«Богини Сибири»: выставка художника-концептуалиста Евгения Гриневича
24 февраля в Новосибирском государственном краеведческом музее откроется выставка Евгения Гриневича «Богини Сибири». Проект представляет визуальное исследование роли и образа женщины в Сибири в трех культурных слоях: у традиционных народов региона, у православных русских, переехавших на эти территории в XVIII – XIX веках, и в период с 1950-х годов по наши дни.
За основу выставки взяты музейные предметы, которые с руках художника-концептуалиста обретают новое прочтение. Этот эксперимент дает зрителю возможность разглядеть новые смыслы в знакомых сюжетах.
На выставке будут представлены более 300 подлинных предметов из фондов Новосибирского государственного краеведческого музея и Новосибирского государственного художественного музея, а также созданные специально для экспозиции работы Евгения Гриневича. Среди них — выполненные в характерной экспрессивной манере автора живописные полотна «Сибирская Мадонна» и «Жар-птица», величественная двухметровая скульптура «Умай», которые символизируют собирательный образ женщины-богини, а также две тотальные инсталляции — «Царевна-Лебедь» и «Бабья доля». Тотальные инсталляции — редкий для российского современного искусства жанр, в котором работают такие признанные мировые мэтры как Илья Кабаков, Ансельм Кифер и Яёи Кусама.

Масштабный проект будет представлен сразу в трех залах музея. Экспозиция в первом зале — посвящение женщине, как воплощению Богини-матери, одному из центральных персонажей пантеона коренного населения древней Сибири. Посетители выставки окунутся в прошлое, рассматривая этнические аксессуары, костюмы, головные уборы и украшения коренных жительниц Сибири с V века нашей эры до современности, живопись и авторские работы, объединенные в инсталляцию «Царевна-Лебедь».

Во втором зале представлены самобытные Сузунские иконы. Они несут в себе тепло и душевность упрощенной трактовки образов христианских святых. Среди них — образ Пресвятой Богородицы «Знамение», икона «Великомученица Варвара Илиопольская» и особо почитаемая в Сибири «Святая Великомученица Екатерина». При взгляде на стилистику народных икон очевидным становится их сходство с детскими рисунками. Их объединяет то, что сделаны они с искренней простотой непрофессионального художника и огромной любовью к изображаемому объекту. Коллекция детских рисунков, посвященных матери, выступает полноценным разделом экспозиции этого зала.

Третий зал посвящен современной женщине и строится на антитезах. Несмотря на то, что воспевается образ работницы и активистки, прежней остается роль матери и хранительницы домашнего очага. С одной стороны, здесь можно будет увидеть раритетные медали и ордена 1950-90х годов, которые фактически заменили традиционные украшения. С другой — проследить историю моды и эволюцию женственности в эскизах Новосибирского Дома моделей, обложках советских («Работница», «Журнал мод») и современных (The Voice, Marie Claire, Grazia) глянцевых журналов. Это инсталляция о повседневной жизни, которую художник Евгений Гриневич правдиво называет «Бабья доля»: на смену дорогим подаркам-украшениям от мужчин приходят подарки в виде предметов бытовой техники, основное предназначение которых — облегчить повседневный домашний труд. Но одновременно с этим в журналах появляются выкройки платьев и инструкции по шитью, что говорит о стремлении к индивидуальности и красоте.
«Мужчина должен быть рыцарем в своих поступках и проявлениях, посвящая свою жизнь любимой женщине во всех ее ипостасях: матери, жены, музы, богини… Приглашение работать в регионах для меня еще и новое вдохновение, встреча с новым зрителем, ведь для художника очень важно творить и осознавать, что твое искусство нужно людям, — говорит Евгений Гриневич. — До встречи на моей авторской выставке «Богини Сибири» в Новосибирском государственном краеведческом музее!»