все участники фестиваля должны быть одеты в постапокалиптические костюмы в стиле «Безумного Макса», также на фестивале воссоздана обстановка из всех серий фильма.

Награды фильму

3 приза Австралийского киноинститута — за музыку, монтаж (Клиф Хейс и Тони Пэтерсон — Cliff Hayes, Tony Paterson), звук (Нед Досон, Байрон Кеннеди, Роджер Сэвидж и Гэри Уилкинс — Ned Dawson, Byron Kennedy, Roger Savage, Gary Wilkins)



«Завещание», 1983 год


В ролях: Джейн Александр, Уильям Дивэйн, Росси Харрис, Роксана Зэл, Лукас Хаас, Филип Энглим, Лилия Скала, Леон Эймс, Кевин Костнер, Ребекка Де Морнэй, Лёрин Таттл, Мако, Джерри Мурильо

«Завещание» — исключительно мощный фильм о тех, кто остался в живых после ядерной войны. Дебютант-режиссер Линн Литман использует оригинальный подход к мрачному материалу.

Сюжет


Основанная на журнальной статье Кэрол Эймен «Последнее завещание», картина описывает обычное, тихое сообщество в маленьком калифорнийском городке Хэмлин. Спокойствие городка потревожено, когда по телевизору в новостях объявляют, что ядерные бомбы взорвались в Нью-Йорке и на Восточном побережье, и экран внезапно желтеет, и изображение стирается, что означает взрывы на Западном побережье. Местный радиооператор Хенри Эбхарт  становится единственным средством связи с внешним миром. Оказавшись в изоляции, жители Хэмлина пытаются выжить, но через месяц более 1000 человек умирают от радиации.

Подобно Льву Толстому в произведении «Война и мир», Литман попыталась показать масштабную катастрофу через боль простых людей, оставленных, потерянных, не знающих, что еще есть там, за горизонтом. Смерть или жизнь. После взрыва ядерной бомбы город начинает превращаться в кладбище. Заражено все: вода, пища, земля. Матери вынуждены давать детям молоко, зная, что оно отравляет их. Но иначе дети погибнут от голода.

Сила фильма не в прекрасном, продуманном сюжете. Даже не в слаженной, крепкой режиссуре. Главная сила фильма — в превосходной актерской игре. Потрясающе играют актеры-дети. Изнеможенные, умирающие, держащиеся из последних сил ради друг друга. Очень глубоки даже второстепенные роли. Чувствуешь боль каждого, чья история показана в декорациях мертвого города.

Но правит бал Джейн Александр. В ней все: буря эмоций в одной слезе, нервный срыв в одной фразе, психическое истощение в одном действии. Повествование ведется от первого лица, в виде отрывков из дневника героини.

Когда закадровый голос зачитывает хроники происходящего в семье, к горлу подкатывает ком. Спокойный, мелодичный голос передает всю ту боль, которую испытывает мать, наблюдая за страданиями ребенка, но не имеющая возможности помочь, облегчить страдания. 



Все происходящее в фильме подводит нас к логическому финалу. Но и он не однозначен. Он неожиданен и ожидаем одновременно. Весь  эмоциональный накал, который усиливается по ходу повествования, выливается в потрясающую финальную сцену и финальный диалог.

Награды фильму

«Оскар» 1984 года за лучшую женскую роль

«Золотой глобус» 1984 года за лучшую женскую роль



«Письма мертвого человека»,1986 год

В ролях: Ролан Быков, Иосиф Рыклин, Александр Сабинин, Нора Грякалова, Вера Майорова, Вацлав Дворжецкий, Светлана Смирнова, Николай Алканов

Первый полнометражный фильм Константина Лопушанского. Сценарий написан при участии Бориса Стругацкого.

Сюжет


Главный герой Ларсен (в исполнении гениального Ролана Быкова), физик, лауреат Нобелевской премии, спасается от катастрофы в подвальном помещении того, что некогда было музеем.

Вместе с ним последние свои дни коротает компания философов, один из которых спешит признаться в своей искренней любви к погибающему человечеству, другой — в лютой ненависти, третий загорается идеей создания новой цивилизации, основы которой странным образом будут еще более разрушительны чем прежде, четвертый вообще находит сложившееся положение приемлемым и считает, что нужно лишь попривыкнуть, для чего достаточно походить в чем мать родила. 



