Онлайн-журнал о шоу-бизнесе России, новости звезд, кино и телевидения

Интересные факты о доме-комоде на Покровке

На Покровке стоит единственный в Москве особняк в стиле растреллиевского барокко. У этого дома интересная «внешность» и занимательная история. А рядом — не менее любопытные соседи.

Мебельное прозвище

Дом, получивший такое необычное прозвище — комод, — был построен в 1766 году по заказу графа Матвея Апраксина. Архитектор неизвестен, но так как план с нанесенными на него постройками подписал Дмитрий Васильевич Ухтомский, авторство приписывают ему. Одно несомненно: дом строил ученик Растрелли, поэтому он выполнен в нехарактерном для столицы стиле — барокко: вогнуто-выпуклые формы, пышная лепнина, колонны. На сегодняшний день дом-комод — единственный на всю Москву архитектурный представитель растреллиевского барокко. Все остальные здания такого стиля были уничтожены пожаром 1812 года.


В столице на момент строительства дома уже главенствовал классицизм, поэтому москвичи, сначала сравнивавшие его с Зимним дворцом, все же прозвали комодом. Граф Апраксин в 1772 году продал его князьям Трубецким — младшей ветви знаменитого рода, которые владели домом почти 90 лет. Этих Трубецких в городе прозвали Трубецкие-Комод, чтобы не путать с родственниками. Говорят, что Трубецкие не хотели расставаться с дворцом из-за легенды о том, что якобы именно здесь Алексей Григорьевич Разумовский праздновал свой тайный брак с императрицей Елизаветой Петровной.

Не поленитесь и обойдите дворец вокруг. Он поразит вас сложностью объемов и динамикой архитектуры. Основу планировки составляют криволинейные помещения разной формы и размера. Прямоугольные помещения между ними несколько заглублены, изгибы их стен непосредственно выражены в объеме здания. Эти выступы подчеркнуты колоннами и разорванными фронтонами. Колонны и пилястры коринфского ордера объединяют парадный второй и третий этажи. Крупные наличники и пышная лепнина почти целиком заполняют стены, особенно со стороны двора. Необычная для жилого дома деталь — лепные раковины в полукуполах ниш первого этажа. Обратите внимание на углы дома-комода: они развернуты вдоль улицы и представляют собой портики с разорванными фронтонами, обращенные к перспективам улицы. Этими углами дом держит перспективы улицы в одну и другую сторону, так как стоит на возвышенности в том месте, где Покровка на уклоне плавно изгибается.

Громкие имена

Внутри здания сохранилась лишь основная планировка, так как в начале XIX века дом пострадал во время пожара и интерьеры были переделаны. Внутреннее пространство дома определяется не только многообразием помещений, но и их расположением вокруг большой овальной залы. Высокие двери сочетались с более поздними низкими. Прямые и вогнутые угловые печи были облицованы изразцами. Деревянные лестницы во второй половине XIX века заменили на чугунные. В юго-западном круглом помещении до конца XX века сохранялась винтовая лестница. Кстати, до 1950-х годов в доме было только печное отопление.

В стенах «комода» побывало немало легендарных личностей. В детстве тут бывал Александр Сергеевич Пушкин с сестрой Ольгой на уроках танцев. Сюда в гости ходил и живший неподалеку Федор Иванович Тютчев. Пушкин бывал здесь и позже — в 1826 году, навещая управляющего делами Трубецких Василия Корнильева.


В 1861 году Трубецкие продали усадьбу за 125 тыс. рублей Московскому университету. В ней разместилась 4-я мужская гимназия, в которой учились многие известные люди: прославленный авиатор Николай Егорович Жуковский, заслуженный деятель искусств Константин Сергеевич Станиславский, ученый Павел Гаврилович Виноградов, академик Алексей Александрович Шахматов, промышленник и меценат Савва Тимофеевич Морозов и многие другие.

После революции 1917 года в доме устроили коммунальные квартиры. С коммуналками соседствовали разные учреждения. С 1924 года до 1930-х здесь находилось общежитие студентов Московского института инженеров транспорта. В одной комнате могли проживать до 20 человек. А коммуналки расселили только после войны. В здание переехал Научно-исследовательский институт геофизических методов разведки. На втором этаже располагался Дом пионеров Красногвардейского (затем Бауманского) района. Среди его посетителей была поэтесса Белла Ахмадулина и театральный художник Валерий Левенталь. В 1960-х годах была проведена первая реставрация дома: его фасадам вернули первоначальный облик середины XVIII столетия. Сейчас дом занимают разные учреждения.

Дом-комод на Покровке

Купол и колокольню храма Живоначальной Троицы на Грязех еще не восстановили. Фото: Russian Look

По соседству

Рядом с усадьбой Апраксиных-Трубецких есть еще несколько интересных мест. Слева от дома-комода расположена церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы в Барашах, построенная еще в 1688 году, — памятник московского барокко. В 1932 году храм закрыли и разместили в нем фабрику, и только в 1983 году церковь начали реставрировать. В 2013 году на церковной ограде установили девять керамических икон-рельефов художника Сергея Леонидовича Шихачевского. Здесь можно увидеть иконы пророка Илии, святого Лонгина Сотника, равноапостольных Константина и Елены, великомученика и целителя Пантелеимона и других.


По адресу: ул. Покровка, 13, находится храм Живоначальной Троицы на Грязех. Он был построен в 1861 году известным московским архитектором Михаилом Доримедонтовичем Быковским по образцам архитектуры Ренессанса. В середине 1950-х годов здание храма было переоборудовано под Дом культуры. Купол и колокольню снесли. В 1992 году здание вернули церкви. Восстановление купола и колокольни еще предстоит.

Неподалеку от церкви, на Чистопрудном бульваре, 14, находится некогда принадлежавший ей доходный дом. Главное его украшение — пояс из терракотовых барельефов на третьем и четвертом этажах, на котором изображены сказочные звери, птицы и растения. Автором эскизов был ученик Виктора Михайловича Васнецова — художник Сергей Иванович Вашков. Выполнила работу художественная артель «Мурава», в которой работали известные художники Алексей Филиппов, Иван Аверинцев, Петр Галкин и другие.

Дом-комод на Покровке

Терракотовые барельефы на доходном доме выполнила артель «Мурава», в которой работали известные художники начала XX века. Фото: Елена Шишкова/www.milochka.tourister.ru

Загрузка...