Онлайн-журнал о шоу-бизнесе России, новости звезд, кино и телевидения

В Каннах состоялась премьера фильма «Разжимая кулаки» Киры Коваленко

0

Мировая премьера фильма «Разжимая кулаки» российского режиссера Киры Коваленко и продюсера Александра Роднянского состоялась в конкурсной программе «Особый взгляд» (Un Certain Regard) 74-го Каннского международного кинофестиваля.

Действие фильма «Разжимая кулаки» (Unclenching The Fists — международное название фильма) разворачивается в Северной Осетии.  Небольшой шахтерский городок Мизур зажат между отвесными скалами. Сюда после трагических событий перевез свою семью Заур. Сыновей и дочь он воспитывает строго, не зная границ между отцовской заботой и гиперопекой. Старший сын Аким уже сбежал в ближайший крупный город – Ростов – на заработки. Младший, Дакко, еще не вполне осознал, чего он хочет от жизни, а дочь Ада активно строит планы побега. Ада уже взрослая девушка, но отец по-прежнему видит ее маленьким беззащитным ребенком. Разомкнуть крепкие отцовские объятия, чтобы наконец начать самостоятельную жизнь, оказывается сложнее, чем казалось. Но от чего отец пытается защитить свою дочь?

Кадр из фильма «Разжимая кулаки»

Кира Коваленко: «Первым импульсом для создания этой истории послужила фраза из романа Фолкнера «Осквернитель праха» о том, что немногие могут выдержать рабство, но никто не способен выдержать свободы. Для меня тема свободы как бремени стала самой важной на время работы над этим фильмом. Бремя свободы неизбежно приводило меня к размышлениям о бремени памяти и их связи. Возможно ли выдержать свободу от памяти? Я обратилась к своему бремени памяти, которое хранило событие, которое стало переломным и травмирующим для меня и многих людей. Родилась история, в которой герои пережили это событие и спустя много лет пытаются справиться с этой травмой. Мир вокруг них ранен до сих пор. Они сами изломаны, и этот излом сдвигает все внутренние взаимоотношения этой семьи. В попытке забыть и сохранить происходит насилие над волей человека и, как ни парадоксально, это насилие любовью».

Александр Роднянский

Северный Кавказ

Северный Кавказ в составе Российской Федерации — это семь республик: Адыгея, Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария, Северная Осетия-Алания (где происходит действие фильма «Разжимая кулаки»), Ингушетия, Чечня и Дагестан. Регион находится между Россией и странами Закавказья, вхождение которых в состав Российской империи привело к покорению региона в ходе Кавказской войны (1817-1864). Закончившись 150 лет назад, она дотянулась и до нашего времени: две чеченские войны, эхо которых прокатилось по всему Кавказу и по всей России, продолжались с 1994 по 2009 год. Расстояние, между Мизуром и столицей Чечни, городом Грозный — 178 км.

Кира Коваленко: «Мне кажется странным говорить, что на Кавказе у молодых людей есть драматический опыт. Значит ли это, что в других местах его нет? Что касается Чечни — да, конечно. У нас на курсе училась Малика [Мусаева], но она мало что рассказывала: совсем маленькой уехала из Чечни. Она описывала одну сцену: как они сидели в подвале и ждали, когда придет отец. У остальных прямого соприкосновения [с войной] не было. Максимум, что я помню: мне пять лет, мы живем совсем рядом с вокзалом, и там теракт. Мама испугалась, был сильный взрыв, она выбежала, а потом мы просто ходили смотреть. Я помню все это очень хорошо: я думала, будут ли там люди, около этого автобуса. Но уже после выхода из мастерской я прочитала дневник русской девочки в Чечне, Полины Жеребцовой. Для меня он стал поворотом. Там есть маленький эпизод: она рассказывает, как во время войны разводила порошок «Юпи» и продавала в стаканчиках на рынке. И у меня в этот момент всплывает воспоминание, что я ребенок, что мы около реки, что у нас все хорошо, большая семья, и мы тоже разводим «Юпи» в ведре — и меня начинает колотить, от того, что я не знаю в тот момент, о том, что происходит в этих ста, ста с чем-то километрах от нас. Я почему-то совершенно не помню, чтобы в детстве вокруг меня кто-то об этом говорил, чтобы у меня было какое-то понимание или рефлексия. Абсолютно этого не было».

