Онлайн-журнал о шоу-бизнесе России, новости звезд, кино и телевидения

ДЕПО Октябрьской железной дороги

0

Много в столице нашей родины мест, неизвестных широкой публике и при этом неожиданно приятных… Задворки «площади трех вокзалов» открывают свои секреты

Пусть Николаевская (ныне — Октябрьская) дорога была не первой в империи (еще раньше соорудили развлекательную – из Петербурга в Царское Село и международную – из Варшавы в Вену), но определенно эта дорога стала самой масштабной и народной. Рельсы связали две российские столицы и дали хороший толчок развитию промышленности. Работы продолжались относительно недолго — с 1843-го по 1851-й, когда первый поезд прибыл в Москву, на тот же Николаевский (Ленинградский) вокзал, что мы видим и сейчас, — он практически не изменился за полтора века. Вместе с путями возвели и станции — произведения архитектуры и вспомогательные объекты, о которых сегодня в основном и пойдет речь.

Вестибюль метро «Комсомольская»

Тоже в своем роде вокзал, получается четвертый на Комсомольской площади, появился здесь в 1952 году, и был больше похож на один из павильонов ВДНХ. Архитектор Алексей Щусев (метро «Комсомольская»-кольцевая, Мавзолей, гостиница «Москва») построил его на месте старого павильона, возведенного в 1935 году в стиле конструктивизм.

Николаевский (Ленинградский) вокзал

Адрес: Комсомольская пл., 3

Главный виновник сегодняшнего рассказа. Солидный и строгий, как человек, приказавший его построить, в честь которого он был назван, — Николай I «Палкин». Работу по возведению двух братьев-близнецов в Москве и Петербурге он поручил своему любимому мастеру Константину Тону (храм Христа Спасителя, Большой Кремлевский дворец). К сожалению, до наших дней дошел только фасад и входная группа — к примеру, на месте центрального зала с кафе-ресторанами раньше уже были пути…

Пакгаузы

Адрес: Комсомольская пл., 1а

Слева от Ленинградского вокзала и его путей стоит целый ряд низких зданий —это комплекс Таможенного двора, а точнее склад, куда перегружали с поездов товары. Сегодня они сдаются под разные нужды, в том числе торговые —можно зайти, посмотреть, как строили утилитарные помещения в середине XIX века. Если честно, то немного напоминает питерские закоулки.

Циркульное (Круговое) депо

Адрес: Комсомольская пл., 3/30, стр. 1

Этот чудом сохранившийся «гараж» для 22 паровозов был построен по проекту Рудольфа Желязевича в 1851году, который разработал макеты типовых здания для всех вспомогательных объектов и станций новой железки. Кстати, депо – единственное из 10 подобных сооружений, которые сохранили свой первоначальный облик. Правда, десять лет назад оно было в руинах —благодаря частным инвестициям специалисты исследовали объект и восстановили его первоначальный облик, но количество «стойл» сократилось (рядышком прошел новый путь), а вместо поездов появится книжный клуб «Депо» — 15-17 февраля состоится его официальное открытие и пройдет фестиваль винтажных вещей.

Водонапорная башня

Адрес: пр. Комсомольской Площади, 12

Псевдоготическая башня строилась вместе с депо, но выглядит куда более внушительно и мощно – еще сто лет назад она была главной доминантой местности. Сейчас полузаброшенное здание увешано антеннами и доживает свой век.

Веерное депо

Адрес: Комсомольская пл., 3/36

Более поздний и оттого менее симпатичный собрат Кругового депо. Здесь также не обошлось без потерь — центральную часть снесли ради прокладки новых путей, одно крыло оставили под поезда, а второе перестроили в административный блок.

Музей

Адрес: Комсомольская пл., 3/36

Как это обычно бывает, ведомственные музеи — даже под открытым небом — закрыты для посетителей. Здесь, к примеру, просят предъявить паспорт и записаться в специальный журнальчик. Что мы имеем на территории, куда праздные люди не ходят? Аутентичный паровоз с красной звездой (знаменитая «Лебедянка», лучший советский агрегат в своем классе), деревянный вагон-памятник, один из тех, что бороздили просторы страны до 1960-х, и забавный макет узкоколейного паровоза. Но самое главное тут — «Ленин на колесах». Этот необычный объект создали сами рабочие депо в 1925 году. По идее, монумент (его позаимствовали с вокзала) может не только ездить на дрезине, но еще и крутиться вокруг своей оси. Живее всех живых! Кстати, по дороге сюда есть отменная столовая «для своих», в которой неплохо кормят.

Подготовил Федор Дядичев. Фото автора

Загрузка...