Онлайн-журнал о шоу-бизнесе России, новости звезд, кино и телевидения

Интересные факты о московских вокзалах

Ежедневно на девяти вокзалах столицы бывают миллионы людей. Но не каждый пассажир знает о вокзале, который строили 27 лет, левостороннем движении поездов и детской железной дороге, где все по-настоящему.

Ленинградский

Старейший вокзал столицы — единственный не принадлежит Московской железной дороге, а относится к Октябрьской. Его открыли в 1849 го­­ду, почти одновременно с Московским вокзалом в Санкт-Петербурге. Возводились оба здания по одному проекту архитектора Константина Тона, который построил храм Христа Спасителя. После реконструкции в 70-х годах XX века в преж­­нем виде сохранилась лишь часть здания, выходящая фасадом на Комсо­мольскую площадь. Эта площадь до 1933 года называлась Каланчев­ской — по Каланчевскому полю. В народе ее именуют площадью трех вокзалов, так как рядом расположены Казанский и Ярославский. Сущест­вует байка, что некоторые таксисты возят неискушенных приезжих, которым нужно попасть, на­­пример, с Ленинградского на Казанский, кругами.

Ярославский

Ярославский вокзал пропускает больше всего пассажиров и грузов: каждый день отсюда от­правляются 300 поездов. Его построили в 1862 году по частной инициативе — куратором был инженер и математик Федор Чижов. Деньги на строительство собирались по подписке. Крупнейшими акционерами стали Иван Мамонтов и Андрей Дельвиг, племянник поэта. Сначала вокзал назывался Тро­­ицким — он соединял Москву и Троице-Сергиеву лавру. В 1870 году линию достроили до Ярославля, и вокзал переименовали в Яро­­славский. Тогда строительство стал финансировать Савва Ма­­мон­­тов. Однако он увяз в сложных денежных схемах и пошел под суд. Был вынесен оправдательный приговор, но Мамонтову пришлось продать почти все, чтобы расплатиться с кредиторами. В начале XX века под руководством Федора Шехтеля бы­­ло построено новое здание­.

Казанский

Самый большой вокзал не только столицы, но и Европы возводился 27 лет. Старое, временное здание вокзала, который раньше назывался Рязанским, существовало с 1862 года. В 1910 го­­­­ду объявили конкурс на проект нового. выиграл его архитектор Щусев, который предложил «повернуть композицию здания вокзала лицом в наиболее выгодную для города сторону». Революция и гражданская война очень сильно задержали строительство. Первый этап был завершен в 1926 году, а второй — в 1940-м. Щусев пригласил для росписи залов известных художников: Бенуа, Кустодиева, Серебрякову, Добу­жин­ского, Рериха и других. Архитектор настоял на установке часов с боем, для которых заказал в Петербурге бронзовые знаки зодиака по собственным рисункам. Знаменитые часы были пущены только в 1923 году. На участке железной дороги между Москвой и Рязанью левостороннее движение поездов. Считается, что этот участок пути строили английские инженеры. С Казан­ского вокзала можно доехать до платформы Кратово, где находится уникальная Малая Московская детская железная дорога. Ее длина почти 5 км. Здесь школьники осваивают азы всех железнодорожных профессий в течение года. А все лето желающие могут прокатиться в поезде, где машинист, кондуктор, контролер — дети. На дороге курсирует состав из шести вагонов.

Рижский

Именно здесь Эльдар Рязанов снимал фильм «Вокзал для двоих». Один из самых маленьких вокзалов столицы открылся в 1901 году. Сначала он назывался Виндавским, потом Балтийским, Ржевским, а с 1946 года стал Рижским. Во внешнем убранстве здания встречаются почти все элементы архитектуры XVII века: различной формы окна, наличники, кокошники, бегунки, поребрики. У вокзала была своя электростанция. Во время реконструкции в 1995 году по старым чертежам восстановили художественную лепнину потолков и отреставрировали люстры. Сейчас вокзал работает с 07:30 до 22:00 часов и обслуживает около 60 пассажиров в час. При нем открыт интересный музей железнодорожной техники.

Киевский

В 1899 году «Обществом Киевско-Воронежской железной дороги» было построено первое здание тогда еще Брянского вокзала. Москвичи тут же стали над ним потешаться, потому что оно представляло собой деревянное одноэтажное сооружение длиной почти 100 м. Горожане называли его «сруб» и считали дико провинциальным. В 1912-м, в год столетия Бородинской битвы, решили возвести новый вокзал и реконструировать Бородинский мост. Проект моста заказали самому модному московскому архитектору Ро­­ману Клейну, а вокзала — его ученику Ивану Рербергу. За четыре года Рерберг построил здание в стиле неоклассицизма, которое признали самым красивым вокзалом столицы. Изящное перекрытие над перронами (дебаркадер) создали по проекту архитектора Владимира Шухова. На сегодняшний день дебаркадер — памятник архитектуры и инженерного искусства. Его длина 321 м, ширина пролета 47,9 м, высота 28 м, а вес конструкций более 1250 тонн.

Павелецкий

Построенный в 1900 году и именовавшийся Са­­ратовским вокзал в народе называли Хлебным, так как именно сюда доставляли зерно из южных областей России. Он считался одним из самых удобных: в здании было несколько подъездов, большое багажное отделение, просторные вестибюли и специальные залы для пассажиров. В 1980-х вокзал реконструировали, увеличив его площадь в шесть раз, но при этом сохранили старое здание. Снаружи Павелецкий вокзал кажется одноэтажным, однако внутри расположены четыре этажа — три пассажирских и один тех­нический­.

Белорусский

Первоначально вокзал назывался Московско-Смо­­ленский, потом — Брест­ский, Белорус­­ско-Балтийский и, наконец, Белорусский. Перед ко­­ронацией Николая II в мае 1896 года под руководством архитектора Льва Кекушева здесь срочно построили Императорский павильон. Стены и потолки деревянного здания, которое стали называть «Царский угол», были обиты тиком стального цвета, фризы украшали золоченые орнаменты, в зале стояла французская мебель. В 1908 году павильон снесли, когда строили новое здание вокзала. Здесь, кстати, установили пер­­вые аппараты, печатающие железнодорожные билеты. В годы Великой Отечественной Белорусский вокзал вошел в историю как станция отправления военных эшелонов на фронт.

Курский

В 1861 году за городской чертой, за Покровской заставой, был построен Нижегородский вокзал, который больше 30 лет считался временным. 1 января 1894 года была создана Московско-Кур­­ская, Нижегородская и Муромская железная дорога, и Нижегородский вокзал решено было объединить с Курским, новым вокзалом, который возводили на Садовом кольце. Он открылся в 1896 году. В 1938 и 1972 годах его реконструировали, сохранив помещение с колоннадой и богатой лепниной внутри. Старое здание вокзала стало теперь одним из залов нового. В помещении Курского вокзала могут одновременно разместиться 11 тысяч человек. Это единственный вокзал столицы, главный подъезд которого не выходит на оживленную магистраль или большую привокзальную площадь — перед ним построили торговый центр.

Савеловский

Этот вокзал обслуживает только пригородные поезда. Инициатором его строительства в конце XIX века стал вышеупомянутый Савва Ива­­­нович Мамонтов. Он купил дешевую землю у Бутырской заставы, и до 1912 го­­да вокзал, открытый в 1902-м, назывался Бутырским. У него нет парадного входа, а само здание очень скромное: центральная часть двухэтажная, а боковые — одно­этажные­.

Загрузка...