Мастерская

Осенью 2011 года российский режиссер Александр Сокуров по приглашению ректора Кабардино-Балкарского университета в Нальчике Барасби Карамурзова набрал первую на Северном Кавказе мастерскую кинорежиссуры. Ее основная цель — создать то, чего никогда не существовало: регион с богатой культурой и историей всегда оставался terra incognita для кинематографа (небольшая студия документальных фильмов в советское время была только во Владикавказе, столице Северной Осетии); у его жителей, покоренных империей, никогда не было пространства для самостоятельного высказывания на языке кино. В июле 2015 года дипломы получили двенадцать человек, среди них: Кантемир Балагов («Теснота», «Дылда»), Владимир Битоков («Глубокие реки»), Александр Золотухин («Мальчик русский»), Кира Коваленко («Софичка», «Разжимая кулаки»). Курсовые и дипломные работы студентов мастерской показывали в короткометражных программах Локарно, Каннов и «Кинотавра».

Кира Коваленко: «Я случайно попала в мастерскую — у нас большинство так. Я вообще не смотрела кино, не хотела быть режиссером. Я просто по какому-то наитию хотела получить хорошее образование. Но то, что происходило уже внутри мастерской, меня очень сильно меняло. Сокуров всегда говорил, что он очень хочет посмотреть, как живут у нас в семьях, как у нас любят друг друга, как относятся друг к другу, на наш быт. «Мы о вас ничего не знаем, — постоянно повторял он, — Мы хотим знать о вас. Как вы живете, что вы делаете». Во время учебы в мастерской табу было только на изображение насилия».

Кадр из фильма «Разжимая кулаки»

Кулаки

Название фильма — «Разжимая кулаки», отсылает к дебютному фильму Марко Беллоккьо «Кулаки в карманах» (1965), в котором рассказывается о жизни нескольких поколений одной семьи в замкнутом пространстве с точки зрения молодого героя, сыгранного Лу Кастелем. В числе своих любимых, Кира Коваленко упоминает и более ранние фильмы итальянского кино, относящиеся к периоду неореализма, например работы Витторио Де Сики.

Кира Коваленко: «Я очень люблю Беллоккьо и этот фильм. Но у меня обратная ситуация: у него говорится про сжимание, про давление, а я наоборот хотела создать образ смягчения. Смягчения с одной стороны, а с другой — прекращения борьбы. Кантемир Балагов называет стиль, в котором снят фильм, “кавказским неореализмом”. Может быть, потому, что я тянулась к простой жизни, мне казалось важным показать разные стороны — и нежность, и слабость, и инфантильность, и силу характеров, и бурление этой силы, которую часто некуда деть».

Место

Мизур в Северной Осетии — небольшой городок на берегу реки Ардон. Основанный в конце XIX века бельгийской компанией для добычи серебристо-свинцовой руды, Мизур стоит на Транскавказской магистрали, связывающей Россию с Закавказьем. Именно на этой дороге, недалеко от тоннеля, находится магазин, в котором работает Ада. Сегодня в Мизуре проживает около трех тысяч человек.

Кира Коваленко: «Раньше Мизур был шахтерским городком. Он находится практически на границе с Южной Осетией, на единственной трассе, ведущей в Грузию. В нем точно все остановилось уже очень давно, ничего не меняется — такое ощущение, что там даже воздух не движется. Когда-то я просто проезжала это место — ехала чуть дальше, на [Зарамагские] ГЭС. Потом я о нем вспомнила, и туда поехала. Я ходила по этому городку и думала, какая в нем может возникнуть история. Он выглядит, как коробка, в которую легко спрятать человека — спрятать, скрыть, защитить. Это замок. Исходя из этого, я уже понимала, что возникнет эта семья, и что идея спрятать, закрыть, защитить, должна быть у отца. И что, конечно, же из этой коробки хочется выбраться».

Цвет

Дорожная пыль, серые скалы и ветхие здания не определяют мир фильма «Разжимая кулаки» — он полон света и ярких цветовых пятен, которые создают сами персонажи, как те, чьи костюмы были подобраны Коваленко и художницей по костюмам Асей Беловой, так и теми, кто снимался в своей одежде.

Кира Коваленко: «Когда я уже точно знала, что буду снимать в Мизуре, мне какие-то люди, которых я сразу выместила за пределы своего общения, говорили: «Еще одно депрессивное кино, это очень депрессивное место». Но на самом деле я в большей степени Кавказ воспринимаю именно таким — ярким. Для меня там очень много света. И я очень люблю этих людей. У меня был короткометражный фильм, в котором я одела свою героиню в оранжевое платье, очень яркое. И тогда Сокуров сказал: «Как это точно, что в этой провинциальной жизни хочется одеваться в яркие цвета». Во мне отложилось его слова. Я стала больше наблюдать — и замечала много цвета. Цвет как способ сохранить себя, помочь себе защититься от непростой жизни. Мне нужно было создать ощущение, что герои не сливаются с окружающим миром, что они отрываются от среды».

