Онлайн-журнал о шоу-бизнесе России, новости звезд, кино и телевидения

Интересные факты из истории здания типографии на Патриарших прудах

Гуляя в окрестностях Патриарших прудов, вы непременно наткнетесь на удивительный дом, похожий на готический замок. Между тем сто лет назад это была типография, которую знаменитый архитектор Шехтель построил по заказу книгоиздателя Левенсона.

Фабрика по последнему слову гигиены

«Товарищество скоропечатни А.А. Левенсон» считалось одним из лучших издательств и типографий в Российской империи. Возникла скоропечатня — так раньше называли типографии — еще в 1881 году. Александр Александрович Левенсон был настоящим фанатом своего дела. Свою типографию, в которой была всего одна печатная машина, он открыл еще в доме отца в Рахмановском переулке. Через десять лет типография уже имела пайщиков, огромный капитал и большие заказы. Даже пожар в 1892 году, уничтоживший оборудование и продукцию, не помешал Левенсону развивать свое дело дальше. К началу XX века Александр Александрович купил владение в Трехпрудном переулке, где решил построить новое здание для типографии — большое, просторное, современное, оборудованное по последнему слову техники и гигиены. Левенсон был одним из тех людей, которые думают не только о своей выгоде, но и хотят, чтобы человечество шло вперед. Он считал, что у рабочих должны быть хорошие условия труда — именно они были критериями оценки гигиены фабрик и заводов. Для осуществления своего замысла Левенсон объявил конкурс среди архитекторов — с каждым представившим свой план книгоиздатель подолгу обсуждал подробности, придирался к деталям и т. п. Строгий отбор выдержал Федор Шехтель, работы которого как раз стали пользоваться большой популярностью. Федор Осипович придумал построить не совсем обычное производственное здание и стилизовать его под старинный готический замок. Он учел все пожелания заказчика: возвести не скучное и не мрачное здание, которое при этом будет отвечать всем современным требованиям, предъявляемым к фабрикам. Левенсон остался очень доволен работой мастера. Шехтель расположил производственный корпус вдоль узкого участка дороги, который практически не виден с улицы, если идти по Трехпрудному переулку. А основной корпус с конторами и редакцией сделал таким, что он сразу обращает на себя внимание. При строительстве использовали глазурованный кирпич — дорогой облицовочный материал, который был разных цветов. Здание было признано одним из красивейших в Москве и стало образцом стиля московский модерн.

Чертополох на стенах и афиши для коронации

Производственный корпус архитектор сделал четырехэтажным, с огромными окнами, благодаря которым во внутренних помещениях всегда было очень светло. Каждый этаж — это отдельный цех: сверху типографический и литографский, внизу мастерские типографской отделки (золотильная, тиснения, гравировальная и т. д.), словолитня (цех, где изготовляли шрифты) и переплетная мастерская. Перед фабричным корпусом, в едином с ним стиле, были устроены каменные кладовые для бумаги, красок и других материалов.

Административный корпус похож на старинный замок. В центре фасада — «русская» щипцовая двускатная крыша с решеткой, на которой до революции была надпись «Т-во Скоропечатни Левенсонъ». Вторая надпись шла орнаментом между вторым и третьим этажом: «Товарищество скоропечатни А.А. Левенсонъ». Эркер фасада чуть сдвинут вправо, а две башенки с шатровым верхом на левом углу фасада его уравновешивают. Основание угловой башни украшено лепным орнаментом чертополоха — мотивом, распространенным в те годы в Лотарингии и пользовавшимся большой популярностью у столичных архитекторов. Фасад украсил также барельеф, изготовленный по специальному заказу в Дрездене. На нем изображены рабочие у печатного станка.

К 1910 году типография Левенсона была одной из крупнейших фирм. На ней работали почти полтысячи человек. Здесь печатались и роскошные, дорогие издания, и дешевые журналы и плакаты. Гиляровский пишет, что у Левенсона издавали афиши и программы для Московской конторы императорских театров, театральную газету «Ежедневное либретто» и даже рекламу. Именно здесь в 1910 году напечатали первый сборник стихов Марины Цветаевой «Вечерний альбом» — поэтесса жила по соседству и сама пришла в типографию. Благодаря Левенсону увидел свет и сборник «Сказки Мельпомены. Шесть рассказов А. Чехонте». Еще в 1896 году «Товарищество скоропечатни А.А. Левенсон» удостоилось звания поставщика Двора Его Императорского Величества. Оно же получило право печатать все материалы к коронации Николая II. Тут выходили красивые детские книжки с иллюстрациями Билибина, печатались Чехов, Бунин, Куприн, выпускались альбомы репродукций Серова, Коровина и других художников.

После революции типографию национализировали и преобразовали сначала в 16-ю государственную типографию треста Мосполиграф Московского совета народного хозяйства, а потом в «Искру революции». С начала 1990-х в здании расположен офисный центр. Внутри сохранилась великолепная лестница, похожая на замерзшую воду или застывшую лаву.

Загрузка...