Онлайн-журнал о шоу-бизнесе России, новости звезд, кино и телевидения

Интересные факты о доме-загадке в Петровском переулке

Красивый дом в Петровском переулке, известный как усадьба Трубецких-Бове, хранит много тайн. Реставраторы называют его домом-загадкой, а москвоведы рассказывают историю любви его хозяев.

Неравный брак

Богатыми палатами по адресу Петровский переулок, 6, больше ста лет владели князья Трубецкие — одна из самых известных аристократических фамилий в России. В начале XIX века дом достался в наследство князю Алексею Ивановичу Трубецкому, гвардии поручику. Он был женат на Авдотье Семеновне Гурьевой — дочери известного профессора, автора первого в стране учебника по высшей математике. В браке родились двое сыновей. Алексей Иванович был боевым офицером, в 1812 году ушел на войну с На­­полеоном и погиб как герой в так назы­­ва­­емой Битве народов под Лейпцигом. 27-летняя Авдотья Семеновна стала вдовой.


Через три года молодая женщина вышла замуж. И брак этот стал пищей для пересудов всей Москвы. Слыханное ли дело — княгиня отказалась от титула, чтобы сочетаться браком с архитектором Осипом Ивановичем Бове, который, несмотря на свою известность, был просто чиновником седьмого класса. Для высшего света он всегда оставался всего лишь незнатным сыном неаполитанского художника Винченцо Джованни Бове, работавшего в Эрмитаже. При рождении ему дали имя Джузеппе, которое позднее трансформировали в более удобное для русского слуха — Осип. Когда в 1813 году для восстановления сож­­женной и разрушенной древней столицы была организована Комиссия для строения Москвы, Осип Иванович возглавил один из четырех участков, на которые поделили столицу. В ведении Бове находились центральные районы города — Городская, Тверская, Арбатская, Пресненская и Новинская части. Архитектор со своими помощниками составлял проекты для строительства жилых домов, участвовал в их закладке и следил за их «производством в точности по прожектированным линиям, также выдаваемым планам и фасадам».

Он проектировал торговые лавки в различных частях города. Особое одобрение получили его проекты для торгового центра на Красной площади и вокруг стен Китай-города, между Никольскими, Ильинскими и Варварскими воротами. Бове выполнял и много частных заказов — строил дома для богатых дворянских семей, купцов, чиновников, мещан. Он выработал новый тип купеческого доходного дома двойного назначения — жилого и торгового. Обычно в нижнем этаже располагались торговые лавки, а в верхнем — жилые квартиры хозяев и те, что сдавались внаем. Такие дома в два-три этажа Бове строил в Ки­­тай-городе. Архитектор также создал Теат­­ральную площадь и Триумфальные ворота, был автором проектов Большого и Малого театров, храма Иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» и Троицкого собора Свято-Данилова монастыря.


Несмотря на все пересуды, Авдотья Семеновна прожила с Осипом Ивановичем в счастливом браке 18 лет вплоть до его неожиданной кончины. Она родила ему четверых детей — троих сыновей и дочку. У Бове Трубецкая была единственной любовью. Считается, что свои чувства он навсегда запечатлел в камне, построив в имении жены — Архангельском в Рузском районе — церковь Михаила Архангела. Кирпичная с белокаменными деталями церковь в стиле ампир признана одним из лучших его творений.

Сначала семейство Бове обитало в доме № 6. Позже, в 1830 году, Осип Иванович построил рядом с ним небольшой двухэтажный особняк (дом № 8) в стиле ампир, который в начале XX века архитектор Илларион Александрович Иванов-Шиц перестроил в модном в то время стиле модерн. По этому дому можно изучать историю архитектуры — мягкие, изогнутые очертания оконных проемов, орнамент из текущих линий, женские головки с распущенными волосами и т. п.

Дом-загадка

Вернемся, однако, к дому № 6. Долгое время считалось, что этот дом построил Бове. И лишь в середине 1980-х годов реставраторы института «Спецпроектреставрация» открыли, что особняк на самом деле гораздо старше. Шурфы показали, что в основе своей это здание XVII века. Массивное строение из красного кирпича было сделано «покоем» — буквой «П». Фасад был обращен к Высокопетровскому монастырю. На верхний этаж вели наружные деревянные всходы красного

крыльца. Один этаж от другого отделялся пышным карнизом. Высокие окна обрамляли наличники из резного белого камня. По бокам оконных проемов стояло по небольшой колонне, полочку с внешней стороны поддерживали фигурные кронштейны. Изначально дом представлял собой пример нарышкинского барокко. Лишь в последней четверти XVIII века здание перестроили в стиле классицизма, и с тех пор его облик не менялся. Наружные лестницы были заменены пристройками, а западный и северный фасады богато декорированы лепными розетками и барельефами. Появился декоративный портик в виде полуколонн, обрамляющих центральное окно. В первом этаже под полуколоннами и пилястрами был устроен парадный подъезд. В центральной части здания сделали главный зал.

Хранитель тайн

После того как Бове построил двухэтажный особняк рядом с главным домом, вся семья переехала туда, а дом № 6 продали ротмистру Леонтию Кирилловичу Черепову. Еще до продажи он несколько лет сдавался внаем. В нем жил генерал-майор Матвей Александрович Дмитриев-Мамонов, известный тем, что в 1812 году, будучи одним из самых богатых людей в России, вызвался набрать, обмундировать и вооружить целый полк за свой счет. И исполнил задуманное.


Черепов в 1840-е годы продал дом купцу и золотопромышленнику, меценату Платону Васильевичу Голубкову, который держал в нем картинную галерею с работами Рубенса, Греза, Тенирса и коллекцию различных редкостей, в которой были шкатулка наполеоновского маршала Мюрата и рукописный экземпляр «Путешествия из Петербурга в Москву» Радищева. Голубков умер в 1855 году, и прекрасная коллекция разошлась по рукам многочисленных родственников. Потом дом сменил еще многих владельцев, а после революции в 1920-х годах в нем помещался Всерокомпом — Всероссийский комитет помощи больным и раненым красноармейцам. Его председателем был Михаил Иванович Калинин. В 1930-х годах в доме находились художественные мастерские Большого театра. Впоследствии здесь и в новом здании, построенном во дворе, жили артисты театра, в том числе известные оперные певцы Сергей Яковлевич Лемешев и Георгий Михайлович Нэлепп. В 1980-х годах здание отреставрировали. Сейчас в нем находятся службы и музей Большого театра. Фонды музея насчитывают более 80 тысяч экспонатов: фотографии, негативы, аудио- и видеозаписи, эскизы декораций и костюмов, живопись, рукописи, театральные костюмы, личные вещи знаменитых артистов и композиторов.

Загрузка...