Язык

Герои фильма разговаривают на осетинском языке, но сценарий изначально был написан Кирой Коваленко на ее родном русском языке. Предыдущий фильм Коваленко «Софичка» (2016), поставленный по русскоязычной повести Фазиля Искандера, был снят на абхазском языке.

Кира Коваленко: «Мы смеемся с Кантемиром Балаговым, что я никогда не снимала фильм на своем родном языке. На самом деле в этом выборе нет никакой принципиальности. Этот фильм мог быть снят на русском. Просто когда речь заходит об органике, о том, как национальный характер раскрывается с помощью языка, конечно, я выбирают тот язык, в котором актеры чувствуют себя органичнее, в котором они раскрываются. На пробах я начинала с общаться с ребятами, спрашивала, на каком языке они разговаривают дома, с родителями. Они все мне ответили, что говорят на осетинском. В основном в центре города общаются на русском, но каждый у себя дома разговаривает на осетинском. Может быть, это странно, но мне даже легче снимать на языке, которого я не знаю. Я знаю, о чем диалог, а дальше я просто слушаю. Язык для меня становится музыкальным, я пытаюсь понять через звук, правильно ли я чувствую. С интонацией интересно работать, и русская интонация не чужда осетинскому языку. Языки смешиваются, часто используются русские слова внутри осетинской речи. Мне кажется, это интересно. Мне хотелось это сохранить».

Музыка

В сцене дискотеки звучат песни «В небе звезды горят» Хасана Абубакарова и «В городе гаснут огни» Ислама Джамбекова — спетые кавказскими исполнителями на русском языке, они популярны во всех республиках региона. Также на саундтреке звучит ремикс на лирическую балладу «Ветер» чеченского барда Тимура Муцураева, некоторые композиции которого, написанные в годы чеченской войны, в России признаны экстремистскими.

Кира Коваленко: «Я это называю «кавказский романтизм» — всю эту музыку. Песни на русском языке, все тексты содержат приблизительно одни и те же слова, но в них столько мягкости, нежности. Это многое говорит о людях с Кавказа».

Семья

Главная героиня Ада существует в окружении четверых мужчин, каждый из которых в том или ином смысле претендует на нее — отец, младший брат Дакко, старший брат Аким и влюбленный в нее Тамик. Но отношения с мужчиной и возможность замужества не кажутся Аде надежным способом побега.

Кира Коваленко: «Мне нужно было создать семью, которая вся строится вокруг Ады, которая оберегает и сжимает. У нее нет своего пространства даже ночью. Младший брат воспринимает ее почти как мать. До того, как появился этот сценарий, у меня был готов другой. Он был на осетинском, про Осетию, там было три брата и отец — отец и двое из братьев перешли в «Разжимая кулаки». Просто я очень долго, около года, искала, как бы мне запуститься. Я целый год отправляла письма, но никто не обращал на них внимания. И когда я отправила сценарий продюсеру Александру Роднянскому, и он сказал «Да, давайте», я поняла: за этот год у меня возникло ощущение, что я уже сняла это кино. Что нужно двигаться дальше. Я быстро решила, что сделаю новый сценарий. И тогда я поняла, что у меня будет героиня, хотя эта история могла бы в какой-то степени случиться и с мальчиком. Но с появлением девочки добавилось и мое чувствование, семейное отношение, личное. Эта стянутость, я думаю, как будто какая-то черта Кавказа, потому что ты в любом случае ее ощущаешь, за редким исключением. Даже брак… Ты из одной закрытой системы просто попадаешь в другую. Сегодня в телеграм-каналах можно прочитать разные истории женщин на Кавказе. О них нужно говорить».

Актеры

В главной роли снялась Милана Агузарова, студентка актерского факультета. Роль отца сыграл Алик Караев — народный артист Республики Северная Осетия-Алания, актер Северо-Осетинского государственного конного театра «Нарты». В остальных ролях снялись непрофессиональные актеры.

Кира Коваленко: «Мои коллеги ездили по школам, по секциям, по всем местам, где есть скопление молодых людей. Было очень много — несколько тысяч — фотографий. Ребята очень хихикали, когда узнавали, зачем их снимают, для чего это, потом начали воспринимать все всерьез, а потом — поверили. У меня ко всем ребятам очень нежные чувства. Они меня вдохновляли, давали очень много сил. Я с каждым очень подробно обсуждала, что происходит в его сценах. Очень переживала за исполнителя роля Акима [Сослана Хугаева] — он борец, с виду парень традиционный. Но они так мне доверяли, что у них не было вопросов: что герой делает, почему, как. Я все объясняла на каких-то простых человеческих примерах: «Это твоя сестра, ты делаешь это, потому что то-то и то-то». И еще они чувствовали, понимали, что я их знаю, что я сама из Нальчика, а это совсем рядом».

Загрузка...