Дневник «Кинотавра». День пятый. Первый круглый стол
5 июня режиссеры, критики и продюсеры собрались за круглым столом, чтобы ответить на один непростой вопрос: что такое актуальное кино?
Кинофестиваль в Сочи перешел экватор. Гости фестиваля посмотрели уже не один десяток фильмов. Пришла пора обсудить важную тему – актуальность в кино. Именно этому и был посвящен первый на этом «Кинотавре» круглый стол. Вел его редактор журнала «Искусство кино» Даниил Дондурей. Первым высказался режиссер и сценарист Алексей Мизгирев: «Должен быть примат автора. Если автор идет за ожиданиями публики, если он прикидывает, как ему сделать продаваемый продукт, то это путь тупиковый. Поэтому нужно меньше думать об актуальности, но создавать свой собственный фильм без оглядки на кого-либо».
Борис Хлебников считает, что будущее кино – кабельное телевидение. Ближайшие десять лет, говорит он, кино будет невостребованным в обществе, а телевидение станет единственным путем к зрителю. Член жюри «Кинотавра», продюсер, актер и вице-директор «Юнифранс» по восточно-европейским странам Жоэль Шапрон предложил считать актуальным то кино, которое вводит новые способы повествования, задействует новые технологии рассказа. В этом смысле «Мистер Тернер» Майка Ли – кино актуальное, хотя действие происходит в далеком прошлом. Но для этой актуальности фильм, правда, должен быть авторским и зрительским сразу.
«Ответом на все вопросы является по-настоящему хорошее произведение, которое само пробивает новые дороги, – заявил президент кинофестиваля Александр Роднянский. – Лучший пример – фильм «Горько!» – авторский и интеллектуальный фильм-сатира, собравший множество зрителей». Закончился круглый стол выступлением российского кинокритика Виктора Матизена, заметившего, что авторскому кино все сложнее существовать, да и просто людям стало жить чуть сложнее, чем совсем недавно. Это значит, считает Матизен, что культурному сообществу брошен вызов, и каждый сам должен решить, как на него реагировать.
После окончания круглого стола гостей «Кинотавра» ждали сразу три конкурсных фильма подряд: «Велкам хом» Ангелины Никоновой, «Испытание» Александра Котта и «До свидания мама» Светланы Проскуриной. А самые стойкие, отсмотревшие фильмы конкурсной программы, могли насладиться картиной Алексей Учителя «Восьмерка» и нашумевшим «Вием» Олега Степченко.
Все ближе тот день, когда гости «Кинотавра» увидят «Левиафан» Андрея Звягинцева. А вот российские зрители могут и не оценить новое творение режиссера: Звягинцев не собирается переснимать свой фильм, считая, что мат в «Левиафане» уместно и органично вписан в диалог. Вся надежда лишь на то, что продюсеры картины успеют получить прокатное удостоверение до того, как в силу вступит закон о запрете мата в кино.