10 современных фильмов, снятых в черно-белой гамме
На премию Оскар номинирована лента «Небраска», режиссер которой, Александр Пэйн — отказался от цвета. И он не единственный, кто использует в XXI веке монохромное изображение. Что это – мода на ретро или тренд в искусстве?
«Небраска» 2013 год
По словам Александра Пэйна, черно-белое кино – это красиво. «Эта форма покинула экраны не по художественным, а по коммерческим соображениям. И мы можем ее вернуть» — сказал он в одном из интервью.
Снимая «Небраску», режиссер понял, что скромная и суровая история про отца и сына, путешествующих по Америке, не требует цвета. Более того, именно черно-белое изображение лучше всего подчеркнет сам дух этих людей, их чувства и поступки.
Однако, по словам Александра Пэйна, снимать черно-белую ленту оказалось даже труднее, чем полноцветную. Пришлось уделять гораздо больше внимания освещению и текстурам.
Идея снять монохромный фильм дорого обошлась режиссеру – студия урезала бюджет картины до $13.5 млн и потребовала от Пэйна снимать два варианта – цветной и черно-белый. Даже репутация оскароносного режиссера не спасла Пэйна от требований студии разрешить использование цветного варианта картины в зарубежном прокате.
И все же режиссер надеется, что успех картины поможет ему убедить студию не запускать в прокат цветную версию.

«Артист» 2011 год
Фильм получил премию «Оскар», как лучший фильм года. Как говорил его режиссер Мишель Хазанавичус, ему хотелось вернуть с помощью черно-белой пленки некий мир немого кино, который безвозвратно ушел, но – необыкновенно притягателен и сейчас.
В итоге, фильм получил целых пять статуэток — и, разумеется, стал лучшим фильмом года.
А ранее, в этом же году, картина победила в Каннах, на британской Бафте, стала призером «Золотого глобуса» и премии «Сезар».
Может быть, спрашивают критики, человечество устало от 3D эффектов и визуальной перегрузки и хочет простоты и чистоты черно-белой пленки?

«Трудно быть богом» 2013
Фильм скрупулезно воссоздает средневековый мир в стилистике Босха — если бы Босх был художником-графиком. Здесь нет ни черного, ни белого — только тысячи оттенков серого цвета.
На вопрос, почему Алексей Герман не снимал фильм на цветную пленку, ответил исполнитель главной роли (дона Руматы) Леонид Ярмольник:
— Черно-белое кино у всех ассоциируется с документом. Я считаю, что Алексей Юрьевич сделал кино, которое имеет высшую марку качества. Это практически документ.

«Ангел-А» 2005 год
Фильм знаменитого режиссера Люка Бессона о неудачнике, ангеле и Париже. В одном из интервью он так ответил на вопрос – почему не использован цвет:
— Весь фильм построен на контрастах: женское – мужское, внутреннее – внешнее, белое — черное. И поэтому вот эта черно-белая стилистика участвует в создании окончательного образа фильма. Мне было очень важно, чтобы изображение вместе с музыкой позволило бы оторваться от реальности и создало бы некое ощущение сна и отсутствия реальности. Просто очень часто цвет жесток.

«Город грехов» 2005 год
Фильм был задуман Робертом Родригесом как художественный эксперимент по максимально адекватному переносу на большой экран визуальной стилистики и сюжетов графических романов Фрэнка Миллера.
Экранная картинка фильма в основе чёрно-белая и очень контрастная, цветом выделены, как и в романах цикла, отдельные персонажи или связанные с ними детали — цвет глаз, брызги крови, платье и т. п.
На Каннском кинофестивале был удостоен Гран-при за «За визуальную заострённость».

«Доброй ночи и удачи» 2005 год
Вторая режиссерская работа Джорджа Клуни. Фильм рассказывает о 50-х годах в США, времени послевоенной «охоты на ведьм». В центре сюжета ведущий канала CBS Эдвард Мурроу, который вынудил знаменитого сенатора Мак-Карти признать опасность его позиции, а сенат инициировать расследование деятельности уже самого МакКарти. Картина снята в черно-белом изображении, настолько изысканно строгом, что оператор Роберт Элсуит был номинирован на «Оскара». «Во времена Мурроу не было цветного телевидения, мы знаем этого человека черно-белым, — объясняет Клуни. — И мне хотелось, чтобы в фильме он появился таким, каким всем запомнился».

«Список Шиндлера» 1993 год
Стивен Спилберг отказался от цвета не из экономии. На картину были потрачены рекордные тогда 25 млн долларов. Ему нужно было использовать цвет на переломе сюжета, как вспышку, озарение героя картины. И это происходит в середине фильма, когда Шиндлер видит, как нацисты громят и расстреливают евреев в гетто. Среди многотысячной толпы выделяется маленькая белокурая девочка, одетая в красное пальто. Образ ребенка в красном среди чёрно-белого ужаса – режиссерская находка Спилберга.