Ларсен сходит с ума по-своему — он пишет письма своему маленькому сыну. Мальчика, очевидно давно уже нет в живых, однако для Ларсена ребенок остается единственным смыслом продолжать свое существование.

В письмах к сыну Ларсен пытается оправдать человечество объяснением самому себе, как могло произойти то, что произошло.

Через веру в человека, через размышления, математические расчеты и самоубеждение ученый приходит к идее о том, что наступившего конца света вовсе и не было, его не могло быть. А раз так, значит человечество продолжит свой путь, как бы это ни было невозможно.



Наивная надежда Ларсена сообщится детям, которых он приютил в своем убежище. После смерти ученого дети отправятся блуждать по пустынной земле, в поисках, видимо, чуда.

Особенности

Ролан Быков в главной роли очень органичен. Здесь он ученый, лауреат Нобелевской премии, который постоянно пишет  то в собственном сознании, то на бесполезных листах бумаги, письма пропавшему где-то сыну (очевидно, что погибшему), с которым у него давно были испорчены отношения.

Картина страшная, безысходная, убедительная и беспощадная. На руках у главного героя умирающая жена, самому ему недолго осталось. Спасения не будет, что нам ясно дают понять уже в названии фильма.

И при этом, в этой картине есть то, чего не найдешь в современных фильмах, а именно то, что главные герои благородны. Умирая по чужой вине, они не проникаются ненавистью к человечеству.

Факты о фильме

Выход картины практически совпал с Чернобыльской аварией, поэтому для своего времени картина была очень острой и шокирующей: люди могли представить события фильма в своей жизни, особенно из-за того факта, что в год выхода картины шла холодная война, основанная на гонке ядерных вооружений.

На кадре из фильма показан взрыв возле двух высоких башен, по виду своему похожих на Башни Всемирного торгового центра в Нью-Йорке. Перед этим показан город на берегу залива, внешне похожий на Нью-Йорк.

В начале 2013 года планировался ремейк фильма на Украине. Режиссером фильма предполагался Алан Бадоев, роль Ларсена мог сыграть Валерий Меладзе, жену Ларсена Анну — Ассия Ахат, Терезу — Камалия, детьми станут Катя Старшова, Алина Белькевич, Макарий Смеян, Ульяна Ветлицкая и Сафина Абрамова, врача сыграет Гарик Мартиросян, Пастера — выпускник «Фабрики Зiрок-2» Макс Барских.

Награды фильму

Гран-при, приз FIPRESCI на МКФ в Мангейме (Германия), специальный приз жюри на МКФ в Трое; главный приз на МКФ в Варне, приз Французской федерации киноклубов на КФ в Каннах, госпремия РСФСР им. бр. Васильевых, приз за режиссуру на 8-м МКФ экспериментальных фильмов в Мадриде, спецприз жюри ВКФ в Тбилиси



«Разделитель», 2011 год

В ролях: Майло Вентимилья, Майкл Бин, Лорен Джерман, Кортни Б. Вэнс, Эштон Холмс, Розанна Аркетт, Иван Гонсалес, Майкл Эклунд, Эбби Тиксон, Дженнифер Блэнк

Сюжет


События фильма разворачиваются в подвале одного из зданий в Нью-Йорке, который стал своего рода спасательным бункером для восьмерых людей, когда город был разрушен в результате мощного взрыва неизвестного происхождения.

Поначалу все вроде бы спокойно, несмотря на то, что паника и страх никак не могут покинуть наших героев. Но когда человек ощущает безнадежность данной ситуации, он сразу же меняется. Он становится заложником собственного страха и паники. Формально жанр этого фильма — обычный послеядерный ужастик. Ну да, на первый взгляд, так оно и есть. Именно так его воспринимают все те, кто не знает о себе больше, чем им показывает зеркало. На деле этот фильм — неприкрытая демонстрация человеческой природы. Как говорил Джек Воробей: «Вспомним, друзья мои, о друзьях наших меньших — каракатицах… В замкнутом пространстве они тут же слопают друг друга. Такова наша природа… то есть природа морских гадов». Там, в детском диснеевском фильме, это прозвучало мило и смешно. Здесь мы это увидели во всей красе. Себя самих. Без розовых очков. А без розовых очков оказалось — «homo homini lupus est» — человек человеку волк.


Загрузка...