Онлайн-журнал о шоу-бизнесе России, новости звезд, кино и телевидения

«Оскар»-2013: сумасшедший белый дом

0

85-я (юбилейная!) церемония вручения премии «Оскар» состоится 24 февраля, но short-list номинантов объявлен уже сейчас.

Судя по главным номинантам, основной темой прошлого года была Большая Политика, а главным героем – псих-одиночка, который, впрочем, мог быть политиком тоже.

Больше всего номинаций – целую дюжину! — собрал «Линкольн» Стивена Спилберга. Наверное, это неудивительно, учитывая масштаб имен. Шестнадцатый президент Соединенных Штатов – самый любимый политик, ум, честь и совесть нации, человек, чуть ли не причисленный к лику святых. Сам Дэниэл Дэй-Льюис, исполнитель главной роли (и, разумеется, тоже номинант), признавался, что в его фильмографии еще не было столь безгрешного героя. Линкольн не только объединил нацию, покончив с Гражданской войной, он также освободил Америку от рабства, подав тем самым пример и Старому Свету. Кроме того, он был не профессиональным политиком, а простым адвокатом, начавшим карьеру без всяких протекций, и заслужившим президентское кресло благодаря народной любви. Неудивительно, что его образ на протяжении десятилетий рисовался исключительно светлыми красками, а некоторые детали из его биографии (как, например, психическое расстройство его жены, или слишком высокий, совсем немужественный голос шестнадцатого президента), сознательно игнорировались.

Спилберг в целом недалеко ушел от своих предшественников: «Линкольн» — очень «правильная» биография, которую, наверняка еще будут показывать в школах. Отступлений от канона лишь несколько: к примеру, Спилберг намекает на грязные политические методы, которыми не гнушались ни демократы, ни республиканцы (с молчаливого согласия самого президента) – как, например, подкуп отдельных конгрессменов. Хотя кого в наше время подобным удивишь?

Об отмене рабства, но в своеобразном ракурсе, рассказывает и невесть как пробравшийся в «оскаровские» дамки, «Джанго освобожденный» (5 номинаций). Вы уже, скорее всего, слышали, а, возможно, и видели этот своеобразный вестерн, где вместо американских белых ковбоев действуют беглый черный раб и немецкий дантист. «Джанго…» — не лучшая картина Тарантино, но и не худшая: в нем он проделывает тот же трюк, что и в «Бесславных ублюдках»: преподносит историю как аттракцион отрубленных голов и хлестких диалогов.

Политика XX века на этом «Оскаре» представлена двумя картинами: «Операцией «Арго» Бена Аффлека (7 номинаций) и «Целью номер один» Кэтрин Бигелоу (5 номинаций). «Операция…» — история спасения шестерых американских граждан во время политического переворота в Иране в 1979 году (Иран уже назвал фильм Аффлека гнусной ложью, и пригрозился снять свою версию). Казалось бы, кого интересует частная история 35-летней давности? Но режиссер проделывает интересный трюк: он объединяет в одном фильме политику и развлечение. За первую часть отвечает пролог, с кристальной честностью объясняющий, кто именно виноват в политической нестабильности Востока в последние десятилетия. Ненависть иранцев по отношению к американцам объясняется легко, и почти что оправдывается – а дальше умный зритель, посмотрев вечерние новости, должен сделать собственные выводы… Ну, а обещанное развлечение, в котором Бен разбирается не хуже – это, собственно, история побега, задуманного, между прочим, как съемки голливудского блокбастера. Сцена с американцами, удирающими от иранцев на самолете, выдумана от начала до конца, и была вставлена в фильм именно для того, чтобы зритель, далекий от политики, не бросил свой поп-корн, и не ушел немедленно из зала.

«Цель номер один» выйдет у нас только в конце февраля, но, судя по отзывам раздраженных американских политиков, бывшая жена Джеймса Кэмерона, Кэтрин Бигелоу, наступила все-таки на больную мозоль. Это фильм о масштабной операции с целью устранения Бен Ладена – казалось бы, отличный материал для патриотической драмы! Но Кэтрин добавила в сценарий такие нюансы, как, например, сцены пыток, вообще-то запрещенные официально в американской армии. И что-то нам подсказывает, что это будет далеко не пафосное, а довольно провокационное (как и «Операция «Арго») кино – на это указывает и отсутствие в списке режиссеров-номинантов как Аффлека, так и Бигелоу.

Зато в том же самом списке – имя Энга Ли («Жизнь Пи», 11 номинаций). Заслуженный тайваньский режиссер смог экранизировать книгу, которая в принципе с трудом поддается экранизации – одноименный роман Янна Мартела, получившего в 2002 году за него Букеровскую премию. История индийского подростка, оказавшегося в открытом океане наедине с бенгальским тигром, и вынужденного самому стать хищником, чтобы выжить, имеет несколько философских смыслов. Ли заинтересовала прежде всего тема поиска Бога – главный герой приходит к нему особым путем, пережив катарсис, приняв себя таким, какой он есть. Чего у «Жизни…» не отнять – это очень красивое, и очень духоподъемное кино: удивительным образом, спецэффекты (а мы ни на секунду не забываем, что тигр нарисованный) не раздражают, а помогают этой истории. Как бы не сложилась «оскаровская» судьба картины, мы желаем ей победы во всех технических номинациях: она это заслужила.

