Бахрушинский музей принял в дар макет Николая Бенуа к опере «Богема»
10 июня в здание Государственного центрального театрального музея им. А.А. Бахрушина прибыл макет Николая Бенуа, который был создан художником к опере миланского театра «Ла Скала».
В торжественной церемонии передачи экспоната приняли участие статс-секретарь – заместитель министра культуры Российской Федерации Алла Манилова, первый Советник Посольства Италии в Москве Микеле Мисто, президент Центра кинофестивалей и международных программ Татьяна Шумова, генеральный директор Государственного центрального Театрального музея им. А.А. Бахрушина Дмитрий Родионов и другие.
В начале встречи выступила статс-секретарь – заместитель министра культуры Российской Федерации. В своей речи она подчеркнула уникальность нового экспоната и обратила внимание на то, что факт его передачи – значительное событие в отношениях между Россией и Италией.
«Прекрасный повод собрал нас во флагманском театральном музее страны. Макет Бенуа – дар, безусловно, исторически очень важный. Это большой вклад в коллекцию не только нашего главного театрального музея, но и в музейный фонд Российской Федерации. В художественном смысле макет — шедевр, который даёт возможность присмотреться и понять, что такое классическая школа сценографии, театральной декорации. В российско-итальянских отношениях передача экспоната — важное событие. Маркер того, как удивительно глубоки наши культурные связи и насколько тесно сотрудничество людей, которые обеспечивают и олицетворяют взаимное тяготение культур. Наш контакт с Италией, конечно, является эталонным. Когда мы говорим о взаимодействии с другими странами, мы каждый раз вспоминаем, что должны приблизиться к тому уровню, который есть у нас в отношениях с итальянской стороной», — сказала Алла Манилова.
Отдельно она подчеркнула, что передача экспоната в этом году особенно важна:
«В рамках перекрёстного года музеев доставка макета – ещё и очень трогательное событие, потому что это действительно бескорыстный дар человека, любящего Россию, не впервые предающего на историческую родину культурные ценности», — закончила свою речь статс-секретарь – заместитель министра культуры Российской Федерации.
В продолжение высказывания Аллы Маниловой Президент Центра кинофестивалей и международных программ Татьяна Шумова рассказала об истории сотрудничества с коллекционером:
«Это не первый дар Пьетро Питтара. В 2016 году во время работы Санкт-Петербургского Международного культурного форума он передал мольберт, рисунки, палитру, кисти и фотографии Александра Бенуа. Эти вещи, которые принимал президент Российской Федерации, отправились в наш замечательный музей семьи Бенуа в Петергоф. Мы очень благодарны итальянской стороне, которая содействует нашим культурным проектам», — сказала она.
В свою очередь первый Советник Посольства Италии в Москве Микеле Мисто поддержал слова представителей российской стороны, отметив не только важность передачи макета, но и роль события в международных отношениях:
«Нам очень приятно сегодня вместе отпраздновать этот важный эпизод меценатства и дружбы между Италией и Россией. Госпожа заместитель министра очень хорошо описала насыщенность наших связей с Россией в области культуры, их глубину. И действительно удивительно, что эта глубина отражается на всех уровнях сотрудничества. В том числе на уровне гражданских обществ и частных лиц. Сегодняшнее событие это доказывает. Наш меценат не смог бы выбрать лучший объект для своего дара, чем этот превосходный музей, — заявил он.
В финале речи посол выразил надежду на дальнейшее качественное улучшение сотрудничества:
«Мы уже подготовили множество интересных инициатив, чтобы соответствовать высокому уровню перекрёстного года музеев. Это будет непростая работа, поскольку отношения между Россией и Италией уже находятся на высоком уровне. Сложно будет их улучшить, но мы постараемся всячески содействовать любому проявлению интереса с российской стороны и сделать так, чтобы наше сотрудничество развивалось», — добавил Микеле Мисто.
В завершение церемонии генеральный директор Государственного центрального Театрального музея им. А.А. Бахрушина Дмитрий Родионов рассказал об экспонате с точки зрения его культурной и исторической ценности:
«Это замечательный макет весьма непростого исторического периода — послевоенного, когда «Ла Скала» восстанавливался из пепла. И «Богема» — одна из первых постановок после войны. Спектакль о любви, о мечтах, о счастье. Сегодня мы понимаем, что макет можно смело отнести к шедеврам европейского театрального декорационного искусства XX века. В нём отражены все лучшие традиции театральной декорации XIX века, которые органично переходят в XX век», — сказал представитель Бахрушинского музея.
Реставрационные работы будут проводиться в Академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Об этом на встрече сообщил потомок Бенуа, ректор Академии Иван Глазунов. После распаковки эксперты исследуют экспонат. По предварительным оценкам, он нуждается в реставрации. Хотя общее состояние объекта удовлетворительно.
Макет декорации был выполнен в 1946 году. 15 лет он находился в театре «Ла Скала». После смерти создателя макет передали вдове Бенуа, которая позже продала работу коллекционеру Пьетро Питтаро.
История пути экспоната на родину художника началась 2 года назад. Тогда сеньор Питтаро решил передать макет. Но из-за пандемии COVID-19 коллекционер был вынужден отложить свой акт меценатства.
В этом году из-за ограничений, связанных с эпидемией коронавирусной инфекции, сеньор Питтаро не присутствовал на церемонии передачи. Его интересы на встрече представляла президент Центра кинофестивалей и международных программ Татьяна Шумова. В мероприятии также приняли участие директор Департамента по работе с соотечественниками за рубежом Министерства иностранных дел Российской Федерации Александр Нуризаде, посол Италии в Российской Федерации Паскуале Терраччано, сопредседатели Российско-Итальянского форума-диалога по линии гражданских обществ Эрнесто Ферленги и Дмитриев Владимир Александрович и другие.