Онлайн-журнал о шоу-бизнесе России, новости звезд, кино и телевидения

Культпоход: Кушать подано!

Пища духовная, которую подают в Музее кулинарного искусства, вызовет обильное слюноотделение даже у самых стойких, поэтому, прежде чем отправиться сюда, основательно подкрепитесь.

Дом-торт

Само здание музея, старинное, по­­строенное в стиле барокко, похоже на торт с белыми кремовыми узорами. Экскурсовод обязательно приветливо осведомится, все ли сыты, потому что нет-нет да и найдется человек, который попытается надкусить какой-либо музейный экспонат или отщипнуть от него кусочек. К большому сожалению музейных работников, экспозиция необычных шоколадных, карамельных и марципановых фигур и свежайших хлебобулочных изделий это позволяет.

Музейное собрание насчитывает более 12 тысяч экспонатов, и фонды постоянно пополняются. Здесь мож­­но проследить историю российской кухни и общепита со времен Ивана Грозного и до нынешних дней. Оказывается, приспешником в старину называли ученика повара и был такой глагол «приспешать» — припустить что-то на сковороде. Сло­­во «чумичка» означало половник, а левашниками были похожие на вареники пирожки с ягодной начинкой.

Осмотр начинается с большого зала на втором этаже, где разместилась экспозиция «Кухня XIX века». Над огромной плитой, которая топилась дровами, висят и стоят на полках различные предметы кухонной утвари: например, необычная двойная ложка для пирожного меренги, прибор для вырезания огромных фигур из сливочного масла, всевозможные сосуды для соусов и масел, рассольницы, оловянники (посуда из олова), ставцы (деревянные чаш­­ки и миски) и многое другое. Осо­­бое внимание экскурсовод обратит на со­брание скалок. Здесь есть да­­же инкрустированная уральскими са­моцветами скалка из красного дерева. Используя восковую фигуру веселого повара, экскурсовод покажет, как правильно надевают колпак, завязывают фартук, и расскажет, зачем в процессе готовки профессионалы держат на плече мокрое полотенце.

Вообще, восковые фигуры стоят по всему музею: трактирщики, половые, сбитенщики, официантки кремлевских столовых и другие работники пищевой промышленности. У каждого из них были свои секреты: официантки носили стеганые фартуки, чтобы уберечься от хлопков и щипков гостей; у поваров были фартуки с потайными карманами, в которые можно было положить мясные обрезки; сбитенщики пользовались специальными пузатыми стаканчиками с вывернутыми на­­ружу краями, чтобы покупатели не об­­жигали руки, и т. п.

Со вкусом, с толком, с расстановкой

Особого внимания заслуживают меню. Некоторые из них украшают виньетки кисти Поленова, Васнецова и Бенуа. А от перечисления указанных там блюд и у сытого гурмана начнет кружиться голова и учащенно биться сердце.

За один званый ужин могло быть до 8-9 перемен блюд: бараньи котлеты со спаржей, форель с зеленым соусом, рулеты из рябчиков с бобами, заливное из дичи, цыплята с нежным горошком, супы из соловь­­иных языков, похлебка из бычьих глаз, которая называлась «поутру рано проснувшись», и т. д. Кстати, если при просмотре фильма «Иван Васильевич меняет профессию» вы задавались вопросом, что значит «почки заячьи верченые», то в музее вам расскажут, что верченые — это жаренные на вертеле на открытом огне. А помните прославленный Гоголем обед, который дала Ко­­ро­­бочка для Чичикова? В XIX веке такие обеды в богатых домах были в порядке вещей. Наши предки знали толк в хорошей еде, и кухня была не хуже французской. В «Рос­­писи царским кушаньям» — придворной поваренной книге XVII ве­­ка — есть блюда, которые даже не снились французским поварам: например, лебеди во взваре, белужий скаб (бок) или щучьи головы под чесноком.

В отдельном зале представлены национальные кухни бывших рес­­публик Советского Союза, оригинальные рецепты которых после 1920 го­­да вобрал в себя русский общепит. Здесь можно узнать, как должен выглядеть настоящий украинский борщ, узбекский лагман, грузинский кебаб, азербайджан­­ская долма и молдавская плачинта.

Трели для аппетита

В зале, где воссоздана обстановка трактира ХIХ века, модного кафе начала XX века, советской столовой и ресторана быстрого питания, висит клетка с канарейкой. Считалось, что птичьи трели — соловьиные или канареечные — возбуждают аппетит, поэтому каждый трактирщик старался завести у себя в заведении поющую птичку.

На двух больших стендах можно изучить фотографии и документы времен Великой Отечественной, ког­­да хлеб выдавали в граммах и по карточкам, и московской Олим­­пиа­­ды 1980 года, перед которой были приняты новые ГОСТы для некоторых продуктов и придуманы оригинальные блюда.

В многочисленных витринах расставлена посуда, столовые приборы и муляжи разных блюд. Вы увидите, как выглядит запеченный молочный поросенок или огромный фаршированный осетр. А на прощание посетители могут услышать, нажав кнопочку в специальном автомате: «Сда­­чи не надо!», «Девушка! Уже по­­ло­­вина второго, а я все жду перво­­го!» и, конечно, «Чилаэ-э-эк! Шампан­­ско­­­­го!» в исполнении Шаляпина.

Музей кулинарного искусства

Адрес: Б. Рогожский пер., 17, стр. 1 (м. Таганская)

Время работы: 12:00-17:00

Вход и экскурсия — по предварительной договоренности по тел.: (495) 911-35-03

Цена билетов: от 100 руб.

Загрузка...