Онлайн-журнал о шоу-бизнесе России, новости звезд, кино и телевидения

На ММКФ покажут, что Москвы не бывает

0

«Москвы не бывает» – фантастическое абсурдное драмеди, которое в этом году стало частью программы «Спектр» 42-го Московского международного кинофестиваля. Традиционно, в эту секцию попадают самые провокационные фильмы, призванные «расширить границы кинематографического спектра».

Фильм «Москвы не бывает» полностью соответствует этому запросу, поскольку развивает редкий для российского кино жанр драмеди с элементами абсурда. Одновременно поднимая чрезвычайно серьезные проблемы общества, которые сегодня особенно актуальны – противостояние маленького человека и власти, устранение несогласных с системой, оторванность России от остального мира.

Алексей Архипов, генеральный продюсер: «Это фильм о праве человека на свой собственный выбор, о неразрешимом конфликте человека и власти, о беспомощности отдельного человека перед системой, безжалостности и бесчеловечности этой системы. Как говорит один наш герой, «если каждый день твоя задача – просто добыть себе кусок хлеба, то другой задачи тебе и не нужно – и жить будешь, и детей рожать будешь, не задумываясь».Действие картины разворачивается в отдаленном провинциальном городе Улетное, название которого, кстати, совсем не случайно. Как нередко бывает в российской провинции, всем здесь заправляет бывший криминальный авторитет, а ныне – мэр города по прозвищу Толяныч. Незаконно прибрав к рукам разваленную квартиру умершего поэта-бомжа, Толяныч нанимает главное героя Леху и его товарища ремонтировать ее. Все обои в квартире – в странных стихах о том, что Москва – это миф, и ее на самом деле не существует. Сначала такое утверждение кажется Лехе совершенно безумным, однако все меняется, когда в Улетном появляется человек из столицы. Он решительно намерен снять квартиру безумного литератора вместе со всеми его рукописями. В это же время герой знакомится с девушкой по имени Маша, у которой на фотоаппарате – Лехины снимки 4-дневной давности. При этом, ни снимков, ни Машу герой почему-то не помнит.

«Мы искали город, с минимумом растительности (нам нужно было показать странность этого города), но при этом с типовыми советскими сооружения, ‑ рассказывает режиссер Дмитрий Федоров. Совершенно случайно я наткнулся на пост одного блогера, который ездит по захолустным местам в России. В его аккаунте были выложены фотографии типовых домов 70-х годов постройки, но с каким-то странным орнаментом. Оказалось, что такой орнамент характерен для многих домов в Калужской области. Конкретно его снимки были из города Балабаново ‑ примерно 150 км от Москвы. И я понял, надо ехать».В итоге основной локацией для съемок стал городок Ермолино, который находит в 8 километрах от Балабаново ‑ он оказался менее обжитым и более кинематографичным для данного проекта. Этот поселок городского типа с когда-то успешной, а ныне закрытой ткацкой фабрикой и странной статуей женщины в центре города, отлично отражал настроение упадничества и разрухи Улетного. Местные жители также отлично подходили под характеристики обитателей Улетного, поэтому массовка в фильме – не актеры, а настоящие реальные люди, которые не играют, а так живут.

«Сцены в общежитии мы снимали в реальной общаге, и там было все – крики, драки… ‑ продолжает Федоров. ‑ Сначала нас со всей душой любили, потом – пытались с нами драться и выгоняли. Это были очень тяжелые смены, честно говоря. Но зато в них – абсолютно натуральная провинциальная жизнь, такая, как она есть».

Главный герой фильма – классической «маленький человек», разнорабочий Леха. Он живет в разваливающейся квартире, с сожительницей, которая его постоянно пилит за отсутствие денег, и работает на Толяныча, который ему совсем не платит. С одной стороны, где-то в глубине души Леха хочет что-то изменить, но с другой, общество, постоянная нужда и невозможность подумать о чем-то еще, кроме собственного выживания, не позволяют ему развить это внутреннее желание.

«Это фильм о свободе выбора, о том, может ли человек, лишенный этой свободы, сохранить в себе и передать следующим поколениям те духовные ценности, которые отличают его от животного, ‑ считает Иван Федотов, исполнитель роли Лехи. ‑ Не является ли это свобода определяющий для сохранения человеком своего лица?»

Главная героиня фильма – Маша – кажется полной противоположностью Лехе. Она активная, смелая, готовая пойти на открытый конфликт ради того, чтобы докопаться до правды. Встреча с ней как бы придает Лехе сил сделать то, на что он давно не решался, перестать плыть по течению, начать совершать активные шаги.

«Мистическая абсурдность ситуаций, в которые попадают главные герои, эта невозможность никак выбраться из города – из болота, куда их засосала жизнь, первое что привлекло меня в сценарии, ‑ вспоминает Ольга Старченкова, исполнительница роли Маши. ‑  В отличие от меня, Маша – человек более рисковый, она авантюристка, которая запросто может сорваться с места без вещей, без подготовки резко рвануть в другой город, страну. Именно она изначально подталкивает главного героя к активным действиям, к началу изменений в его жизни – к мыслям о свободе выбора. Ведь когда нет свободы выбора ‑ происходит стагнация личности, людей, всей страны. А стагнация всегда в итоге переходит в загнивание и упадок. Эти последствия тотальной диктатуры мы и видим в Улетном».

Самым загадочным персонажем этой истории является герой Анатолия Горячева – москвич. Он появляется как гром среди ясного неба – сдержанный, «чистенький», загадочный. Такой человек совершенно не вписывается в реалии Улетного своим образом, и даже всесильный Толяныч, который, казалось бы, ведет себя развязно с Москвичом при первой встрече, внутренне немного опасается его.

«Мне сценарий понравился жанром. Я для себя его определил так: фантастический реализм, с элементами ужаса и иронии, переходящий в Гоголевскую трагедию, ‑ говорит Анатолий Горячев, исполнитель роли Москвича. ‑ Мощно! Остро! Про нас! Желаю нашему фильму успешной прокатной жизни!»

«В основе нашей картины лежит весьма простая, но очень важная идея о том, что каждая жизнь – ценна и уникальная, пускай даже самая нелепая и незначительная, ‑ поясняет Алексей Архипов. ‑ . И нет таких великих целей, ради которых можно поколение за поколением сливать в унитаз человеческие судьбы, гоняя людей по кругу как цирковых лошадей. Однако стремились мы это показать не через надрывную драму и дидактизм, а через абсурд и даже стеб. На мой взгляд, в итоге получился очень веселый и наглый фильм, слегка где-то отмороженный – в общем, какой угодно, но точно не скучный».

В прошлом году еще незаконченная картина была отобрана в секцию Кинотавра Work in Progress. В рамках ММКФ состоится премьера законченной версии фильма. Премьерный показ пройдет 3 октября в 18.30 в зале №9 киноцентра «Октябрь». Перед началом показа картину представит известный кинокритик Стас Тыркин, после – состоится public talk c создателями фильма – режиссером, продюсерами и артистами, сыгравшими главных действующих персонажей, а также after-party в «Чайна-таун» на Китай-городе.

Загрузка...