Спортсменом можешь ты не быть, но в секцию ходить обязан: плюсы и минусы детского спорта
Многие родители стремятся как можно раньше начать закаливать и развивать физически своих малышей, чуть ли не с двух лет записывают их на хоккей, фигурное катание, плавание. Правы ли они?
Екатерина Сиротина, старший тренер юниорской сборной России по художественной гимнастике, хореограф-постановщик, кандидат педагогических наук, заслуженный тренер России
— Екатерина, скажите, в каком возрасте лучше отдавать ребенка в спортивные секции, чтобы это было не во вред здоровью?
— Для каждого вида спорта существуют свои возрастные критерии. Не могу профессионально рассуждать о хоккее, плавании или фигурном катании, но что касается художественной гимнастики, то этим видом спорта девочки начинают заниматься достаточно рано. В группу начальной подготовки мы принимаем малышек с 4-5 лет. На этом этапе они тренируются 3-4 раза в неделю максимум по 2 часа. И главная задача тренера — влюбить девочек в художественную гимнастику, увлечь, заинтересовать, показать им красоту этого вида спорта, чтобы они почувствовали себя маленькими феями, умеющими необыкновенно красиво и пластично двигаться на помосте. Малышей мы не перегружаем усиленной физической нагрузкой, растяжкой. Ребенку должно нравиться то, чем он занимается, он должен на каждую тренировку идти с большим желанием.
— Какие физические данные развивает художественная гимнастика?
— На мой взгляд, это идеальный вид спорта для девочек. Он будто создан для формирования совершенного женского тела и воспитания качеств характера, которые необходимы каждой женщине. Художественная гимнастика развивает пластику, артистизм, гибкость, координацию движений. Вырабатывает умение выступать на публике, владеть эмоциями, учит дисциплине, выносливости, ответственности. И включает в себя все для того, чтобы девочка развивалась гармонично.
— Как тренировки влияют на формирование характера ребенка?
— Тренировки в любом виде спорта закаляют характер, потому что это всегда преодоление себя. Каждый день ты должен приходить в спортзал, независимо от погоды, самочувствия, настроения, и отрабатывать объем элементов, который назначил тренер. Это процесс непрерывный. Нельзя заниматься в понедельник, а в следующий раз — в пятницу и рассчитывать на положительный результат. Если целью являются высокие спортивные результаты, то это подразумевает многочасовые ежедневные тренировки.
Победители всероссийских соревнований «Новое поколение» по программе КМС. Фото: Артем Шапаев
— Как занятия спортом влияют на успеваемость? Юные спортсмены благодаря своей целеустремленности легче учатся в школе? Или, наоборот, из-за тренировок отстают в учебе?
— Сочетать занятия художественной гимнастикой и учебу в школе — сложно, но можно. Ответственность, которая вырабатывается в процессе спортивных занятий, распространяется и на учебу. Если у девочки цель — выполнить норматив мастера спорта, то и учебу, и тренировки можно гармонично сочетать. А если гимнастка ставит перед собой задачу побеждать на мировых соревнованиях, то приходится пропускать школу из-за учебно-тренировочных сборов и состязаний. Но девочки компенсируют пропуски занятиями с репетиторами или даже переходят на обучение экстерном.
— В чем для вас состоит самое большое удовольствие от работы с маленькими детьми? А в чем — главные трудности?
— Работать с малышами — невероятное счастье! Они всегда в хорошем настроении, открыты миру, открыты для общения, открыты новым знаниям. И эмоции у них абсолютно искренние. И когда понимаешь, что тебе удается научить, дать что-то хорошее ребенку, и шаг за шагом видишь прогресс, — это невероятное удовольствие и радость.
А основная трудность — что не всегда приходится только гладить по голове. Нужно учить преодолению — через боль и усталость. Порой приходится заставлять что-то делать, чтобы потом все получалось легко, красиво, непринужденно, как это видит зритель. Иногда приходишь домой и переживаешь, что кто-то заплакал, не выдержал, не смог. Или проиграл на соревнованиях. Но проблемы решаются, а красота, которую показывают дети на гимнастическом помосте, их восторг от побед, радость от того, чему они научились, остаются как большое счастье и для тренера, и для родителей, и для самой гимнастки.
— Пожалуйста, дайте совет родителям, мечтающим вырастить «домашнего» чемпиона.
— Любить детей, а не вкладывать в них свои амбиции или нереализованные надежды. И поддерживать. Строгих учителей на их пути будет много — и судьи на соревнованиях, и тренеры, которые заставляют работать через «не могу», и соперницы по команде. Помогайте детям достигать своих целей, поддерживая их словом, хорошим настроением, улыбкой и искренним чувством.