Еще один масштабный «оскаровский» номинант – «Отверженные», экранизация одноименного мюзикла. Возможно, в «Отверженных» и меньше узнаваемых мелодий, чем, например, в «Кошках», но один безусловный хит точно есть – «I Dreamed A Dream» («У меня была мечта»). «Мечту» перепела простая английская домохозяйка Сьюзан Бойл, и в одночасье проснулась знаменитой. В фильме ту же песню, и, поверьте, не хуже, поет Энн Хатауэй. Вообще, роль несчастной матери-одиночки, проститутки Фантин – лучшая в ее карьере: она заслужила не только номинацию, но и сам «Оскар». Как, впрочем, и Хью Джекман – бывший каторжанин Жан Вальжан. Джекман не просто великолепно поет, он еще и отлично играет, буквально пропуская роль через себя. У режиссера Тома Хупера («Король говорит!»), особый талант раскрывать известные таланты с неизвестной стороны.

Еще один фильм с великолепной актерской игрой – «Мастер» Пола Томаса Андерсона (3 номинации) – даже Академия не могла этого не признать. С «Мастером» вообще удивительная история – в Штатах этого фильма как бы не существует, он тихо прошел в нескольких кинотеатрах, и был снят с проката. Всему виной – тема, куда более скандальная, чем у того же Тарантино – биография главного сайентолога Роналда Хаббарда, учение которого разделяет огромное количество власть имущих (и в том числе голливудских звезд). И хотя главного героя зовут иначе, да и сам режиссер отрицает, что снимал исключительно о нем, факт остается фактом: биография совпадает даже в малейших деталях, а внешнее сходство Филипа Сеймура Хоффмана (номинация за лучшую мужскую роль второго плана) со своим героем говорит сама за себя. И при этом Андерсон не просто критикует (для сайентологов это было бы легче), он низводит Хаббарда до обычного человека, жаждущего власти, закомплексованного, подверженного многочисленным фобиям, отчаянно нуждающегося в психиатре…

Короля играет свита: любимым учеником главного героя (и объектом его исследования) становится подверженный сексуальным перверсиям алкоголик (Хоакин Феникс, номинация на «Оскар» за лучшую мужскую роль), а одной из его жен (кроме всего прочего, Хаббард был многоженцем) – аккуратная стерва со стальным блеском в глазах (Эми Адамс, номинация на лучшую женскую роль).

Традиционно, на «Оскаре» поощряются не слишком громкие, «маленькие» фильмы. В этом году это «Мой парень – псих» (8 номинаций) и «Звери дикого Юга»(4 номинации). Первый – трагикомедия из жизни маленького человека (Брэдли Купер, номинация за лучшую мужскую роль), который только что выписался из психиатрической клиники и отчаянно пытается наладить свою жизнь. Второй – история маленькой девочки, выживающей в Луизиане после Апокалипсиса. Оба фильма неплохие, но, честно признаться, не слишком выдающиеся: кажется, их включили в список больше из соображения политкорректности. Как и «Любовь» Михаэля Ханеке — европейскую (!) картину, ставшую вдруг претендентом на главную награду года. Это история двух 85-летних стариков: Энн получает подряд несколько инсультов и медленно движется к неизбежному концу, под ласковым и неусыпным взором своего мужа Жоржа. Многие зрители и критики рыдают, но не удается отделаться от ощущения, что для Ханеке герои – лишь объекты для эксперимента. Режиссер довольно цинично манипулирует нашими чувствами (причем делает это не в первый раз!), но мы закрываем на это глаза. В конце концов, у каждого есть старики – бабушки-дедушки, или родители – и мы не можем не помнить, что сами окажемся на их месте. И жалеем не Жоржа с Энн, а себя в старости.

В номинации «Лучший анимационный фильм» традиционно собраны вообще все громкие мультфильмы, снятые в этом году – от «Храброй сердцем» до тимбертоновского «Франкенвинни». Разрекламированная «Анна Каренина» получила четыре вполне ожидаемых номинации (операторская работа, музыка, художник-постановщик, дизайн костюмов). В копилке свежей серии «бондианы», фильма «Координаты Скайфолл» — 5 номинаций, в основном технические (но есть и за лучшую песню – кстати, ее на церемонии исполнит певица Адель). Ну, а ведущим будет на этот раз совсем не звезда, а аниматор Сет Макфарлейн, знаменитый тем, что озвучивает персонажей «Гриффинов». Что ж, «Гриффины» — мультфильм смешной и неполиткорректный, так что, возможно, нас ждут сюрпризы.

Загрузка...