Онлайн-журнал о шоу-бизнесе России, новости звезд, кино и телевидения

Псевдорусский стиль

Апофеозом патриотического подъема при императоре Александре III стало воскре­шение исконно русского стиля в архитектуре. В моду вошли каменные терема, построенные по мотивам дворцов и изб XV-XVII веков.

Ссудная казна


Адрес:
Настасьинский пер., 3 (м. Тверская)

Время постройки:
1916 г.



Фото: Федор Дядичев

Это здание построили для… ломбарда, правда, государственного. Система была устроена примерно как сейчас: принес ценность, получил кое-какие деньги, а если не смог выкупить обратно, вещица попадала в продажу уже по рыночной цене. Проект выполнили три совершенно разных по стилю автора: создатель псевдорусских храмов Владимир Покровский, инженер-модернист Богдан Нилус и художник-сказочник Иван Билибин (интерьеры). Кстати, у здания есть брат-близнец — отделение Госбанка на Пок­ровке в Нижнем Новгороде, созданное теми же мастерами. В советское время сокровища распродали и тоже открыли тут банк. Сейчас здание выглядит полузаброшенным.

Рижский вокзал


Адрес:
Рижская пл., 1 (м. Рижская)

Время постройки:
1901 г.



Фото: Федор Дядичев

В столице есть вокзалы популярные и не очень. Этот относится к последним. Само здание построили по проекту архитектора Станислава Бржозовского. Вокзал много раз менял названия — Виндавский, Балтийский, Ржевский… Теперь его гости — в основном пассажиры электричек, а когда-то он связывал Первопрестольную с Петербургом и балтийскими губерниями. Сегодня — всего два поезда в день, в Ригу и Псковскую область. Единственная отрада — музей старинных поездов под открытым небом.

Исторический музей


Адрес:
Красная пл., 1 (м. Площадь Революции)

Время постройки:
1881 г.



Фото: Федор Дядичев

Один из символов Москвы наравне с Кремлем и собором Василия Блаженного. Постройку здания доверили Владимиру Шервуду (Памятник героям Плевны), сыну английского механика. Правда, он успел сделать только фасад: интерьер и знаменитые башенки проектировал другой мастер — Александр Попов. Кстати, о «внутренностях»: именно так были расписаны древнерусские дворцы. Помимо здания музея, в конце XIX века в том же стиле выстроили и соседние здания: Верхние (ГУМ) и Средние торговые ряды и др.

Дом Игумнова


Адрес:
ул. Б. Якиманка, 43 (м. Октябрьская)

Время постройки:
1895 г.



Фото: Федор Дядичев

В дело были вложены баснословные деньги: кирпич привозили из Голландии, а многочисленные изразцы изготавливали на заводах Кузнецова. Слепить все воедино доверили ярославскому зодчему Николаю Поздееву, а интерьеры выполнил архитектор-самоучка Петр Бойцов (замки в Муромцево и Васильевском, ЦДЛ), превративший купеческие покои в царский дворец. Сегодня здание принадлежит посольству Франции — попасть внутрь можно в дни исторического и культурного наследия либо на прием.

Третьяковская галерея


Адрес:
Лаврушинский пер., 10 (м. Третьяковская)

Время постройки:
1904 г. (фасад)



Фото: Федор Дядичев

Купец Павел Третьяков вместе с братом Сергеем владел ткацкими фабриками, а заодно увлекался живописью. Свою коллекцию он начал собирать еще в середине 1850-х, развешивая картины по стенам в своем доме. Когда кончилось место, пристроили флигель, потом еще и еще. В 1867 году галерея открылась для широкой публики, а через 25 лет он передал ее городу. Уже в 1904 году, после смерти благотворителя, архитектор Василий Башкиров создал по рисункам Виктора Васнецова знаменитый фасад.


Особенности стиля

  • Здания похожи на древнерусские терема, только выстроены не в дереве, а в камне.
  • Острые, двускатные или шатровые крыши; конек часто украшает декоративная решетка.
  • Обилие декоративных элементов на фасаде.
  • Шикарные интерьеры с росписями стен.
  • Стиль-преемник — модерн.

Загрузка...