Онлайн-журнал о шоу-бизнесе России, новости звезд, кино и телевидения

Рулетка для гения

Музей Сергея Сергеевича Прокофьева открылся в Камергерском переулке четыре года назад. Знаменитый композитор жил здесь с 1947 года до самой смерти в 1953-м. Побывав в этом доме, можно увидеть изобретенные музыкантом шахматы, полистать «Деревянную книгу» и узнать еще много интересного.

Капабланка вместо выпускного

Устроители этого музея постарались передать дух времени, в котором жил и творил музыкальный гений. Музей небольшой — концертный зал, артистическая гостиная и кабинет. В концертном зале много фотографий и эскизов декораций к его произведениям.

В прошлом году к 120-летию со дня рождения композитора в музее открылась выставка «Сергей Проко­­фьев. Страницы жизни». Сре­­ди наи­­­­более драгоценных экспонатов — эскизы костюмов работы Исаака Рабиновича к московской премьере оперы «Любовь к трем апельсинам» 1927 года, где присутствовал сам Прокофьев. В зале находится и знаменитый рояль фирмы Steinway & Sons, который создали в 1928 году специально для композитора.

Второе название артистической гостиной — «Стальной скок». На стенах здесь висят эскизы декораций к этому не самому известному балету, музыку к которому Сергей Сергеевич написал в пору увлечения конструктивизмом. Первый раз «Стальной скок» представлял «Русский балет Дягилева» в 1927 году в Париже в театре Сары Бернар.

Среди эскизов к балету здесь и большая редкость — фотография Прокофьева на отдыхе. Композитор ценил каждую минуту, очень много работал и никогда не опаздывал. Если приглашал к себе и гость приходил на несколько минут позже, то попасть к Сергею Сергеевичу было нельзя — он уже занимался следующим по списку делом. О работоспособности композитора ходят легенды. Когда он 13-летним мальчиком приехал поступать в Петербургскую консерваторию, то на экзамены принес две огромные папки своих сочинений, чем приятно поразил председателя приемной комиссии Римского-Корсакова.

В гостиной пол оформлен как шахматная доска. Прокофьев был заядлым игроком. И когда-то даже придумал шестиугольную доску, на которой можно было играть в «девятерные шахматы».

Он был знаком и играл с Капабланкой, Ойстрахом и Алехиным. С Капабланкой Прокофьев познакомился в 1914 году во время международного шахматного турнира в Санкт-Петербурге. Прокофьев записался на все три сеанса одновременной игры Капабланки в Шахматном собрании. Первый был назначен на 11 мая. 23-летний Прокофьев пришел на него в восемь часов вечера сразу же после выпускного бала в консерватории, на котором исполнял свой первый концерт в сопровождении оркестра. Партия продолжалась более трех часов и закончилась поражением композитора на 58-м ходу. Проиграл Прокофьев и на втором сеансе — 15 мая, а вот 16-го выиграл. «Вчерась я выиграл-таки у Капабланки, играя с ним в сеансе одновременной игры. Согласитесь, что это чрезвычайно замечательное событие», — написал он приятелю на открытке с портретом кубинского гроссмейстера.

Игра на нервах Маяковского

Тем, кому интересны личные вещи композитора, больше всего понравится кабинет. Письменный стол, небольшой рояль, шахматы, печатная машинка, на которой Сергей Сергеевич часто писал письма друзьям. Только необходимые вещи. Кстати, для экономии времени Прокофьев придумал свою систему письма — пропускал гласные буквы. Многие друзья были к этому привычны, но дневниковые записи композитора потомкам пришлось практически расшифровывать.

В музее хранится рулетка, которой очень любил пользоваться Сергей Сергеевич. Пунктуальный и внимательный к деталям, он хотел всегда точно знать, какого размера шкаф в кабинете или сколько сантиметров от окна до письменного стола.

Когда Прокофьев работал над музыкой к фильмам Сергея Эйзенштейна, он всегда требовал, чтобы режиссер четко обозначал, сколько должна звучать та или иная тема. И если эпизод длился, например, 12 секунд, то и сочинял композитор ровно на это время. В память о киноработах Прокофьева в музее хранится хлопушка со съемочной площадки «Ивана Грозного».

Сергей Сергеевич был очень пристрастен к себе. Говорят, что когда он сочинял еще ребенком, на пюпитре у него стояла кукла по имени Господин, которая должна была слушать и «критиковать» произведение.

А вот о существовании «Деревянной книги» в течение нескольких десятилетий знали только хранители архива и немногие искусствоведы.

В 1916 году Прокофьев специально заказал себе альбом с обложкой из двух дощечек, с переплетом из черной кожи, железной застежкой и отличной французской бумагой внутри. «Мужик в шелковых чулках», — называл он сам все это великолепие. В этом альбоме современники великого композитора отвечали на вопрос: «Что вы думаете о солнце?» В книге, факсимильное издание которой появилось на свет всего несколько лет назад, расписались Бальмонт, Маяковский, Шаляпин, Стравинский, Петров-Водкин, Бурлюк, Ремизов, Пришвин, Алехин, Капабланка, Ларионов, Гончарова, Рубинштейн и многие другие. Первая запись в книге датирована 9 марта 1916 года, а последняя 8 марта 1921-го. Долгое время она хранилась в семье Прокофьевых, а после смерти композитора попала в Государственный архив литературы и искусства вместе с другими документами, письмами и рукописями. Теперь у поклонников есть возможность взглянуть на этот раритет.

Кстати, Маяковский не только оставил запись в знаменитой книге, но и сделал как-то шарж на Прокофь­ева. Молодой композитор играл в богемном петербургском кафе «Бродячая собака», где любил бывать поэт. И после своего выступления получил рисунок с надписью: «Уважаемый Сергей Сергеевич, который играет на самых нежных нер­вах уважаемого Владимира Владимировича».

Музей-квартира С.С. Прокофьева

Адрес: Камергерский пер., 6 (м. Охотный Ряд)

Время работы: 11:00-17:00

Экскурсии по предварительной договоренности по тел.: (495) 692-79-59

Загрузка...